Фольклорный «исторический» нарратив в контексте мифологии ландшафта (русско-белорусское пограничье)

 
Код статьиS207987840024092-0-1
DOI10.18254/S207987840024092-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт славяноведения РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаИстория
Выпуск
Аннотация

В статье представлен сюжетный и структурный анализ текстов из фондов Государственного архива Смоленской области, в которых отразились народные поверья о культовых деревьях. Эти записи могут рассматриваться как «исторические» нарративы, в которых деревья, являющиеся объектами народного почитания (ритуальные практики, направленные на исцеление) и суеверия (предание о кладе под деревом), в то же время связаны с историческими или квазиисторическими событиями (похождения местных разбойников, Отечественная война 1812 г.). Сюжеты о необычных деревьях демонстрируют тесную связь с мифологией пространства, а сами природные объекты являются своеобразными маркерами для коллективной памяти, транслирующей знания о прошлом с опорой на местный ландшафт.

Ключевые словаэтнокультурное пограничье, устная история, фольклор, предания, коллективная память
Получено16.08.2022
Дата публикации31.01.2023
Кол-во символов35351
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 170

Оценка читателей: голосов 0

1. Агапкина Т. А. Сквозь // Славянские древности: Этнолингвистический словарь / общ. ред. Толстой Н. И. Т. 5. М.: Международные отношения, 2012. С. 12—16.

2. Агапкина Т. А. Смотреть // Славянские древности: Этнолингвистический словарь / общ. ред. Толстой Н. И. Т. 5. М.: Международные отношения, 2012. С. 75—81.

3. Архангельский В. М. Из материалов летней экспедиции 1927 г. по Дорогобужскому уезду бывш. Смоленской губернии. Часть первая. Смоленск: Смоленское Общество краеведения, 1930.

4. Белова О. В. Пришельцы с Запада: «европейские» народы в восточнославянских легендах и топонимических преданиях // Миф Европы в литературе и культуре Польши и России / ред. Лескинен М. В., Хорев В. А. М.: Индрик, 2004. С. 85—96.

5. Белова О. В. Водоемы псковско-витебского пограничья: между устной историей и мифологией // Беларускае Падзвiнне: вопыт, методыка i вынiкi палявых міждысцыплінарных даследаванняў. Ч. 1 / агул. рэд. Дук Д. У., Лобач У. А., Корсак А. I. Наваполацк: ПДУ, 2016. С. 52—58.

6. Белова О. В. Мифологизация исторических персонажей в фольклоре русско-белорусского пограничья // Беларусь у кантэксце еўрапейскай гісторыі: асоба, грамадства, дзяржава / рэд. Кавалень А. А. i iнш. Гродна: ГрДУ iмя Янкi Купалы, 2021. С. 365—369.

7. Белова О. В., Петрухин В. Я. Бросание каменного топора: фольклорный мотив в свете исторических и мифологических параллелей // Русский сборник. Вып. 10. К юбилею В. Н. Гурьянова / отв. ред. Чубур А. А. Брянск: Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского, 2021. С. 200—205.

8. Белова О. В., Петрухин В. Я. Фольклор и книжность: Миф и исторические реалии. М.: Наука, 2008.

9. Белова О. В., Петрухин В. Я. «Невелыке царство було, а врэдливе…»: История в свете народной этиологии // Славянский альманах 2000. М., 2001. С. 286—303.

10. Дневники краеведческой экспедиции в верховья Днепра 1929 г. // Край Смоленский. 2016. № 10. С. 42—52.

11. Котельникова Н. Е. Кто клад кладет, а кто находит (Человек в русских фольклорных рассказах о кладах) // Демонология и народные верования / сост. Ипполитова А. Б. М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2016. С . 253—266.

12. Котельникова Н. Е. Стабильные повествовательные компоненты в несказочной прозе о кладах // Русский фольклор. Материалы и исследования. Т. XXX. СПб., 1999. С .215—229.

13. Котельникова Н. Е. Тема разбойничьих кладов в народной несказочной прозе // Традиционная культура. 2006. № 4. С. 55—65.

14. Лобач У. Мiф, прастора, чалавек: традыцыйны культурны ландшафт беларусаў у семiятычнай перспектыве. Мiнск: Тэхналогiя, 2013.

15. Лобач У. А. Скарб рэальны і скарб ідэальны ва ўяўленнях і практыках беларускай вёскі ХІХ—ХХ стст. // Беларускае Падзвiнне: вопыт, методыка i вынiкi палявых міждысцыплінарных даследаванняў. Ч. 1 / агул. рэд. Дук Д. У., Лобач У. А., Корсак А. I. Наваполацк: ПДУ, 2016. С. 203—213.

16. Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Материалы «Этнографического бюро» князя В. Н. Тенишева. Т. 3: Калужская губерния. СПб.: Деловая полиграфия, 2006.

17. Степченков Л. Л. И. И. Орловский, его роль в изучении и описании Смоленской епархии. Смоленск: Коллекция, 2007.

18. Толстая С. М. Культурная семантика слав. *kriv- // Слово и культура. Памяти Никиты Ильича Толстого. Т. 2 / ред. Агапкина Т. А., Журавлев А. Ф., Толстая С. М. М.: Индрик, 1998. С. 215—229.

19. Толстая С. М. Кривой // Славянские древности: Этнолингвистический словарь / ред. Толстой Н. И. Т. 2. М.: Международные отношения, 1999. С. 674—675.

20. Шейн П. В. Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края. Т. 2. СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1893.

21. Штырков С. А. Предания об иноземном нашествии: крестьянский нарратив и мифология ландшафта (на материалах северо-восточной Новгородчины). СПб.: Наука, 2012.

22. Якушкина Е. И. Оппозиции прямой — кривой и прямой — обратный и их культурные коннотации // Признаковое пространство культуры / отв. ред. Толстая С. М. М.: Индрик, 2002.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх