Исторические представления в структуре гражданского самосознания современной российской молодежи

 
Код статьиS207987840013809-8-1
DOI10.18254/S207987840013809-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: МГУ им. М. В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаИстория
Выпуск
Аннотация

Предметом анализа в данной статье являются исторические представления российской молодежи как элемент ее гражданского самосознания. Теоретико-методологической основой исследования является междисциплинарный комплекс политико-психологического и историко-политологического подходов. Исторические представления являются формой отражения в сознании людей событий, явлений и личностей прошлого во всей совокупности их характеристик и свойств. Исторические представления в структуре гражданского самосознания молодежи определяют темпоральную проекцию образа России как социокультурного и политического образования, по отношению к которому молодые люди самоопределяются как граждане. Эмпирическую базу исследования составили материалы глубинных интервью с представителями молодежи. В результате анализа эмпирических данных были выявлены общие характеристики исторических представлений молодежи. Восприятие молодежью прошлого имеет явно выраженный эмоциональный характер. Отношение к историческим эпохам определяется их субъективной оценкой молодежью. Исторические представления фрагментарны и имеют низкую когнитивную сложность. Исторические деятель прошлого почти не являются для молодежи образцами гражданственности. Восприятие прошлого детерминировано актуализированными в настоящий момент политическими ценностями, ключевой их которых является справедливость. Утверждается, что выявленные особенности исторических представлений молодежи обусловлены психологической спецификой этой поколенческой общности и особенностями формирования исторического сознания в процессе социализации. Сложности конструирования образа прошлого как элемента гражданского самосознания молодежи связаны с противоречиями в деятельности институтов социализации (семьи, школы, СМИ), особенностями реализации исторической политики и трансляции исторической памяти в публичной сфере. Отмечается необходимость формирования у молодежи целостного и непротиворечивого образа прошлого с помощью системной и регулярной работы с молодежью в рамках разных направлений государственной политики.

Ключевые словамолодежь, гражданское самосознание, исторические представления, образ прошлого, национально-государственная идентичность, историческая память
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке Совета по грантам Президента России для государственной поддержки молодых российских ученых и по государственной поддержке ведущих научных школ Российской Федерации в рамках научного проекта № МД-1966.2020.6 «Национальное и гражданское самосознание современной российской молодежи в условиях социокультурных угроз: политико-психологический анализ» (соглашение № 075-15-2020-220).
Получено14.12.2020
Дата публикации31.01.2021
Кол-во символов38613
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 439

Оценка читателей: голосов 0

1. Белов С. И. Конструирование образов политических деятелей прошлого в сознании широких масс населения // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2018. Т. 20. № 3. С. 408—416.

2. Белов С. И. Недостатки формирования политики памяти в России (результаты обобщения экспертных мнений) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2018. Т. 20. № 2. С. 269—277.

3. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.

4. Бубнов А. Ю. Историческая политика и борьба интерпретаций коллективного прошлого в публичной сфере // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2017. № 4. С. 3—12.

5. Васильев Г. Е. К вопросу ценностно-смысловой матрицы русской культурно-исторической системы: справедливость // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 2 (88). С. 40—47. DOI: 10.24411/1997-0803-2019-10204.

6. Власть и лидеры в восприятии российских граждан. Четверть века наблюдений (1993—2018) / отв. ред. книги Е. Б. Шестопал. М.: Издательство «Весь Мир», 2019.

7. Горшков М. К. Российское общество в социологическом измерении // Вестник Российской академии наук. 2020. Т. 90. № 3. С. 232—242. DOI: 10.31857/S0869587320030068.

8. Евгеньева Т. В., Селезнева А. В. Политические представления в контексте исторической памяти: обращение к прошлому в ситуации кризиса идентичности // Известия Тульского университета. Гуманитарные науки. 2013. № 3. С. 158—166.

9. Евгеньева Т. В., Титов В. В. Образы прошлого в российском массовом политическом сознании: мифологическое измерение // Политическая наука. 2017. № 1. С. 120—137.

10. Евгеньева Т. В., Нечаев В. Д. Проблема формирования национально-государственной идентичности российских школьников. Анализ результатов исследования гражданской и национальной самоидентификации старшеклассников // Ценности и смыслы. 2014. № 1. С. 7—22.

11. Емельянова Т. П. Коллективная память как предмет мультидисциплинарных исследований // Институт психологии Российской академии наук. Человек и мир. 2018. Т. 2. № 3. С. 100—125.

12. Емельянова Т. П. Социальные представления: история, теория и эмпирические исследования. М.: Институт психологии РАН, 2016.

13. Ефременко Д. В., Малинова О. Ю., Миллер А. И. Политика памяти и историческая наука // Российская история. 2018. № 5. С. 128—140.

14. Здравомыслова О. М. Новый взгляд на общество? Изменяющиеся представления о власти, справедливости и солидарности // Полития. 2003. №1. С. 34—51.

15. Касамара В. А., Сорокина А. А. Советская и постсоветская Россия: исторические представления поколения миллениалов // Общественные науки и современность. 2017. № 6. С. 55—66.

16. Коряковцева О.А. Общественно-политическая социализация студенческой молодежи // Alma mater (Вестник высшей школы). 2020. № 9. С. 23—31. DOI: 10.20339/AM.09-20.023.

17. Латов Ю. В. Парадоксы восприятия современными россиянами России времен Л. И. Брежнева, Б. Н. Ельцина и В. В. Путина // Полис. Политические исследования. 2018. № 5. С. 116—133. DOI: 10.17976/jpps/2018.05.10.

18. Линченко А. А., Аникин Д. А. Политика памяти как предмет философской рефлексии // Вестник Вятского государственного университета. 2018. № 1. С. 19—25.

19. Малинова О. Ю. Коммеморация исторических событий как инструмент символической политики: возможности сравнительного анализа // Полития. 2017. № 4 (87). С. 6—22. DOI: 10.30570/2078-5089-2017-87-4-6-22

20. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждены Распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р.

21. Палитай И. С. Методология политико-психологического исследования массового политического сознания в трансформирующихся обществах // Политическая наука. 2016. Спецвыпуск. С. 193—203.

22. Пахалюк К. А. Историческое прошлое как основание российской политии. На примере выступлений Владимира Путина в 2012—2018 гг. // Полития. 2018. № 4(91). С. 6—31. DOI: 10.30570/2078-5089-2018-91-4-6-31.

23. Печерская Н. В. Метаморфозы справедливости: этимологический анализ понятия справедливости в русской культуре // Полис. Политические исследования. 2001. № 2. С. 132—146.

24. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012. № 413 (ред. от 29.06.2017) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».

25. Психология политического восприятия в современной России / под ред. Е. Б. Шестопал. М.: РОССПЭН, 2012.

26. Радаев В. Миллениалы: Как меняется российское общество. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019.

27. Расторгуев В. Н. Уроки истории: войны прошлого и синхронизм информационных событий // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. 2014. Т. 6. Вып. 1.

28. Самсонова Т. Н., Наумова Е. С. Роль СМИ в политической социализации современной российской молодежи // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2020. Т. 26. № 1. С. 166—187. DOI: 10.24290/1029-3736-2020-26-1-166-187.

29. Селезнева А. В. Политические представления и ценности россиян. М.: Издательство Московского университета, 2012.

30. Селезнева А. В. Политические ценности российской молодежи: социокультурные особенности и идентификационный потенциал // Общество. Коммуникация. Образование. 2020. Т. 11. № 3. С. 20—32. DOI: 10.18721/JHSS.11302.

31. Селезнева А. В., Евгеньева Т. В. Советское прошлое в ценностном и образно-символическом пространстве российской идентичности // Полис. Политические исследования. 2016. № 3. С. 25—39. DOI: 10.17976/jpps/2016.03.04.

32. Селезнева А. В. Представления о Революции 1917 г. в политическом сознании российской молодежи // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2018. Т. 8, № 1. С. 32—40.

33. Селезнева А.В., Азарнова А.А. «Рождение гражданина»: политико-психологический анализ гражданственности российских старшеклассников // Полис. Политические исследования. 2020. № 5. С. 101—113. DOI: 10.17976/jpps/2020.05.08.

34. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 31.12.2015. № 683.

35. Титов В. В. Национально-государственная идентичность российской молодежи в начале XXI в. М.: МАКС Пресс, 2012.

36. Титов В. В. Образы советского прошлого как ресурс формирования национально-государственной идентичности россиян // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2020. Т. 10. № 3. С. 20—24. DOI: 10.26794/2226-7867-2020-10-3-20-24.

37. Труфанова Е. О. Индивидуальная и коллективная память: точки пересечения // Вопросы философии. 2020. № 6. С. 18—22. DOI: 10.21146/0042-8744-2020-6-18-22.

38. Федеральный закон от 29.12.2012. № 273-ФЗ (ред. от 27.12.2019). «Об образовании в Российской Федерации».

39. Шестопал Е. Б., Ахматнурова С., Богдан И., Давыдов С., Марков В., Музыка Е., Нестерова С., Рамалданов Г., Смулькина Н., Трущева А., Черданцева А. Исторические особенности восприятия российской власти // Историческая психология государственного управления. 2014. № 1. С. 41—57.

40. Щербинин А. И. Образ родины или призрак империи? // Праксема. Проблемы визуальной семиотики. 2015. № 1 (3). С. 36—42.

41. Яковлева А. Ф. Коллективная и коммуникативная память научного сообщества: особенности формирования и исследования // Вопросы философии. 2020. № 6. С. 23—27. DOI: 10.21146/0042-8744-2020-6-23-27.

42. Hakoköngäs E., Sakki I. The Naturalized Nation: Anchoring, Objectification and Naturalized Social Representations of History // Journal of Social and Political Psychology, 2016. Vol. 4. No. 2. P. 646—669 [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.5964/jspp.v4i2.664

43. Kasamara V., Sorokina A. Post-Soviet Collective Memory: Russian Youths about Soviet Past // Communist and Post-Communist Studies. 2015. Vol. 48. No. 2-3. P. 137—145. DOI: 10.1016/j.postcomstud.2015.06.003.

44. Verhaegen S., Boonen J. The development of political knowledge in adolescence: The importance of information-rich socialization contexts // Politics, Culture and Socialization. 2016. Vol. 7. No. 1-2. Р. 7—27 [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.3224/pcs.v7i1-2.01.

45. Winter J. Historical Remembrance in the Twenty-First Century // The Annals of the American Academy of Political and Social Science. 2008. No. 617. P. 6—13.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх