Выставка «дагомейских амазонок» в Москве в 1901 г.: между колониальным высокомерием и провинциальным тщеславием

 
Код статьиS207987840022915-5-1
DOI10.18254/S207987840022915-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
Российский государственный гуманитарный университет
Институт всеобщей истории РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаИстория
Выпуск
Аннотация

В статье рассматривается история экспонирования «дагомейских амазонок» в Москве в апреле—мае 1901 г. Критически разбираются существующие исследования об этой выставке. На основании научной и популярной литературы, издававшейся в России конца XIX в., реконструируется стереотипный образ дагомейских амазонок, в котором, однако, обнаруживается большая вариативность. Выделяется французская модель их описания, в которой делается акцент на варварской жестокости дагомейцев, а также немецкая, в которой больше внимания уделяется их храбрости, воинственности, благочестивости. Обнаруживаются также различия в трактовке эротической привлекательности амазонок. Затем исследуется, в какой мере эти стереотипные представления были задействованы во время гастролей дагомейских амазонок в Москве. Было установлено, что труппа прибыла из Германии и программа ее выступлений соответствовала немецкой модели, что создавало больше возможностей для эмпатии по отношению к демонстрируемым людям. В то же время, для восприятия выставки было важно и то, что дагомейские амазонки демонстрировались на Всемирной выставке в Париже в 1900 г., и московские гастроли как бы позволяли стать сопричастными этому событию. Значение московского показа амазонок оказывалось двойственным: в нем соединялось культурное высокомерие по отношению к менее развитым африканцам с провинциальным восхищением зрелищем, привезенным из центра Европы.

Ключевые словаэтнические выставки, человеческие зоопарки, Дагомея, Москва, Зоологический сад, Африка, Россия, стереотипы, колониальная культура
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда (проект № 20-18-00482).
Получено11.05.2022
Дата публикации07.11.2022
Кол-во символов48459
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 223

Оценка читателей: голосов 0

1. Амфитеатров А. В. Курортный муж // Амфитеатров А. В. Столичная бездна: Этюды, листки, типы и картинки. СПб.: Т-во И. П. Табурно и Ко, 1900. С. 287—303.

2. В Париж на выставку: Путеводитель по Западной Европе, Парижу и Всемирной выставке 1900 года / cост. А. П. Ненашев. М.: Типо-лит. т-ва В. Чичерина, 1900. XVI.

3. Верн Ж. Воздушный корабль / пер. Е. Киселева. М.: Тип. И. Д. Сытина, 1892.

4. Гельвальд Ф. Естественная история племен и народов. В 2 тт. Т. 2. СПб.: А. С. Суворин, 1883. III.

5. Масанов И. Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. В 4 т. Т. 2. М.: Изд-во Всесоюзн. книжной палаты, 1957.

6. Минченков Я. Д. Воспоминания о передвижниках. 6-е изд. М.: Художник РСФСР, 1980.

7. Мирзеханов В. С. Идея превосходства и расовая иерархия во французской колониальной культуре // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2014. T. 5. Вып. 4 (27). URL: https://history.jes.su/s207987840000720-1-1/

8. Немирович-Данченко В. И. На разных дорогах. Роман в 4 ч. СПб.: А. С. Суворин, 1896.

9. Орлов М. А. Всемирная парижская выставка 1900 г. в иллюстрациях и описаниях. СПб.: Тип. бр. Пантелеевых, 1900.

10. Пазухин А. М. (Комар). Переселение дагомейцев (нечто африканское) // Московский листок. 1901. 12 апреля. № 101. С. 2.

11. Пастернак Б. Л. Охранная грамота // Пастернак Б. Л. Собр. соч. в 5 тт. Т. 4. М.: Худ. лит. 1991. С. 149—239.

12. Пастернак Е. Б. Борис Пастернак. Биография. М.: Цитадель, 1997.

13. Реклю Ж. Ж. Э. Земля и люди. Всеобщая география. Т. 12. Восточная Африка. Атлантические архипелаги. Сенегамбия и Восточный Судан. СПб.: Издание картографического заведения А. Ильина, 1893.

14. Рябова С. А. Увеселительные сады в социокультурном пространстве городов России в конце XIX — начале ХХ века. Дисс. на соискание ученой степени канд. истор. наук. М., 2016.

15. Савицкий Е. Е. Этнические выставки конца XIX — начала ХХ вв. и проблемы их историографического осмысления // Всеобщая история и историческая наука в ХХ — начале XXI века. Сб. ст. / отв. ред. Г. П. Мягков, Е. А. Чиглинцев. В 2 т. Т. 1. Казань: КФУ, 2020. С. 137—140.

16. Спенсер Г. Основания социологии. В 2 тт. Т. 1. СПб.: Изд. И. И. Билибина, 1876. II.

17. Ульянова Г. Н. Досуг и развлечения. Зарождение массовой культуры // Очерки истории русской культуры. Конец XIX — начало ХХ в. / гл. ред. Л. В. Кошман. Т. 1. Общественно-культурная среда. М.: Изд-во МГУ, 2011. С. 455—526.

18. Энгельгардт М. А. Прогресс как эволюция жестокости. СПб.: Ф. Павленков, 1899. IV.

19. Armbruster M. “Völkerschauen” um 1900 in Freiburg i. Br. — Kolonialer Exotismus im historischen Kontext. Freiburg, 2011.

20. Brändle R. Nayo Bruce. Geschichte einer afrikanischen Familie in Europa. Zürich: Chronos, 2007.

21. Czarnecka D. Black Female Bodies and the “White” View: The Dahomey Amazon Shows in Poland at the End of the Nineteenth Century // East Central Europe. 2020. № 47. P. 285—312.

22. Exhibitions. L’invention du sauvage / L. Thuram, P. Blanchard, N. J. Snoep. P.: Actes Sud, 2011.

23. Novikova I. Imagining Africa and Blackness in the Russian Empire: From Extra-Textual “Arapka” and Distant Cannibals to Dahomey Amazon Shows — live in Moscow and Riga // Social Identities. Journal for the Study of Race, Nation and Culture. 2013. Vol. 19. No. 5. P. 571—591.

24. Wolter S. Die Vermarktung des Fremden. Exotismus und die Anfänge des Massenkonsums. Frankfurt: Campus, 2015.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх