Климент Александрийский и его проповедь «Кто из богатых спасется»

 
Код статьиS207987840024678-4-1
DOI10.18254/S207987840024678-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаИстория
Выпуск
Аннотация

Статья посвящена анализу проповеди Климента Александрийского «Кто из богатых спасется». Она была написана в конце II в. в Александрии и обращена к образованным и состоятельным молодым людям, опасавшимся, что они не смогут спастись, если не откажутся от своих земных богатств. Климент доказывал, что Иисус не исключал богатых из Царства, а дал указания, как должны действовать богачи, чтобы добиться спасения. Бедность сама по себе не является добродетелью, а деньги могут служить благим целям. Богачи должны практиковать отрешенность от богатства и простоту жизни, а кроме того, раздавать милостыню; бедные обладают особыми духовными дарами, и их молитвы защищают богатого человека от искушения в этом мире. Климент активно использовал стоические и среднеплатонические концепции и термины, но попытки объединить античную философскую традицию и ветхозаветное учение об искупительной милостыне привели к противоречиям в его учении.

Ключевые словаКлимент Александрийский, «Кто из богатых спасется», бедность, богатство, милостыня, этика
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда в рамках проекта № 22-28-01357.
Получено18.01.2023
Дата публикации15.03.2023
Кол-во символов32511
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 158

Оценка читателей: голосов 0

1. Диллон Д. Средние платоники. 80 г. до н. э. — 220 н. э. СПб., 2002.

2. Каргальцев А. В. Религиозная политика Септимия Севера в свете антихристианских гонений // Религия. Церковь. Общество. Вып. 7. 2018. С. 156—173.

3. Каргальцев А. В. Александрийская школа в пространстве Церкви и города во II—III вв. // Образовательные пространства и антропопрактики города / под ред. В. К. Пичугиной. М., 2021. С. 262—277.

4. Нок А. Д. Обращение. Старое и новое в религии от Александра Великого до Блаженного Августина. СПб., 2011.

5. Пантелеев А. Д. Досуг христианина (по «Педагогу» Климента Александрийского) // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. Вып. 8. 2009. С. 401—416.

6. Пантелеев А. Д. Что Афины Иерусалиму? Раннее христианство и Вторая софистика // Schole. Философское антиковедение и классическая традиция. Т. 14 (2). 2020. С. 567—586.

7. Пантелеев А. Д. Бедность и богатство в раннехристианской традиции: от Нового Завета до начала III в. // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций: Материалы международной научной конференции. Вып. 2. Санкт-Петербург, 22—24 сентября 2022 г. / отв. редактор О. Н. Ноговицин. СПб., 2022.

8. Ashwin-Siejkowski P. Clement of Alexandria on Trial: The Evidence of “Heresy” from Photius’ Bibliotheca. Leiden, 2010.

9. Bratukhin A. Clement of Alexandria as a Creator of the Christian Philosophical Prose. Philologia Classica. Vol. 10. 2015. P. 96—108.

10. Clarke A. D. “Do Not Judge Who Is Worthy and Unworthy”: Clement's Warning Not to Speculate about the Rich Young Man’s Response (Mark 10.17—31) // Journal for the Study of the New Testament. Vol. 31. 2009. P. 447—468.

11. Countryman L. W. The Rich Christian in the Church of the Early Empire: Contradictions and Accommodations. N. Y., 1980.

12. Donahue J. R. Stoic Indifferents and Christian Indifference in Clement of Alexandria // Traditio. Vol. 19. 1963. 438—446.

13. Ferguson J. Clement of Alexandria. N. Y., 1974.

14. Gaca K. L. The Making of Fornication: Eros, Ethics, and Political Reform in Greek Philosophy and Early Christianity. Berkeley; Los Angeles; L., 2003.

15. Hildebrand S. M. Should a Christian Sell Everything? Early Interpretations of the Rich Young Man // Sacred Scripture and Secular Struggles / ed. by D. V. Meconi. Leiden, 2015. P. 179—198.

16. Jurasz I. Carpocrate et Epiphane: chrétiens et platoniciens radicaux // Vigiliae Christianae. Vol. 71. 2017. P. 134—167.

17. Lilla S. R. C. Clement of Alexandria: a study of Christian Platonism and Gnosticism. Oxford, 1971.

18. Markgraf. Klemens von Alexandrien als asketischer Schriftsteller in seiner Stellung zu den natürlichen Lebensgütern // Zeitschrift für Kirchengeschichte. Bd. 22. 1901. S. 487—515.

19. McGuckin J. Christian Asceticism and the Early School of Alexandria // Studies in Church History. Vol. 22. 1985. P. 25—39.

20. O'Brien D. Rich Clients and Poor Patrons: Functions of Friendship in Clement of Alexandria's “Quis Dives Salvetur?”. PhD diss. University of Oxford, 2004.

21. Osborn E. Clement of Alexandria. Cambridge, 2005.

22. Parker C. P. Musonius in Clement // Harvard Studies in Classical Philology. Vol. 12. 1901. P. 191—200.

23. Petrey T. G. Gender and the History of Sexuality in Clement of Alexandria and Epiphanes // Early Christianity. Vol. 9. 2018. P. 319—341.

24. Reesor M. E. The “Indifferents” in the Old and Middle Stoa // Transactions and Proceedings of the American Philo-logical Association. Vol. 82. 1951. P. 102—110.

25. Rudolph K. Gnosis. The Nature and History of Gnosticism. San Francisco, 1984.

26. Stroumsa G. G. Barbarian Philosophy: The Religious Revolution of Early Christianity. Tübingen, 1999.

27. Tollinton R. B. Clement of Alexandria. A Study in Christian Liberalism. 2 vols. L., 1914.

28. Van den Broek R. The Christian “School” of Alexandria in the Second and Third Centuries // van den Broek R. Alexandrian Christianity. Leiden, 1996. P. 197—205.

29. Van den Hoek A. Widening the Eye of the Needle: Wealth and Poverty in the Works of Clement of Alexandria // Wealth and Poverty in Early Church and Society / ed. by S. R. Holman. Grand Rapids, 2008. P. 67—75.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх