Орлица, Свобода, Геракл, пчелиный улей: из истории эволюции государственной печати Франции в эпоху Наполеона

 
Код статьиS207987840027138-0-1
DOI10.18254/S207987840027138-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт всеобщей истории РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаИстория
Выпуск
Аннотация

Статья посвящена формированию республиканской и имперской эмблематики конца XVIII в. — начала XIX в. во Франции, важным элементом которой была государственная печать. Полный разрыв с геральдической традицией Старого порядка завершился не в 1789 г., а в 1792 г. в связи со свержением монархии. В августе 1792 г. Национальный Конвент утверждает новую государственную печать, которая использовалась вплоть до 1804 г. с небольшими изменениями. Центральный элемент печати — аллегория Свободы в образе женщины была хорошо известной визуальной репрезентацией образа Франции еще с самого начала Революции, но в сентябре 1792 г. она впервые приобретает официальной статус государственной эмблемы. Автор показывает, как революционные лидеры делали попытки заменить этот образ на другие, желая подчеркнуть радикальный разрыв и аспекты своей политической программы. Проекты 1793 г. Жана-Луи Давида и 1796 г. Анри Грегуара существенно отличались друг от друга. Но декрет о государственной печати 1793 г., в соответствии с которым образ Свободы должен быть заменен на образ Геракла, не был реализован на практике, а предложения Грегуара и вовсе были отвергнуты. На основе элементов революционной эмблематики и неоклассических геральдических конструкций в июне-июле 1804 г. была создана новая государственная печать империи, центральным элементами которой становятся золотой орел на лазурном поле и образ Наполеона, восседающего на троне в императорских инсигниях. Автор подчеркивает, что наполеоновская система геральдической репрезентации изначально мыслилась Бонапартом и его советниками как важный политический ресурс.

Ключевые словаФранцузская революция, Наполеон Бонапарт, геральдика, эмблематика, государственная печать, политические аллегории, визуальная репрезентация
Получено11.06.2023
Дата публикации28.08.2023
Кол-во символов43491
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 105

Оценка читателей: голосов 0

1. Бовыкин Д. Ю., Чудинов А. В. Французская революция. М.: Альпина нон-фикшн, 2020.

2. Елохин К. А. Геральдические аспекты мужского и женского варварства на территории Новой Гранады в конце XVIII в. — начале XIX в. // Цивилизация и варварство: гендерные парадоксы варварства / отв. ред. Буданова В. П. Вып. XI. М.: Аквилон, 2022. С. 323—329.

3. Елохин К. А. Изобразительные девизы на монетах испанских роялистов Нового Света в 1810—1823 гг. // Graphosphaera. 2022. T. 2. № 2. С. 89—114. Елохин К. А. К вопросу об изобразительных девизах на надчеканах в Латинской Америке в первой половине XIX в. // Золотые соты: Сборник статей в честь Е. В. Пчелова / отв. ред. Дурновцев В. И. Российский государственный гуманитарный университет. М., СПб.: Нестор-История, 2022. С. 98—107.

4. Митрофанов А. А. Уничтожение геральдики в период Французской революции (1789—1794) // Signum / отв. ред. Черных А. П. Вып. 9. М., 2016. С. 177—196.

5. Фюрекс Э. Оскорбленный взор. Политическое иконоборчество после Французской революции. М.: Новое литературное обозрение, 2022.

6. Черных А. П. Ордонанс 1760 г. // Новая и новейшая история. 2022. № 4. С. 182—197.

7. Agulhon M. Esquisse pour une archéologie de la République. L’allégorie civique féminine // Annales. Economies, sociétés, civilisations. 1973. No. 1. Р. 5—34.

8. Bascape G., Del Piazzo M. Araldica pubblica e privata medievale e moderna. Roma: Ministero per i beni e le attivita culturali. 1999.

9. Belissa M., Bosc Y. Le Consulat de Bonaparte, la fabrique de l'Etat et la société propriétaire. 1799-1804. P.: La Fabrique éditions, 2021.

10. Benzaken J. -Ch. L’allégorie de la Liberté et son bonnet dans l’iconologie des monnaies et médailles de la Révolution française (1789—1799) // La Gazette des archives. 1989. No. 146—147. Р. 338—377.

11. Burucua J. E., Jauregui A., Malosetti L., Munilla M. L. Influencia de los tipos iconográficos de la Revolución francesa en los países del Plata // Cahier des Amériques latines. 1991. Deuxième série. No. 10 P. 147—158.

12. Clay R. Iconoclasm in Revolutionary Paris: The Transformation of Signs. Oxford: The Voltaire Foundation, Oxford University, 2012.

13. Coëtlogon A. de, Tisserand L. -M. Les armoiries de la ville de Paris. T. I—II. P.: Impremerie Nationale 1874.

14. Fawtier R. Ce qu’il advenait du sceau de la Couronne à la mort du roi de France // Comptes rendus des séances de l’Académie des Inscriptions et Belles-Lettres. 1938. No. 6. Р. 522—530.

15. Gombrich E. H. The dream of reason. Symbolism of the French Revolution // Journal for Eighteenth-century Studies. 1979. Vol. 2. Iss. 3. Р. 187—205.

16. Hunt L. Hercules and the Radical Image in the French Revolution // Representations. 1983. No. 2. Р. 95—117.

17. Jourdan A. L’allégorie révolutionnaire, de la Liberté à la République // Dix-huitième Siècle. 1995. No. 27. Р. 503—532.

18. La Liberté defaillante et en peril, s’appuyoit sur son arbre, chancelant, le peuple lui rend la vie en frappant de mort l’hydre du royalisme; Gloire aux representans fidèles et aux trois directeurs dont le civisme a sauvé la liberté le dix huit fructidor an cinq: hommage fait au corps legislatif et au Directoire par P. F Palloy patriote pour la vie: la patrie reconnaissante. P., 1797.

19. La Trinité républicaine: que d’actions de grace les républicains doivent aux trois Directeurs, Barras, Rewbel, et Revelliere-Lépaux! Qu’avec plaisir ils les proclament sauveurs de la patrie. C’est a leur union courageuse et sacrée que nous devons la Constitution et la Republique. P., 1797.

20. Landes J. B. Visualizing the Nation. Gender, Representation, and Revolution in Eighteenth-Century France. Ithaca; L., 2001.

21. Lomné G. Révolution française et rites bolivariens: examen d’une transposition de la symbolique républicaine // Cahier des Amériques latines. 1991. Deuxième série. No. 10. P. 159—176.

22. Mercure de France. 25 messidor an XII (14 juillet 1804). No. CLIX.

23. Metman Y. Le grand sceau de Napoléon Ier // Club français de la médaille. 1968 (2e semestre). No. 20—21. Р. 18—21.

24. Normand C. Armes et sceau de l’Empire français. P., 1804.

25. Pastoureau M. L’État et son image emblématique // Culture et idéologie dans la genèse de l’État moderne. Actes de la table ronde de Rome (15—17 octobre 1984). Rome: École Française de Rome, 1985. Р. 145—153.

26. Pigni E. Stemmi gentilizi e civici concessi da Napoleone I come Re d’Italia. Milano: Phazar edizioni, 2021.

27. Pinoteau H. Le chaos français et ses signes: Etude sur la symbolique de l’Etat français depuis la Révolution de 1789. La Roche-Rigault: PSR Editions, 1998.

28. Rapport fait au Conseil des Cinq-Cents sur les sceaux de la république, par Grégoire. Séance du 11 pluviôse an IV. P.: Impremerie nationale, 1796.

29. Richard B. Les emblèmes de la république. P.: CNRS Éditions, 2012.

30. Vernot N. La réintroduction des armoiries par Napoléon: entre absolutisme et mise en image d’une élite nouvelle // Revenir… Actes de la journée d’études organisée au Château de La Roche-Guyon le 25 février 2017. Sous la dir. Pernot F., Vial E. Montreuil: Les éditions de l’œil, 2019. P. 130—221.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх