Аннотация | Юридическая сила административного акта определяет его действительность, влияет на полномочия органа, принявшего акт, изменять или отменять его, делает акт обязательным для всех органов власти, а также для всех заинтересованных в акте субъектов. Этот термин все еще не исследован в полном объеме, его нет и в российском законодательстве. Есть вопросы об имплементации в доктрину конструкций материальной и формальной юридической силы административного акта. Окончательно не решены вопросы соотношения юридической силы первоначального акта и акта, производного от него. Требуется уточнить возможность применения административного усмотрения при определении юридической силы административных актов.
Юридическая сила административного акта исследуется с помощью традиционных методов правого исследования, но важное место среди них отводится историко-правовому методу и сравнительно-правовому методу. Методы позволили обозначить отечественную традицию, в которой и следует развивать учение о юридической силе административного акта, сравнить основные зарубежные представления о юридические силе, выявить общие для разных правопорядков черты, которые могут использоваться для развития российской доктрины.
В результате, предлагается вернуть в оборот терминологию, с помощью которой описывалась юридическая сила в отечественной традиции – материальная и формальная юридическая сила. Сравнение судебных решений и административных актов также предоставляет интересные результаты, высвечивающие специфику силы актов администрации, и позволяет задействовать характерные для процессуальной теории, хорошо отработанные на практике юридические конструкции, включая «римскую основу» юридической силы властных решений. Разделение актов на ничтожные и оспоримые позволит уточнить представления об их юридической силе, а также о полномочиях органов по изменению или отмене таких актов. Объем административного усмотрения при решении вопросов действительности ничтожных и оспоримых актов также будет различаться. |