Сущность политики просвещенного абсолютизма

 
Код статьиS207987840002529-0-1
DOI10.18254/S207987840002529-0
Тип публикации Разное
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
Институт всеобщей истории РАН
Государственный академический университет гуманитарных наук
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаИстория
Выпуск
Аннотация

  

Ключевые слова
Получено15.06.2018
Дата публикации12.04.2019
Кол-во символов101402
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1

К истории понятия

 

Начиная обсуждение любой исторической темы, всегда необходимо сначала условиться о том, какой смысл мы вкладываем в ключевые для нее понятия. Это необходимо даже в отношении, казалось бы, общепринятых, затертых от долгого употребления терминов, поскольку при внимательном рассмотрении часто оказывается, что разные авторы вкладывают в одно и то же понятие далеко не одинаковое содержание и, говоря, на первый взгляд, об одном и том же предмете, по сути, ведут речь о совершенно разных. Тем более подобная предосторожность необходима в отношении понятия просвещенный абсолютизм, для которого в широком обиходе, как нетрудно убедиться, сделав запрос в любом поисковике Интернета, предлагается весьма широкий спектр объяснений. Кое-где его «творцом», к примеру, даже называют английского мыслителя Томаса Гоббса (1588—1679), жившего, на самом деле, не только задолго до появления этого термина, но и до самой эпохи Просвещения, с которой просвещенный абсолютизм собственно и связывают.

2

В действительности, понятие «просвещенный абсолютизм» появилось достаточно поздно — в немецкой историографии середины XIX в. А в отечественной научной литературе оно получило широкое распространение уже к концу столетия с легкой руки выдающегося российского историка Николая Ивановича Кареева (1850—1931). В третьем томе своего фундаментального труда «История Западной Европы в Новое время» (1893) он отвел целый раздел объяснению того, что понимает под «просвещенным абсолютизмом». Правда, целостного определения этому понятию Кареев не дал и ограничился лишь подробным описанием его отдельных признаков. Тем не менее, итогом пространных (а порою и несколько противоречивых) рассуждений ученого вполне могла бы стать следующая формулировка: просвещенный абсолютизм — это политика реформ, созвучных идеям Просвещения и проводившихся во второй половине XVIII в. европейскими абсолютными монархами.

3

Подобное определение вполне можно использовать и в наши дни, если сделать предварительно некоторые оговорки. Последние необходимы потому, что с тех пор, как Кареев ввел понятие «просвещенный абсолютизм» в широкий научный оборот российской историографии, представления историков об указанной эпохе значительно расширились и углубились. Хотя понятия «абсолютизм» и «Просвещение» используются в научной литературе до сих пор, сегодня ученые вкладывают в них несколько иные смыслы, чем во времена Кареева. А значит, необходимо прояснить и эти термины тоже.

4

Термин «абсолютизм» также появился довольно поздно — в 1820-е гг. Сначала так французские либеральные публицисты стали называть современную им испанскую монархию, критикуя ее за «неограниченную», как они считали, власть короля. Затем это понятие перешло в историографию, где стало применяться уже в несколько ином смысле — как обобщающая характеристика политического строя большинства монархических государств Нового времени. Впрочем, до второй половины ХХ в. историки придавали ему практически тот же смысл, что ранее публицисты, и считали, что «абсолютизм» — это такой государственный строй, где монарх обладал «неограниченной властью». В частности, именно так понимал абсолютизм Кареев. Однако проводившиеся во второй половине ХХ в. зарубежными и, прежде всего, французскими учеными (Дени Рише, Фанни Козандей, Робером Десимоном и другими) исследования радикально изменили наши представления о характере власти в абсолютных монархиях Нового времени.

Цена публикации: 0

Всего подписок: 0, всего просмотров: 671

Оценка читателей: голосов 0

1. Берго И. Б. Идейно-политический конфликт парламентов и абсолютизма в памфлетной войне вокруг судебной реформы Мопу (1970—1974) // Французский ежегодник 1984. М., 1986.

2. Берго И. Б. Парламенты и политическая борьба во Франции накануне Великой французской революции // Новая и новейшая история. 1988. No 6.

3. Берго И. Б. Парламентская оппозиция абсолютизму и попытки реформ в 1749—1776 годах // Французская революция XVIII века: экономика, политика, идеология. М., 1988.Всемирная история. Т. 4: Мир в XVIII веке. М., 2013.

4. Воцелка К. История Австрии. М., 2007.История Нового времени: 1600—1799 годы. Учебн. пособие для студ. высш. учебн. заведений / под ред. А. В. Чудинова, П. Ю. Уварова, Д. Ю. Бовыкина. М., 2012.

5. Каменский А. Б. «Под сению Екатерины...»: Вторая половина XVIII века. СПб., 1992.

6. Каменский А. Б. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой. М., 1997.

7. Каменский А. Б. От Петра I до Павла I: реформы в России XVIII века (опыт целостного анализа). М., 2001.

8. Каменский А. Б. Российская империя в XVIII веке: Традиции и модернизация. М., 1999.

9. Мадариага И., де. Россия в эпоху Екатерины Великой. М., 2002.Мир Просвещения. Исторический словарь. М., 2003.

10. Намазова А. С. Бельгия: исторический опыт. Традиции и современность. М., 2001.

11. Намазова А. С. Брабантская революция 1787—1790 гг. в Австрийских Нидерландах // Новая и новейшая история. 2001. № 6.

12. Намазова А. С. Бельгия: эволюция государственности в XVIII—XX вв. М., 2008. Новое время: книга для чтения по истории. М., 2007.

13. Павленко Н. И. Екатерина Великая. М., 2000.

14. Пименова Л. А. Дворянство накануне Великой французской революции. М., 1986.

15. Пименова Л. А. Людовик XVI — французский король века Просвещения // Человек эпохи Просвещения. М., 1999.

16. Пименова Л. А. Власть монарха абсолютна, но не произвольна: Людовик XVI и парламенты в 1774 г. // Французский ежегодник 2005. М., 2005.

17. Пименова Л. А. Реформы и реформаторы во Франции в век Просвещения // Феномен реформ на Западе и Востоке Европы в начале Нового времени (XVI—XVIII вв.). СПб., 2013.

18. Фор Э. Опала Тюрго. 12 мая 1776 г. М., 1979.

19. Хаванова О. В. Нация, отечество, патриотизм в венгерской политической культуре: движение 1790 года. М., 2000.

20. Хаванова О. В. Просвещенные монархи Екатерина II и Иосиф II: опыт сопоставления // Век Екатерины II: Россия и Балканы. М., 1999.

21. Чудинов А. В. Старый порядок во Франции и его крушение. СПб., 2017.

22. Чудинов А. В. Утопии века Просвещения. М., 2017.

23. Чудинов А. В. Французская революция: история и мифы. М., 2007.

24. Шартье Р. Культурные истоки Французской революции. М., 2001.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх