Сакральное время в политическом дискурсе Римской республики

 
Код статьиS207987840029433-5-1
DOI10.18254/S207987840029433-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
Российский государственный гуманитарный университет
Российская академия народного хозяйства и государственного управления при Президенте Российской Федерации
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаИстория
Выпуск
Аннотация

В статье рассмотрены четыре бинарные оппозиции, которые в своей совокупности дают описание архаического пласта восприятия римлянами времени: время мифологическое и время историческое; сакральное и профанное; благоприятное и неблагоприятное; циклическое и линейное. Обладая религиозным содержанием, эти пары имели прямое отношение к политической власти и ее функционированию, что является объектом данного исследования. Особое значение имело деление времени на благоприятное/неблагоприятное, которое было прямо связано с важнейшей прерогативой магистратской власти — правом на ауспиции. Отмечено, что политическая власть имела широкие полномочия влиять на сакральное время, подчиняя его интересам общества, ибо на ней лежала особая ответственность за исполнение долга перед богами. И в этой возможности заключается один из примечательных парадоксов римского религиозного мышления, где искренняя вера сочеталась со значительной долей рационального прагматизма. Возможно, такое поведение было связано с характерным для римского мировоззрения ощущением четкой грани между миром богов и миром людей, из чего следовало негативное отношение к нарушению этой границы с обеих сторон. Не исключено также влияние «римского мифа», представлявшего римские успехи как воплощение первоначального плана богов, осуществление которого, соответственно, предполагало тесное взаимодействие богов и людей.

Ключевые словаРимская республика, религия, восприятие времени, бинарные оппозиции, время и власть, сакральное и профанное время
Источник финансированияСтатья подготовлена при поддержке гранта Российского научного фонда «Дискурс государственной власти в древних обществах и рецепция его элементов в мировых и российских общественно-политических практиках» (проект № 19-18-00549), реализуемого в Российском государственном гуманитарном университете.
Получено08.10.2023
Дата публикации27.12.2023
Кол-во символов48288
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 51

Оценка читателей: голосов 0

1. Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / пер. с нем. М. М. Сокольской. М., 2004.

2. Ашкеров А. Ю. Политическое пространство и политическое время в античности // Вестник МГУ. Сер. 12. Политические науки. 2001. № 2. С. 27—41.

3. Бутин А. А. Восприятие времени и пространства в Римской империи эпохи Корнелия Тацита. Ярославль, 2019.

4. Бутин А. А., Перфилова Т. Б. Историографические аспекты восприятия пространства и времени в древнем Риме // Ярославский педагогический вестник. 2008. № 4 (57). С. 179—184.

5. Кнабе Г. С. Время // Культура древнего Рима. Т. II. М., 1985. С. 135—166.

6. Кнабе Г. С. Историческое время в Древнем Риме // Кнабе Г. С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М., 1993. С. 279—298.

7. Колосова О. Г. Восприятие времени в диалоге Тацита «Об ораторах» // Диалог со временем. 1999. № 1. С. 36—45.

8. Коптев А. В. Царская власть в раннем Риме сквозь призму античной историографии (VIII—IV вв. до н. э.). Saarbrücken, 2013.

9. Короленков А. В. Восприятие времени в римской литературе на сломе эпох: Саллюстий // Образы времени и исторические представления. Россия — Восток — Запад / под ред. Л. П. Репиной. М., 2010. С. 145—166.

10. Лимонов В. А. Идея исторического циклизма в античной картине мира (римская античность) // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2007. № 8 (35). С. 64—70.

11. Подосинов А. В. Время и пространство в архаической картине мира // Интеллектуальные традиции античности и средних веков (исследования и переводы) / сост. и общ. ред. М. С. Петровой. М., 2010. С. 362—376.

12. Сини Ф. Право и pax deorum в древнем Риме // Древнее право (Ius antiquum). 2017. № 1 (19). С. 8—36.

13. Сморчков А. М. Мифологическая традиция в сакральной легитимации римской магистратской власти // Диалог со временем. 2021. Вып. 74. С. 78—88.

14. Сморчков А. М. Религия и власть в Римской республике: магистраты, жрецы, храмы. М., 2012.

15. Суриков И. Е. Очерки об историописании в классической Греции. М., 2011.

16. Bettini M. Antropologia e cultura romana. Parentela, tempo, immagini dell’anima. Roma, 1986.

17. Bleicken J. Kollisionen zwischen Sacrum und Publicum. Eine Studie zum Verfall der altrömischen Religion // Hermes. 1957. Bd. 85. H. 4. S. 446—480.

18. Bremmer J., Horsfall N. Roman Myth and Mythography. L., 1987.

19. Champion C. B. The Peace of the Gods. Elite Religious Practices in the Middle Roman Republic. Princeton; Oxford, 2017.

20. Cornell T. The Methodology of Dionysius of Halicarnassus in Book 1 of the Roman Antiquities // Myth and History in the Historiography of Early Rome / ed. by T. Cornell, N. Meunier, D. Miano. Leiden; Boston, 2023. P. 86—121.

21. Cultural Memory in Republican and Augustan Rome / ed. by M. T. Dinter, Ch. Guerin. Cambridge, 2023.

22. Driediger-Murphy L. G. Roman Republican Augury. Freedom and Control. Oxford, 2019.

23. Feeney D. Caesar's Calendar. Ancient Time and the Beginnings of History. Berkeley; Los Angeles; L., 2007

24. Feeney D. Time // The Cambridge Companion to the Roman Historians / ed. by A. Feldherr. Cambridge, 2009. P. 139—161.

25. Forsythe G. Time in Roman religion: one thousand years of religion history. N. Y.; L., 2012.

26. Hay P. J. Time, Secularity, and the First Century BCE Roman World. Diss. (PhD). The University of Texas at Austin, 2017.

27. Hölscher T. Mythen als Exempel der Geschichte // Mythos in Mythenloser Gesellschaft: Das Paradigma Roms / ed. F. Graf. Stuttgart; Leipzig, 1993. S. 67—87.

28. Konrad C. F. The Challenge to the Auspices. Studies on Magisterial Power in the Middle Roman Republic. Oxford, 2022.

29. Laurence R., Smith Ch. Ritual, Time and Power in Ancient Rome // The Accordia Research Papers. 1995/1996. Vol. 6. P. 133—151.

30. Linderski J. Pax deorum (deum) // Der Neue Pauly / hrsg. von H. Cancik, H. Schneider. Bd. 9. Stuttgart; Weimar, 2000. Sp. 456.

31. Miano D. Dionysius of Halicarnassus, Theopompus, and the Historical Marvel: The Rhetoric of Myth and the Myth of Rhetoric // Myth and History in the Historiography of Early Rome / ed. by T. Cornell, N. Meunier, D. Miano. Leiden; Boston, 2023. P. 32—63.

32. Michels A. K. The Calendar of the Roman Republic. Princeton, 1967.

33. Myth and History in the Historiography of Early Rome / ed. by T. Cornell, N. Meunier, D. Miano. Leiden; Boston, 2023.

34. Pina Polo Fr. Consuls as curators pacis deorum // Consuls and Res publica / ed. by H. Beck [et al.]. Cambridge, 2011. P. 97—115.

35. Rüpke J. Construing “religion” by doing Historiography: The Historicisation of Religion in the Roman Republic // History and Religion / ed. by B.-Ch. Otto, S. Rau and J. Rüpke. B.; Boston, 2015. P. 45—62.

36. Rüpke J. The Roman Calendar from Numa to Constantine. Time, History and the Fasti. Oxford, 2011.

37. Short W. M. Spatial Metaphors of Time in Roman Culture // Classical World. 2016. Vol. 109. № 3. P. 381—412.

38. Wissowa G. Religion und Kultus der Römer. Aufl. 2. München, 1912.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх