Humanitarian mission of orthodox clergy of belarusian dioceses during the First World War.

 
PIIS241436770027466-2-1
DOI10.37490/S241436770027466-2
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: graduate student Educational institution "Vitebsk State University named after P.M. Masherov"
Affiliation: Popelenko Ekaterina Sergeevna Master of Historical Sciences, graduate student Educational institution "Vitebsk State University named after P.M. Masherov", 33 Moskovsky Avenue, Vitebsk, 210038.
Address: Belarus,
Journal nameMetamorphoses of History
EditionIssue 31
Abstract

On the very first day of the war following the Manifesto of Nicholas II Holy Synod had appealed to the episcopacy, clergy, monks and all the members of Orthodox church to provide aid and donations to the families of soldiers, suffered and wounded, to the prisoners of war and also to the refugees and to the poor.

Long before the First World War Orthodox church had formed a variety of the charity organizations like brotherhoods, parish trusteeships, and also organizations with narrow specificities.

Most of these organizations were led by the local parish intellectuals, the representatives of which have been drafted into the army.

Orthodox clergy, however, wasn't been subject to the military conscription. So, during the war, the clergy have been becoming the ones who could take the lead in the local relief.

The article is dedicated to the participation of orthodox clergy in the humanitarian aid to the population during the First World War on the territory of Belarus. The focus attention is on the creation of intrachurch charitable committees. This article covers the topic of the activities of the clergy in the diocesan infirmaries and in the refugee organizations.

KeywordsFirst World War, Russian Empire, Holy Synod, Orthodox church, clergy, charitable committees, refugee.
Received19.03.2024
Publication date29.03.2024
Number of characters24894
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 В первый день войны Святейший Синод (далее – Св. Синод) вслед за Манифестом императора Николая II от 20 июля 1914 г., обратился с призывом к епископату, духовенству, монашествующим и всему православному народу с просьбой о помощи и пожертвованиях в пользу семей военных, больных и раненых, военнопленных, а также беженцам и малоимущим слоям населения1. 1. Журналы съезда духовенства Полоцкой епархии, бывшего 12-15 октября 1915 года // Полоцкие епархиальные ведомости. – 1915. - №45-46 (отдел официальный). – С. 444-492
2 В Российской империи отсутствовала централизованная государственная система помощи бедным и пострадавшим во время воин. Вместо этого на протяжении последних десятилетий были созданы различные благотворительные фонды, комитеты, общественные организации частного и ведомственного2 характера под протекцией императорской семьи Романовых. 2. К ведомственным благотворительным фондам относились организации 11 министерств и ведомств Российской империи (например, Ведомство Учреждений Императрицы Марии, Министерство внутренних дел, Министерство народного просвещения и др.)
3 В православной церкви также задолго до начала Первой мировой войны были сформированы многочисленные благотворительные сообщества: братства, приходские попечительства, различные благотворительные комитеты, а также организации, которые имели узкую специфическую направленность (общества помощи инвалидам и тяжелобольным, погорельцам, сиротам, общества трезвости, хоругвеносцев и т.д.)3. Большую часть таких комитетов возглавляла местная приходская интеллигенция, представители которой с началом военных действий были призваны в армию. Православное духовенство призыву не подлежало: «…ни ратников, ни запасных, ни добровольцев в наши войска оно (духовенство) не пошлет…, но тем самым обязывается к другим жертвам в таких размерах, что бы была возмещена его свобода от общей всем прочим сословиям воинской повинности»4. 3. Рункевич С.Г. Великая Отечественная война и церковная жизнь. Кн. 1. Распоряжения и действия Святейшаго синода в 1914-1916 гг.: исторические очерки доктора церковной истории С. Г. Рункевича. - Петроград: [б. и.], 1916. – 356 с.

4. Духовенство и война // Полоцкие епархиальные ведомости. – 1914. - №33, с.594
4 Кроме того, 25 сентября 1915 г. Св. Синод разослал дополнительный указ специально для Полоцкой, Литовской, Смоленской, Подольской, Рижской, Псковской, Минской, Могилевской и Черниговской епархий, в котором говорилось: «..принимая во внимание, что в настоящее время православное население пограничных местностей, находящихся в зоне военных действий, видя тяжелые страдания беженцев … стало проявлять стремление оставаться на местах даже и во время вражеского нашествия, это остающееся население особенно нуждается в пастырском утешении, руководстве и назидании. Св. Синод признает весьма желательным, что бы и православное духовенство, особенно в тех приходах, в коих остается большинство православных жителей, также оставалось на местах для исполнения своего пастырского служения. Св. Синод определяет … предложить духовенству до определения военных властей, не покидать свою паству»5. Таким образом, Св. Синод рекомендовал духовенству вышеозначенных епархий при отсутствии угрозы для жизни оставаться на своих приходах и возглавить местные благотворительные комитеты. 5. Распоряжения Св.Синода// Полоцкие епархиальные ведомости. – 1915. - №39, с. 388-389
5 Православный священник во время войны стал одним из немногих, кто мог взять на себя руководство местной помощью. Кроме того, к деятельности такого характера вынуждала приступить церковная власть, обосновывая это тем, что только священник знает материальное положение каждой семьи, знает все родственные и дружеские связи на приходах.

views: 15

Readers community rating: votes 0

1. References Sources 1. Nacionalnii istoricheskii arhiv Belarusi (NIAB), F.136, Op.1, t.13, D.38471. 2. NIAB F.136, Op.1, t.13, D.38393. 3. NIAB F.2301, Op.1, D.676. 4. Rossiiskii gosudarstvennii istoricheskii arhiv (RGIA), F.796. Op.442. D. 2722. Literature 1. Vedomost 2% otchisleniya iz jalovaniya duhovenstva Polockoi eparhii // Polockie eparhialnie vedomosti. – 1915. – №16 (otdel oficialnii). – S. 203-207. 2. Vsepoddanneishii otchet Ober-prokurora Svyateishego sinoda po vedomstvu pravoslavnogo ispovedaniya ... [po godam] / Rossiya. Sinod. Ober-prokuror. – SPb. ; Pg. Sinod. tip.1886-1916. Zagl. otchetov za 1884-1901 gg. Vsepoddanneish. otchet Ober-prokurora Svyateish. sinoda K. Pobedonosceva po vedomstvu pravoslav. ispovedaniya. 3. Duhovenstvo i voina // Polockie eparhialnie vedomosti. – 1914. – №33 – s.594 4. Jurnal №28 Polockogo Eparhialnogo sezda duhovenstva i cerkovnih starost // Polockie eparhialnie vedomosti. – 1914. – №42 (otdel oficialnii). – S. 448-452. 5. Jurnali sezda duhovenstva Polockoi eparhii, bivshego 12-15 oktyabrya 1915 goda // Polockie eparhialnie vedomosti. – 1915. – №45-46 (otdel oficialnii). – S. 444-492 6. Opredeleniya Sv.Sinoda// «Cerkovnie vedomosti» – SPb. – 1915 goda. – № 33. – S. 417 7. Opredeleniya Svyateishego Sinoda ot 26 iyulya 1914 goda // Cerkovnie vedomosti. – 1914. ¬– №31- s.358 8. Opredeleniya Svyateishego Sinoda. // «Cerkovnie vedomosti» – SPb. – 26 iyulya 1914 goda. – № 30. – S. 348-350., 9. Pismo Mogilevskogo gubernatora na imya Konstantina- episkopa Mogilevskogo i Mstislavskogo // Mogilevskie eparhialnie vedomosti 1914 g.-№15- s. 223-224. 10. Pomosch ranenim i bolnim voinam v g. Mogileve // Mogilevskie eparhialnie vedomosti. – 1914. – №17 (otdel neoficialnii),. – s. 257-258, 496-497. 11. Predlojenie episkopa Mogilevskogo i Mstislavskogo Konstantina ot 17 marta 1915 g. duhovenstvu Mogilevskoi eparhii//Mogilevskie eparhialnie vedomosti. – 1915 g. – №7 – s. 88 12. Priyut dlya detei bejencev//Mogilevskie eparhialnie vedomosti. –1915 g. – №19 – s. 291 13. Rasporyajeniya Sv.Sinoda// Polockie eparhialnie vedomosti. – 1915 g. – №38 – s.375 14. Rasporyajeniya Sv.Sinoda// Polockie eparhialnie vedomosti. – 1915. – №39 – s. 388-389 15. Rodionova O.A. Pravoslavnoe duhovenstvo Belorusskih eparhii v nachalnii period Pervoi mirovoi voini _iyul_dekabr 1914, // Vesnik GrDU, Seriya 1. – 2009. – №2. – s. 28-36. 16. Runkevich S.G. Velikaya Otechestvennaya voina i cerkovnaya jizn. Kn. 1. Rasporyajeniya i deistviya Svyateishago sinoda v 1914-1916 gg. istoricheskie ocherki doktora cerkovnoi istorii S. G. Runkevicha. – Petrograd– [b. i.]– 1916. – 356 s. 17. Smolyaninov M.M. Obrechennie na ishod. Problema bejenstva i ee reshenie na belorusskih zemlyah v godi Pervoi mirovoi voini // Belaruskaya dumka. 2012. №10 – s.76-83 18. Ukaz Ego Imperatorskogo Velichestva// Mogilevskie eparhialnie vedomosti. – 1915 g. – №21 – s.306 19. Cerkovno-shkolnaya jizn//Mogilevskie eparhialnie vedomosti. – 1915 g. – №21– s.621 20. Ekstrennoe obschee sobranie Bratstva Svyatogo Vladimira // Polockie eparhialnie vedomosti. – 1915. – №52 (otdel neoficialnii),. – S. 889-890. 21. Yanoўskaya V.V. Pravaslaўnaya carkva Vіcebskai gubernіі ў chas Pershaya susvetnaya vaini. // Kuteinskii monastir: proshloe, nastoyaschee, buduschee: materiali Mejdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferencii. (Orsha_ 10 okt.2014 g.), / Sost.- V.V. Yanovskaya, R.V. Zenyuk; redkoll., A.A. Kovalenya ,gl. red, – Minsk. 2015, - 144 с.

Система Orphus

Loading...
Up