Двусторонние комиссии историков как пример научной дипломатии

 
Код статьиS207987840024002-1-1
DOI10.18254/S207987840024002-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт всеобщей истории РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаИстория
Выпуск
Аннотация

Статья известного российского историка А. О. Чубарьяна посвящена постепенному становлению научной дипломатии как самостоятельной научной дисциплины, реализации ее принципов и идей на практике и изучению российского опыта в этой области. Особенно подробно автор останавливается на работе двусторонних комиссий историков, которые стали примером подлинной научной дипломатии. Несмотря на изначальный скептицизм, конструктивный подход, с одной стороны, российских историков, а с другой стороны, их немецких, австрийских, польских и литовских коллег, позволил в последние годы издать ряд совместных книг для учителей средней школы по самым проблемным и актуальным вопросам из истории двусторонних отношений. Автор призывает активнее использовать опыт времен холодной войны, когда формировались международные научные экспертные группы, которые совместно искали способы смягчения международной напряжённости и выхода из острой фазы холодной войны. Важную роль в реализации целей научной дипломатии играет и публикация архивных документов. В целом, за последние годы, несмотря на обострение международной ситуации, российские историки накопили значительный опыт в международном сотрудничестве, лучшим подтверждением чего стало проведение в Москве в 2021 г. первого в истории Всемирного конгресса школьных учителей истории, а в сентябре 2022 г. в Санкт-Петербурге — конференции с участием авторов школьных учебников из разных стран мира.

Ключевые словаНаучная дипломатия, Россия, двусторонние комиссии историков, Всемирный конгресс школьных учителей истории, учебные пособия
Источник финансированияСтатья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 21-59-22010 ФДНЧ_А «Роль научной дипломатии перед лицом кризисов и угроз».
Получено17.10.2022
Дата публикации25.12.2022
Кол-во символов10738
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 151

Оценка читателей: голосов 0

1. Гризе П., Заботкина В. И., Руффини П., Чубарьян А. О. Научная дипломатия: теория и практика // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2021. T. 12. Вып. 12 (110). Ч. II. URL: https://history.jes.su/s207987840018743-6-1/ DOI: 10.18254/S207987840018743-6

2. Литва — Россия. 1917—1920 гг.: сборник документов / Совместная литовско-российская комиссия историков; сост. Чесловас Лауринавичюс [и др.]. Вильнюс: Институт развития Литвы, 2020.

3. Майер А. С., Осипов Е. А. Всемирный конгресс школьных учителей истории // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2021. T. 12. Вып. 12 (110). Ч. II. URL: https://history.jes.su/s207987840019438-0-1/ DOI: 10.18254/S207987840019438-0

4. Осипов Е. А. Институциональное международное сотрудничество в сфере школьного исторического образования как пример научной дипломатии // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2022. T. 13. Вып. 9 (119). URL: https://history.jes.su/s207987840022988-5-1/ DOI: 10.18254/S207987840022988-5

5. Россия — Австрия: Вехи совместной истории / отв. ред. Ст. Карнер, А. Чубарьян. 2-е изд., исправл. и доп. М.: Издательство «Аспект Пресс». 2019.

6. Россия — Германия. Вехи совместной истории в коллективной памяти / под ред. А. О. Чубарьяна, Х. Мёллера. Т. III. М.: ГАУГН-пресс, 2015.

7. Россия — Германия. Вехи совместной истории в коллективной памяти. Т. I. XVIII век. М.: ГАУГН-Пресс, 2018.

8. Россия — Германия. Вехи совместной истории в коллективной памяти. Т. II. XIX век. М.: ГАУГН-Пресс, 2019.

9. Россия и Польша: Преодоление исторических стереотипов. 1918—1991. Пособие для учителей истории. М.: Издательство «Весь Мир», 2019.

10. Россия и Польша: преодоление исторических стереотипов. XIV—XVIII вв. Пособие для учителей истории. 2-е изд. М.: Издательство «Весь Мир», 2019.

11. Россия и Польша: преодоление исторических стереотипов. Конец XVIII — начало XX вв. Пособие для учителей истории. 2-е изд. М.: Издательство «Весь Мир», 2019.

12. Россия и Украина на перекрестках истории. Пособие для учителей истории. Киев; М., 2012.

13. Ruffini P.-B. Science and Diplomacy: A New Dimension of International Relations (Science, Technology and Innovation Studies). Springer, 2018.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх