The innovative word of Academician I.M. Ragimov I.M. Ragimov. On the morality of punishment / foreword by H.D. Alikperov

 
PIIS102694520025953-9-1
DOI10.31857/S102694520025953-9
Publication type Review
Source material for review И.М. Рагимов. О НРАВСТВЕННОСТИ НАКАЗАНИЯ / предисл. Х.Д. Аликперова. СПб.: Изд-во «Юридический центр», 2016. — 224 с.
Status Published
Authors
Occupation: Scientific Supervisor of the Faculty of Sociology of the Russian State University for the Humanities
Affiliation: Russian State University for the Humanities
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameGosudarstvo i pravo
EditionIssue 6
Pages198-202
Abstract

We would like to note right away that we are dealing with the work of Doctor of Law, Professor, foreign member of the Russian Academy of Sciences I.M. Ragimov, Honored Lawyer of the Republic of Azerbaijan, in which he offers to reflect on this important and practically undeveloped problem – the relationship between morality and punishment – not only to lawyers, but also to a wide range of representatives of all social and humanitarian sciences. And even more – to all readers, one way or another interested in the knowledge of law and such an important problem as the nature of punishment. This is especially important for a mass audience, since the book is written in a good Russian literary language, which clearly and clearly sets out difficult legally complex problems. Usually in the social science literature, the relationship between law and morality is analyzed in terms of how and on what grounds they differ from each other. It shows how their interrelationship changed during a particular historical period, among a particular people, and how this was reflected in legislation. I.M. Ragimov offers a unique idea – to consider the problems of morality of punishment itself, the limits of its understanding, possible interpretation and use under a variety of circumstances. This innovative idea, in our opinion, goes back to the same approach in law, which was laid down by Russian lawyers at the beginning of the twentieth century – B.A. Kistyakovsky, N.M. Korkunov, P.I. Novgorodtsev et al, who drew attention to why legal acts are not reflected in the minds and consciousness of people and why many laws remain formal documents and remain the lot of only the legislators themselves. In other words, those who deal with the adoption of laws should know how they reach and are fixed in the public consciousness and behavior. The purpose of this review is to analyze this phenomenon on the basis of such an important scientific and applied concept as “social contract”, which is mentioned in the monograph, but only from certain positions. It is on him, taking into account the philosophical, sociological, socio-psychological approach, that we will focus our attention.

KeywordsI.M. Ragimov, on the relationship between morality and punishment, the nature of punishment, the problems of morality of punishment, the limits of its understanding, possible interpretation and use in a variety of circumstances, social contract
Received19.05.2023
Publication date30.06.2023
Number of characters20929
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1
Toschenko

2 Напомним, что идеи общественного договора начали разрабатывать философы Эпохи Просвещения, обратив внимание на то, что помимо официальных документов, регулирующих взаимоотношения власти и народа, есть латентные, неписаные, но действующие основы доверия, согласия и взаимной поддержки, без которых невозможно существование ни государства, ни общества. Именно с позиций общественного договора рассмотрим идеи рецензируемой монографии.
3 Прежде всего остановимся на роли информации, или точнее информирования людей по поводу наказания. В книге формулируется оригинальное заключение: наказание – не только правовая проблема, а в первую очередь проблема нравственная, «хотя и очень давно человечество задавалось вопросом: нравственно ли наказывать». По утверждению автора, нравственность «непосредственно не может быть закреплена в законе, но нравственные нормы должны быть положены в основу наказания и его исполнения» (с. 35).
4 При размышлении о соотношении нравственности и наказания автор делает парадоксальный на первый взгляд вывод: «чем меньше социум будет информирован о наказании (к примеру, о его виде, сроках, суровости режима отбывания и т. д.) за то или иное деяние, тем меньше таких деяний будет в обществе». Аргументируя это умозаключение, он в числе других суждений приводит довод, что «в Японии издревле руководствовались известным конфуцианским принципом: “Народ не должен знать законов, но лишь подчиняться им”. Иными словами, неизвестность и неизбежность грядущего наказания сильнее удерживают от совершения преступления, чем само наказание» (с. 52). И в подтверждение своего вывода считает, что рассматриваемый феномен скорее всего базируется на генетической памяти человека о самосдерживании (самоограничении): «неизвестность грядущего наказания удерживает от совершения преступления сильнее, чем точное знание определенного наказания».
5 Эта оригинальная мысль, на наш взгляд, все же требует уточнения. В монографии приводится высказывание Т. Гоббса: «понятность закона зависит не столько от изложения самого закона, сколько от объявления причин и мотивов его издания» (с. 99). Поэтому есть все же другая не менее важная сторона информации, не менее значимая, чем собственно правовая, которая сводится к знанию о видах, сроках, суровости наказания и о режиме его отбывания. Речь идет о социальной информации, когда на уровне более широкого видения, а именно с позиций общественного договора, преобладает позиция о неотвратимости наказания. Именно усвоение информации о том, что зло неотвратимо наказуемо и является нравственным предостережением от свершения преступления и его наказании. В этой ситуации необязательно (а может и не нужно) знать о конкретных наказаниях за тот или иной проступок. Поэтому и для массовой аудитории, и особенно во время так называемой правовой профилактики (правового просвещения) в школах и других учебных заведениях, нравственную роль выполняет не столько знание о конкретных формах наказания, сколько сам факт неотвратимости наказания, что должно сопровождать людей (или подавляющее число из них) всю жизнь. Об этом говорят ученые, как, например Б.С. Волков: «Мысль о наказании, если даже не уничтожает намерение совершить преступление, во всех случаях играет роль противодействующего стимула» (с. 123). Поэтому вывод И.М. Рагимова весьма важен в том плане, какую информацию мы доводим до общества, в том числе и до молодежи, насколько правильно построены программы по массовому правовому просвещению и правовой информированности. Иными словами, речь идет о дозировании, дифференциации правовой информации и ее разных аспектов с учетом специфики аудитории.

Price publication: 100

Number of purchasers: 0, views: 173

Readers community rating: votes 0

Система Orphus

Loading...
Up