Традиции и интерпретации античного театра в послереволюционном Петрограде

 
Код статьиS207987840024511-1-1
DOI10.18254/S207987840024511-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаИстория
Выпуск
Аннотация

Внимание к античной драме, характерное для всей европейской культуры рубежа XIX—XX в., в России нашло отражение в поисках новых форм в театральном искусстве как в самом начале XX в., так и после событий 1917 г. Одним из самых ярких примеров, связанных со сценическим воплощением древнегреческой трагедии, является постановка Софоклова «Царя Эдипа» в Цирке Чинизелли в Петербурге/Петрограде: еще в начале 1910-х гг. эта греческая трагедия была поставлена знаменитым немецким режиссером Максом Рейнхардтом, а в 1918 г. к ней обратился Юрий Юрьев, исполнивший также главную роль в спектакле. Анализ сохранившихся свидетельств — воспоминаний участников и очевидцев этих представлений, рецензий и различных публикаций в театральных журналах, а также сохранившихся архивных материалов и другого — позволяют проследить особенности интерпретации древнегреческой трагедии, оказавшейся особенно созвучной бурной эпохе мировых катаклизмов и войн.

Ключевые словаантичный театр, древнегреческая трагедия, Софокл, «Царь Эдип», цирк Чинизелли
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-09-00455.
Получено07.11.2022
Дата публикации15.03.2023
Кол-во символов23693
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 201

Оценка читателей: голосов 0

1. Байгузина Е. Н. Интерпретация античного наследия в театрально-декорационном творчестве Л. С. Бакста. Автореф. дисс… кандидата искусствоведения. СПб., 2006.

2. Бояджиева Л. В. Макс Рейнхардт. Л.: Искусство, 1987.

3. Вейдле В. В. Зимнее солнце. Из ранних воспоминаний [Вашингтон, 1976] // ВикиЧтение. [Электронный ресурс]. URL: https://religion.wikireading.ru/90935 (дата обращения: 01.12.2022).

4. Державин К. Н. Цирк // Жизнь искусства. 1920. № 523. 6 августа. С. 1.

5. Казьмина Н. Ю. «Античное приключение» русской сцены // Вопросы театра. 2009. № 1-2. С. 107—168.

6. Кузмин М. Царь Эдип // Жизнь искусства. 1918. № 13. С. 3.

7. Кулишова О. В. Афинская демократия и театр // Вестник СПбГУ. Сер. 2. История. 2010. Вып. 1. С. 32—38.

8. Кулишова О. В. Античный театр: организация и оформление драматических представлений в Афинах V в. до н.э. СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2014.

9. Кулишова О. В. Хор в древнегреческой драме: социально-политический контекст // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. 2014. Вып. 14. С. 253—259.

10. Кулишова О. В. Хор в древнегреческом театре V в. до н. э. // Маска и театр в зрелищной культуре античного мира: сборник научных статей / под ред. О. В. Кулишовой, А. Д. Пантелеева. СПб., 2015. С. 36—51.

11. Мамчур Е. В. Режиссура в Александринском театре в 1900-е годы // Театрон. Научный альманах Санкт-Петербургской академии театрального искусства. 2013. № 2 (12). С. 16—30.

12. Пиотровский А. И. Романтический «Эдип» (Акдрама) // Пиотровский А. И. Театр Кино Жизнь / сост. и подгот. текста А. А. Акимовой, общ. ред. Е. С. Добина. Л.: Искусство, 1969. С. 66—67.

13. Рейнгардтиада: Статьи Н. Евреинова, Н. Попова. А. Ростиславова и А. Гидони // Театр и искусство. 1911. № 14. С. 291—294.

14. Сергеев А. В. Циркизация театра. От традиционализма к футуризму: Учебное пособие. СПб., 2008.

15. Сюжеты Александринской сцены: Рассказы об актерах / отв. ред. серии и предисл. А. А. Чепуров, под ред. кол. А. Я. Альтшуллера и др. СПб.: Балтийские сезоны, 2006.

16. Чиглинцев Е. А. Античность в большевистской пропаганде первых послеоктябрьских десятилетий // Ученые записки Казанского университета. Гуманитарные науки. 2009. Т. 151. Кн. 2. Ч. 2. С. 183—188.

17. Юрьев Ю. М. Записки: В 2 т. / ред. и вступ. ст. Е. М. Кузнецова; подгот. текста Л. И. Гительмана; прим. Л. И. Гительмана и А. А. Штейнман. Т. 2. М.; Л.: Искусство, 1963.

18. Якимова Ж. В. Античная пьеса на петербургской сцене конца XIX — начала XX века. Автореф. дисс… кандидата искусствоведения. СПб., 2009.

19. Fiedler L. M. Reinchardt, Max // Neue Deutsche Biographie. Bd. 21. B., 2003. S. 357—359.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх