Methodological foundations of the study of the concept of "culture" and the institution of cultural rights and freedoms of man and citizen in the Russian Federation

 
PIIS013207690010526-0-1
DOI10.31857/S013207690010526-0
Publication type Article
Status Approved
Authors
Occupation: docent
Affiliation: Kaliningrad branch of the Moscow University of Finance and law, Kaliningrad, Russian Federation
Address: Serge street, Kaliningrad, Russian Federation. Koloskova 8, sq. 28
Abstract

Methodological foundations of the study of the concept of "culture" and the institution of cultural rights and freedoms of man and citizen in the Russian Federation

IVAKINA DARYA S.

Kaliningrad branch of the Moscow University of Finance and law, Kaliningrad, Russian Federation

      The article is devoted to an urgent problem - the analysis of the methodological foundations of the study of the concept of "culture" and the institution of cultural rights and freedoms of man and citizen in the Russian Federation. A detailed analysis of the methodological foundations of the study of the concept of "culture" and the institution of cultural rights and freedoms of man and citizen. In particular, the influence of the dialectical method on the institute of cultural rights and freedoms is studied, the cultural method in the study of cultural rights and freedoms is analyzed, a formal legal, historical-legal, comparative legal, and statistical method is studied for the study of cultural rights and freedoms.   

KeywordsKey words: cultural rights and freedoms of man and citizen, the concept of "culture", the dialectical and оther methods.
Received12.07.2020
Number of characters40396
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНЦЕПТА «КУЛЬТУРА» И ИНСТИТУТА КУЛЬТУРНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИВАКИНА ДАРЬЯ СЕРГЕЕВНА Калининградский филиал «Московского финансово-юридического университета», Российская Федерация, Калининград Статья посвящена актуальной проблеме – анализу методологических основ исследования концепта «культура» и института культурных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Проводится детальный анализ методологических основ изучения концепта «культура» и института культурных прав и свобод человека и гражданина. В частности, изучается влияние диалектического метода на институт культурных прав и свобод, анализируется культурологический метод в деле исследования культурных прав и свобод, проводится изучение формально-юридического, историко-правового, сравнительно-правового, а также статистического метода исследования культурных прав и свобод. Ключевые слова: культурные права и свободы человека и гражданина, концепт «культура», диалектический и иные методы.
2 Methodological foundations of the study of the concept of "culture" and the institution of cultural rights and freedoms of man and citizen in the Russian Federation IVAKINA DARYA S. Kaliningrad branch of the Moscow University of Finance and law, Kaliningrad, Russian Federation The article is devoted to an urgent problem - the analysis of the methodological foundations of the study of the concept of "culture" and the institution of cultural rights and freedoms of man and citizen in the Russian Federation. A detailed analysis of the methodological foundations of the study of the concept of "culture" and the institution of cultural rights and freedoms of man and citizen. In particular, the influence of the dialectical method on the institute of cultural rights and freedoms is studied, the cultural method in the study of cultural rights and freedoms is analyzed, a formal legal, historical-legal, comparative legal, and statistical method is studied for the study of cultural rights and freedoms. Key words: cultural rights and freedoms of man and citizen, the concept of "culture", the dialectical and оther methods.
3 Конституция РФ закрепляет право человека и гражданина на свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ч.1 ст.44), а также право участвовать в культурной жизни, пользоваться учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч.2 ст.44), право на образование (ст.43) и другие культурные права и свободы. Под культурными правами и свободами человека и гражданина в науке конституционного права следует понимать особую группу прав и свобод человека и гражданина, представляющих собой гарантированные конституцией или законом возможности самореализации человека в сфере культурной и научной жизни, а также гарантированные государством возможности каждого свободно использовать весь комплекс культурных благ и удовлетворять свои потребности в этой области. 1 Большой интерес представляет исследование методологических основ концепта «культура» и института культурных прав и свобод человека и гражданина в рамках науки конституционного права РФ. Проблеме методологии посвящены работы многих известных правововедов: С.С. Алексеева, Д.А. Керимова, В.Н. Кудрявцева, А.Б. Лисюткина, А.В. Малько, И.П. Малиновой, М.Н. Марченко, В.С. Нерсесянца, А.И. Овчинникова, В.М. Сырых, Н.Н. Тарасова2. Ряд содержательных статей погружают в методологические проблемы правоведения (А.И. Брызгалов, А.И. Демидова, В.В. Лазарева, В.В. Лапаева, О.В. Мартышин, В.Н. Синюков, Ф.М. Раянов, Р.А. Ромашов, В.А. Толстик, И.Л. Честнов, А.И. Экимова и др.)3. В науке сложилось консолидированное представление о сущности феномена методологии, которая представляет собой систему определенных принципов, способов, приемов, методов, правил научной деятельности, применяемых для получения истинных знаний об окружающей действительности. Причем имеется в виду вся совокупность познавательного инструментария, а также учение об этом инструментарии4. В.В. Лазарев и С.В. Липень утверждают, что «методология науки – это выявленная наукой совокупность принципов, приемов, способов научной деятельности, применяемых для получения истинных, отражающих объективную реальность знаний»5. Проблема анализа методологических основ исследования концепта «культура» и института культурных прав и свобод человека и гражданина является чрезвычайно актуальной в науке конституционного права в силу ряда причин: во-первых, подобный анализ методов исследования культурных прав и свобод практически не проводился в юридической науке. Имеется обширный материал относительно исследования феномена методологии, отдельных общенаучных и частнонаучных методов познания как в теории государства и права, так и конституционном праве, но конкретные исследования относительно анализа методологии исследования культурных прав и свобод не проводились. Вo-вторых, методологические основы исследования культурных прав и свобод позволят обозначить проблемное поле феномена культурных прав и свобод как самостоятельного института, имеющего свои признаки, свой механизм реализации, гарантии и т. д., позволят качественно провести анализ нормативного содержания культурных прав и свобод человека и гражданина. В-третьих, любое фундаментальное исследование начинается с детального анализа методов познания, и культурные права и свободы человека и гражданина не являются исключением. Целью исследования является детальный анализ методологических основ изучения концепта «культура» и института культурных прав и свобод человека и гражданина. В свою очередь, задачами выступают: 1) изучение влияния диалектического метода на институт культурных прав и свобод; 2) использование культурологического метода в деле исследования культурных прав и свобод; 3) применение системного метода, а также метода классификации; 4) познание культурных прав личности с помощью частнонаучных методов: формально-юридического, историко-правового, сравнительно-правового; 5) изучение использования статистического метода исследования культурных прав и свобод. Для всестороннего и полного исследования института культурных прав человека и гражданина необходимо обратиться к различным общенаучным и частнонаучным методам познания. Существенное значение при исследовании данной группы прав и свобод имеет диалектический метод познания. Диалектика является объективно-истинным учением о процессах и явлениях, существовавших в прошлом и существующих в настоящее время, и обо всем том, что возникает в ближайшем или отдаленном будущем. И в этом видится одна из основных особенностей категорий и законов диалектики, отличающих их от понятий и категорий конкретных наук, отражающих исторически преходящие процессы, стороны, связи и сохраняющих свое научное значение в той мере, в какой существует и действует отраженный ими коррелят6. В арсенале диалектического метода при исследовании прав и свобод находятся категории, раскрывающие сущность культурных прав и свобод человека и гражданина, а также формы диалектического мышления (суждение, понятие, умозаключение, теория, проблема, гипотеза, идея). Диалектический метод позволяет использовать в науке конституционного права России различные культурные аспекты, анализировать эту группу прав в разные исторические периоды. Данный способ направлен на познание сущности культурно-духовных феноменов и социодинамики культуры. Понятие «социодинамика» происходит от соединения латинского слова «социум» – общество и греческого «динамика», что означает состояние движения, ход развития7. При рассмотрении социокультурной динамики речь идет об изменениях, которые происходят в культуре под воздействием внешних и внутренних сил. Важную роль диалектический метод играет при анализе концепта «культура», так как исследование института культурных прав и свобод начинается с изучения именно этого термина. Концепт «культура» исследовался в философии, социологии, культурологии, политологии, и других областях научного познания. Термин «концепт» введен был в философию П. Абеляром в связи с осмыслением универсалий. П. Абеляр считал, что в процессе познания человек рассматривает различные аспекты единичных вещей (индивидуалий) и путем абстрагирования создает смешанный образ, который выражается именем, словом.8 В конституционном праве существует весьма скромное количество работ, посвященное этому феномену.9 В юриспруденции существует ряд работ относительно исследования разновидностей культуры, в частности, правовой, конституционной, но исследований именно концепта «культура» достаточно мало. Именно поэтому роль диалектического метода в деле познания данного феномена неоспорима. Считаем целесообразным обратиться к сущности термина «концепт». Как указывает Е. В. Сазонникова, концепты – это обобщения наиболее существенных признаков явлений не только на рациональной основе, но с учетом жизненного опыта, интуиции и воображения ученого. Концепты («культура», «нравственность», «справедливость», «экология», и др.) обеспечивают теоретическую организацию знания в тех областях науки конституционного права, где мышление научными понятиями является неплодотворным, потому что трудно обобщить признаки явлений логически. Вопрос о разграничении «концепта» и «понятия» в самом общем смысле может быть решен следующим образом: понятие отражает объективное единство существенных свойств предмета, созданное на основе правил рассудка, а концепт зависим от субъекта, в его осмыслении важнейшее значение имеет интуиция, жизненный опыт, воображение. Таким образом, концепт «культура» обобщает разнообразные культурные явления, что позволяет рассматривать это знание как целостность, включенную в предмет науки конституционного права.10 В законодательстве термин «культура» впервые был закреплен в Указе Президента РФ «Об утверждении Основ государственной культурной политики» от 24 декабря 2014 г. № 808. 11 В данном документе под культурой понимается совокупность формальных и неформальных институтов, явлений и факторов, влияющих на сохранение, производство, трансляцию и распространение духовных ценностей (этических, эстетических, интеллектуальных, гражданских и др.) Что интересно, но в Законе РФ «Основы законодательства РФ о культуре» от 9 октября 1992 г. № 3612-1(в ред. Федерального Закона от 1 апреля 2020 г.)12 данный термин отсутствует. Получается, что вплоть до 2014 года, в российском отраслевом законодательстве понятие «культура» не было закреплено. Конечно, существует научная доктрина, и там вопросы культуры рассматривались, причем разрозненно и в основном в теории государства и права, например, вопрос о правовой культуре детально рассматривался в науке. Также отдельные культурные аспекты освещались, но понятие «культура» в правовом контексте мало исследовалось, и что совсем странно, такое широко используемое определение не нашло своего места в законодательстве. На наш взгляд, данная недоработка в российском праве объясняется рядом причин. Во-первых, Закон РФ «Основы законодательства РФ о культуре» принимался в далеком 1992 г. В то время происходили кардинальные изменения в социальной, политической, и прежде всего экономической жизни страны. Культуре была отведена второстепенная роль. Она существовала сама по себе, веками передаваемые культурные ценности просто сохранялись поколениями людей; во-вторых, на Федеральное Собрание РФ легла огромная нагрузка по принятию необходимых и важных законодательных актов, регулирующих первостепенные сферы жизни общества, опять же политическую, экономическую, социальную, кардинально отличные от советских. И снова не до культуры. Причем, заметим, что Закон РФ «Основы законодательства РФ о культуре» от 9 октября 1992 г. действует по настоящее время. Законодательный орган РФ так и не принял новый закон о культуре, столь необходимый, хотя бы в силу приведения его в соответствие с Конституцией РФ; в-третьих, вплоть до 2014 года в государстве происходит налаживание эффективной работы государственных органов, региональных органов власти, местного самоуправления. Усиленно развивается экономическая сфера, в частности бизнес. Социальные вопросы также требуют своего решения, например, пенсионная реформа, и другие вопросы. Культура снова отодвигается на задний план. Безусловно, для своего времени Основы законодательства о культуре имели большое значение как системообразующий для законодательства о культуре акт, однако, с течением времени устарели и не осветили все вопросы, связанные с культурой. В 2014 г. Президент РФ издает Указ «Об утверждении Основ государственной культурной политики» от 24 декабря 2014 г. № 808. Именно в этом нормативном акте наконец-то закрепляется понятие «культура», «духовная сфера», «менталитет, ментальность российского народа», «информационная среда», «информационная грамотность». В полном спектре представлены категории, обремененные культурной составляющей. Разновидностью культуры выступает правовая культура. Правовая культура – это одна из форм социально значимой творческой деятельности граждан в сфере государственно-правовых отношений, которая выражается в правовых нормах, институтах, в способности оценки этих явлений и духовных продуктах жизнедеятельности, в навыках и ценностях, которые влияют на их юридически значимое поведение. Правовая культура – один из мощнейших факторов, детерминирующих процессы формирования и реализации норм права. Поэтому полноценное изучение названных процессов возможно только путем обращения к соответствующим культурным феноменам. Правовая культура связана и зависит от общей культуры как части общественного сознания. Понятие «правовая культура», сформулированное на основе диалектического подхода, играет большую роль при определении предметной области юридической науки, которая не должна ограничиваться правовыми актами, правоприменительными решениями. Ученые справедливо отмечают, что право находится в тесной связи с искусством, литературой, театром13. Поэтому исследование юридических явлений может происходить на основе анализа литературных произведений, сказаний, мифов, легенд, пословиц, телерадиопередач, кинофильмов, других культурных артефактов, содержащих информацию, позволяющую глубже познавать юридические нормы. В свете рассмотренных определений концепта «культура» важным является феномен конституционной культуры, как разновидности правовой культуры. В литературе отмечается, что конституционная культура – разновидность общей, и в частности правовой культуры. Она представляет собой обусловленное социально-экономическим, духовным и политическим строем качественное состояние конституционно-правовой жизни общества, отражающее меру освоения и использования конституционных ценностей14. На наш взгляд, конституционная культура представляет собой качественное состояние конституционно-правовой жизни общества, основанной на совокупности основных элементов современного конституционного строя (политических, социально-экономических, духовно-культурных), отражающее меру освоения и использования базовых правовых ценностей, как на государственном, так и на личностном уровнях. Большой вклад в формирование конституционной культуры внесет и проводимая в России конституционная реформа. Изменения, которые будут внесены в Основной Закон страны, затронут не только политическую, социальную и экономическую сферы, но и сферу культуры в целом. В соответствии с Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ,15 ст. 69 Конституции РФ будет дополнена положениями о том, что государство защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей РФ, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия. Пункт 3 ст. 69 закрепляет норму о том, что Российская Федерация оказывает поддержку соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности. Также в соответствии с Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ, Конституция РФ будет дополнена ст.67.1. Наконец в Основном Законе страны содержится норма о вере в Бога. Пункт 2 ст.67.1 гласит, что Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившиеся государственное единство. Важное значение для российского общества имеет и пункт 4 ст.67.1, в котором отмечается, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения. Кроме того, в Конституцию РФ добавлен пункт «ж1» в ст. 72. В соответствии с которым закрепляется норма о защите семьи, материнства, отцовства и детства; защите института брака как союза мужчины и женщины; создании условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях. Таким образом, Конституция РФ обозначила институт брака как духовную ценность для российского общества и государства, а также закрепила положения о том, что семейные ценности находятся под покровительством государства, что является важным шагом в укреплении российской государственности. 1 июля 2020 г. состоялось голосование граждан по пакету поправок к Конституции РФ, которое отразило уровень конституционной культуры в российском обществе. Понимание гражданами России важности данного мероприятия позволило успешно завершить конституционную реформу. В целом изменения, которые будут внесены в Основной Закон, сделают большой шаг в развитии российской государственности, построении сильного правового государства и укрепления значения культуры для российского общества. До настоящего времени, ни одна Конституция в России не закрепляла подобные положения, детально не акцентировала внимание на сохранении семейных, нравственных, духовных ценностей. Именно поэтому Конституцию РФ, с внесенными в нее поправками, смело можно будет назвать Конституцией культуры. По нашему мнению, именно благодаря диалектическому методу познания, следует в науку конституционного права ввести понятие «категории, обремененные культурной составляющей». Под которыми следует понимать категории, включающие культурный аспект или указывающие на связь с концептом «культура». К ним следует отнести такие категории и термины как: культурные права и свободы человека и гражданина, культура, правовая культура, конституционная культура, культурная жизнь, культурные ценности, культурное многообразие, культурная политика государства и т. д. Особого внимания заслуживает культурологический метод. В литературе отмечается, что «наука выступает как элемент культуры в целом, воплощающий определенный тип деятельности…»16 в этой сфере. Культурологический подход включает применение методов исследования культуры для познания конституционно-правовых явлений. Его использование позволяет глубже понять специфику закрепления в конституционном праве различных культурных аспектов. В рамках вышеназванного подхода право, в том числе культурные права человека и гражданина, рассматриваются с точки зрения того влияния, которое на человека оказывают порожденные им материальные и нематериальные объекты. Вполне справедливо отмечено, что «человек является творцом культуры, а она в свою очередь творит человека» совместно с обществом17. Культурологический метод позволяет использовать знания культурологии и применять их в процессе исследования концепта «культура», культурных прав и свобод, культурных отношений, культурного развития и культурной политики российского государства в конституционном праве. Термин «конституционное культуроведение», впервые предложенный Е. В. Сазонниковой в науке конституционного права,18 прочно вошел в научный оборот и безусловно, требует дальнейших научных разработок. Выделим отдельные вопросы, составляющие проблемное поле конституционного культуроведения с использованием не только культурологического метода, но и иных упомянутых методов:1) исследование института культурных прав и свобод в рамках конституционного права; 2)изучение конституционной культуры с учетом происходящих конституционных преобразований; 3) анализ позиций Конституционного Суда РФ, касающихся защиты культурных прав и свобод; 4) исследование конституционных ценностей, в том числе места культуры в системе этих ценностей; 5) изучение категорий, обремененных культурной составляющей; 6) влияние искусства на культурный уровень личности и т. д. В рамках конституционного культуроведения большой интерес представляет работа В.О. Лучина, Т.М. Пряхиной «Конституция в культурном пространстве»19. Авторы отмечают, что синтез права и искусства в сфере конституционно-правовой тематики позволяет найти новые формы закрепления конституционного императива в практике государственной и общественной жизни, повысить уровень правовой культуры россиян, нарастить общекультурный уровень российского общества в целом. Не может считаться культурным человек, нарушающий Конституцию и законы страны. И, наоборот, высококультурная личность будет придерживаться правомерной модели поведения. Основной Закон страны гарантирует единство культурного пространства России, как во временном, так и в пространственном отношении. Действующий Основной Закон призван стать Конституцией культуры20. Вышеизложенное лишний раз подтверждает необходимость развития конституционного культуроведения и в частности исследований, касающихся конституционных категорий, обремененных культурной составляющей. Большое значение для данного исследования имеет системный метод. Он использован для изучения знания о культурных правах как определенной целостности, для построения их внутренней организации. Актуализация системного подхода обусловлена двумя важными обстоятельствами. Во-первых, все более настоятельной теоретической и практической необходимостью целостного, системного и комплексного освоения и преобразования социальных условий жизни и соответствующих общественных отношений. Ныне отчетливо выявляется потребность внедрения системного метода не только в науку, но и в организацию и управление производством, социальными, политическими процессами. Во-вторых, современное научное знание и деятельность настолько углубляются, специализируются и дифференцируются, что общая картина общественного бытия, общественная практика как бы распадаются на отдельные, на первый взгляд не связанные между собой и обособленные друг от друга фрагменты или формы деятельности. Возникает объективная потребность не только в систематизации знания и деятельности, но и в их интеграции, синтезе, в восстановлении общей картины общественного бытия, общественной практики в целом. И эту задачу призван реализовать системный подход в исследовании, который предполагает всесторонний анализ сложных динамических целостностей, части которых находятся между собой в единстве и взаимодействии21. Заметим, что подобное единство и взаимодействие не всегда являются оптимальными или сбалансированными. Также системный метод используется для обозначения места культурных прав и свобод человека и гражданина в системе основных прав и свобод личности. Его применение позволило дифференцировать совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере культуры, выделив Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные и иные законы, подзаконные акты и т. д. Естественно, что данная группа прав регламентируется, прежде всего, источниками повышенной юридической силы. Существенное значение имеет метод классификации анализируемой группы прав и свобод, выступающий как часть более широкого логического метода. Она (классификация) позволяет обозначить их конкретные виды (подвиды) на основании сходства в определенных свойствах (качествах). Это делает возможным выделение в качестве самостоятельных - культурных, экономических, социальных, политических, личных прав и свобод и их объединение в единую систему основных прав и свобод. И.В. Понкин и А.И. Редькина отмечают, что метод классификации используется для достижения различных целей, как научно-теоретических, так и сугубо практических. Классификационные методы и процедуры широко применяются в научном исследовании для решения самых различных познавательных задач. Классификация выступает методом формирования и (или) отражения реального или воображаемого порядка22. Она позволяет глубже, полнее познать суть явления и упорядочить накопленные знания. Метод классификации выступает как самостоятельный и самодостаточный, так как на его основе проводится классификация культурных прав и свобод, например, деление культурных прав и свобод на основные и иные культурные права. Первые закреплены в Конституции РФ, а вторые находят отражение в отраслевом законодательстве. Также с помощью данного метода выделяются и классифицируются определенные конституционные ценности и правовые позиции Конституционного Суда РФ, связанные с использованием концепта «культура». Наряду с традиционными культурными правами, к которым относятся: право на свободу творчества, право на образование, право на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества, право на доступ к культурным ценностям, пользование учреждениями культуры, на участие в культурной жизни, право на свободу преподавания, можно выделить и новую подгруппу культурных прав и свобод - информационные права в области культуры. Так, например, по нашему мнению, в научный оборот конституционного права следует ввести новую категорию «информационные права в области культуры». Информационные права в области культуры являются частью цифровых прав человека и выступают подгруппой культурных прав и свобод человека и гражданина в целом. Причем процесс становления информационных прав в области культуры еще не закончен, и возможно в будущем перечень таких прав будет уточняться и дополняться новыми правами. Однако на сегодняшний день к таким правам можно отнести: право на получение информации о культуре, право на участие в культурной жизни в интернет-пространстве, право на свободу творчества в интернет-пространстве, право на дистанционное обучение, право на образование в интернет-пространстве. Большое значение при исследовании информационных прав и свобод в области культуры имеет вопрос о формировании информационной культуры личности как разновидности культуры в целом. И особого внимания в этой связи, по нашему мнению, заслуживает поддержка благоприятной для становления личности информационной среды. Причем благоприятной для становления личности информационная среда может быть тогда, когда вся информация и материалы излагаются правильным литературным языком, когда информация готовится профессиональными журналистами, когда в радио и телеэфире представлены произведения классического и современного искусства, когда через сеть Интернет открыт доступ к национальным цифровым информационным и культурным ресурсам. Выделение новой подгруппы культурных прав и свобод происходит с помощью метода классификации. Особое значение при познании культурных прав личности имеют частнонаучные методы: формально-юридический, историко-правовой, сравнительно-правовой. Они используются для изучения конституционно-правовых норм, регулирующих культурные права и свободы человека и гражданина, а также для выявления сходств и различий между нормами российского и зарубежного конституционного права, российского и международного права, а также между отдельными историческими периодами культурного развития России. В системе методов познания правовой действительности сравнительный метод играет далеко не последнюю роль. В научной литературе он рассматривается как «метод исследования, позволяющий выявить с помощью сравнения общее и особенное» в различных правовых семьях, более глубоко и четко определять их природу, более точно устанавливать особенности их функционирования и тенденции их развития23. Сравнительно-правовой метод используется для выявления отношений сходства и различия между государственно-правовыми системами или их фрагментами. И в этом аспекте он является уникальным и неповторимым. Никакой другой общий или специальный способ не способен обеспечивать получение объективно-истинных знаний такого уровня. По крайней мере, в правоведении нет никаких предложений о том, чтобы заменить сравнительно-правовой метод каким-то другим, более плодотворным24. Благодаря данному методу можно раскрыть саму суть тех или иных правовых состояний, категорий, закономерностей. Например, плодотворным является сопоставление группы культурных прав и свобод в различных государствах СНГ. Кроме того, сравнительно-правовой метод используется при анализе зарубежного опыта реализации культурной политики. Происходит сравнение культурной политики зарубежных стран и России. Например, опыт проведения культурной политики в странах Европейского Союза может быть критически изучен для выработки основных направлений культурной политики России. Историко-правовой метод применяется для исследования становления института культурных прав человека и гражданина в Советском Союзе, РСФСР и Российской Федерации. Так, он успешно используется для рассмотрения предпосылок зарождения института культурных прав и свобод еще в дореволюционной России, а в дальнейшем – при выявлении культурных прав в первых советских конституциях. Также велика роль историко-правового метода в исследовании генезиса культурных прав и свобод, начиная с 1990-х гг. и до настоящего времени. Причем его применение обусловлено необходимостью анализа постоянно обновляемого и коллизионного отраслевого законодательства в сфере культуры. Весьма актуален он при исследовании исторических событий в культурной сфере, в прослеживании положительных и негативных тенденций в развитии законодательства, регулирующего данные права и свободы человека и гражданина. Велика роль формально-юридического метода на стадии индуктивного обобщения единичных фактов и описания полученных результатов. С его помощью осуществляется выявление и описание статистических связей и закономерностей, вычленение результатов действия одного или нескольких социальных, правовых и иных факторов. Формализация может применяться и на стадии формирования теоретических знаний для выявления связей между отдельными понятиями, обоснования истинности или ложности некоторых видов знаний25. Формально-юридический метод применялся для выявления и описания закономерностей развития анализируемой группы прав в конкретных конституционно-правовых текстах с учетом их содержания и понимания законодателем. Он получил применение также при анализе содержания закономерностей развития культурных прав и соответствующих отношений в текстах отраслевого законодательства, причем как в действующих нормативно-правовых актах, например, в Законе РФ от 9 октября 1992 г. «Основы законодательства о культуре», в Указе Президента РФ от 24 декабря 2014 г. «Основы государственной культурной политики» и др., так и в законопроектах (например, о культуре). Статистический метод также нашел применение в деле исследования культурных прав и свобод. В частности, при интерпретации статистических данных относительно количества действующих учреждений культуры (например, театров, музеев, филармоний) и образования. Он используется и при анализе ежегодных докладов Уполномоченного по правам человека в РФ (в части значимых культурных прав и свобод путем сопоставления процентного соотношения нарушений культурных прав). Роль обозначенных научных методов достаточно велика, а их применение позволит провести достоверный анализ сущности культурных прав и свобод, рассмотреть основные категории, обремененные культурной составляющей, выяснить систему и содержание культурных прав и свобод, их признаки, изучить механизм реализации и гарантии. По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы: 1) изучено влияние диалектического метода на институт культурных прав и свобод, причем диалектический метод имеет колоссальное значение для исследования концепта «культура» и института культурных прав и свобод. В арсенале диалектического метода при исследовании культурных прав и свобод находятся категории, раскрывающие сущность культурных прав и свобод человека и гражданина, а также формы диалектического мышления (суждение, понятие, умозаключение, теория, проблема, гипотеза, идея); 2) обозначена особая роль культурологического метода в деле исследования культурных прав и свобод. Культурологический подход включает применение методов исследования культуры для познания конституционно-правовых явлений; 3) указана необходимость применения системного метода, а также метода классификации; 4) особое значение при познании культурных прав личности имеют частнонаучные методы: формально-юридический, историко-правовой, сравнительно-правовой; 5) обозначена необходимость использования статистического метода исследования; 6) совокупность рассмотренных методов позволит внести существенный вклад в науку конституционного права в контексте исследования концепта «культура» и института культурных прав и свобод человека и гражданина. 1. См.: Ивакина Д. С. Культурные права и свободы человека и гражданина: вопросы содержания, методологии и классификации // Журнал российского права. 2020. № 4. С.28-41.

2. См.: напр., Керимов Д.А. Методология права: Предмет, функции, проблемы философии права. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2003; Тарасов Н.Н. Методологические проблемы юридической науки. Екатеринбург, 2001; Сырых В.М. Логические основания общей теории: в 2-х т. Т.1. Элементный состав. 2-е изд., испр. и доп. М., 2001.

3. См.: напр., Демидов А.И. О методологической ситуации в правоведении // Правоведение. 2001. № 4. С.18; Толстик В.А. От плюрализма правопонимания к борьбе за содержание права // Государство и право. 2000. № 3 . С. 5-11 и др.

4. См.: Современные методы исследования в правоведении / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. Саратов, 2007. С. 12.

5. См.: Лазарев В.В., Липень С.В. История и методология юридической науки: университетский курс для магистрантов юрид. вузов / под ред. А.В. Корнева. М., 2016. С. 163.

6. См.: Современные методы исследования в правоведении / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. С. 131.

7. См.: Культурология / под ред. Г.В. Драча. Ростов н/Д., 1999. С. 422.

8. См.: Усманова А. Р. Петер Абеляр // Всемирная энциклопедия: философия / гл. науч. ред. А. А. Грицанов. Минск, 2002. С. 776.

9. См.: Сазонникова Е.В. Наука конституционного права и концепт «культура»: вопросы теории и практики: дис. … д-ра юрид. наук. М., 2012.

10. См.: Сазонникова Е.В. Указ. Соч. С. 28.

11. См.: СЗ РФ. 2014. № 52 (ч.I),Ст.7753.

12. См.: Ведомости СНД и ВС РФ.1992.№ 46,Ст.2615; СЗ РФ. 2020.№ 14 (часть I), Ст. 2028.

13. См.: Гриценко Г.Д. Право как социокультурное явление (философско-антропологическая концепция): дис….д-ра философ. наук. Ставрополь, 2003. С. 4-10.

14. См.: Кряжков В.А. Конституционная культура в зеркале правосудия Конституционного Суда РФ // Журнал конституционного правосудия 2008. № 3. С. 3–8.

15. См.: СЗ РФ. 2020. № 11, ст.1416.

16. См.: Швырев В.С. Научное познание как деятельность. М., 1984. С. 22.

17. См.: Культурология / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. М., 2005. С. 73.

18. См.: Сазонникова Е.В. Наука конституционного права и концепт «культура»: вопросы теории и практики: дис. … д-ра юрид. наук. М., 2012.С. 118-119.

19. См.: Лучин В.О., Пряхина Т.М. Конституция в культурном пространстве. Саратов, 2018. С. 67.

20. См.: Там же.

21. См.: Керимов Д.А. Методология права: предмет, функции, проблемы философии права. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2003. С. 226.

22. См.: Понкин И.В., Редькина А.И. Классификация как метод научного исследования, в частности в юридической науке // Вестник Пермского ун-та. 2017. № 3. С. 249–259.

23. См.: Методология юридической науки: состояние, проблемы, перспективы. Вып. I / под ред. М.Н. Марченко. М., 2006. С. 243.

24. См.: Сырых В.М. Логические основания общей теории: в 2-х т. Т.1. Элементный состав. 2-е изд., испр. и доп. М., 2001. С. 415.

25. См.: Сырых В.М. Логические основания общей теории. C. 460.

1. Bibliografiya

2. Zakon RF o popravke k Konstitucii RF ot 14 marta 2020 g. ¹ 1-FKZ // CZ RF.2020.¹ 11,Ct.1416.

3. Zakon RF «Osnovy` zakonodatel`stva RF o kul`ture» ot 9 oktyabrya 1992 g. ¹ 3612-1(v red. Federal`nogo Zakona ot 1 aprelya 2020 g.) // Vedomosti SND i VS RF.1992.¹ 46,St.2615; SZ RF. 2020.¹ 14 (chast` I), St. 2028.

4. Ukaz Prezidenta RF «Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj kul`turnoj politiki» ot 24 dekabrya 2014 g. ¹ 808// SZ RF. 2014. ¹ 52 (ch.I),St.7753.

5. Antipov G.A., Kochergin A.N. Problemy` metodologii issledovaniya obshhestva kak celostnoj sistemy`. Novosibirsk: Nauka, 1988. – 256 s.

6. Gricenko G.D. Pravo kak sociokul`turnoe yavlenie (filosofsko-antropologicheskaya koncepciya): dis….d-ra filosof. nauk. Stavropol`: Stavrop.gos.un-t, 2002. - 323 s.

7. Demidov A.I. O metodologicheskoj situacii v pravovedenii // Pravovedenie. 2001. ¹ 4.S.14-22.

8. Ivakina D. S. Kul`turny`e prava i svobody` cheloveka i grazhdanina: voprosy` soderzhaniya, metodologii i klassifikacii // Zhurnal rossijskogo prava. 2020. ¹ 4. S.28-41.

9. Ivannikov I.A. Teoriya gosudarstva i prava: ucheb. posobie. Rostov n/ D.: izd-vo Rostov. Un-ta, 2001.- 368 s.

10. Kerimov D.A. Metodologiya prava: Predmet, funkcii, problemy` filosofii prava. 3-e izd., pererab. i dop. M.: SGA, 2003.- 521 s.

11. Kryazhkov V.A. Konstitucionnaya kul`tura v zerkale pravosudiya Konstitucionnogo Suda RF // Zhurnal konstitucionnogo pravosudiya 2008. ¹ 3. S. 3–8.

12. Kul`turologiya / pod red. G.V. Dracha. Rostov n/D.:«Feniks», 2002. – 608 s.

13. Kul`turologiya / pod red. Yu.N. Solonina, M.S. Kagana. M.: Vy`sshee obrazovanie, 2005. – 566 s.

14. Lazarev V.V., Lipen` S.V. Istoriya i metodologiya yuridicheskoj nauki: universitetskij kurs dlya magistrantov yurid. vuzov / pod red. A.V. Korneva. M.: Norma, 2016. – 495 s.

15. Lotman Yu. M. Besedy` o russkoj kul`ture: by`t i tradicii russkogo dvoryanstva (XVIII – nachalo XIX veka). SPb.: Iskusstvo SPB, 1994. – 711 s.

16. Luchin V.O., Pryaxina T.M. Konstituciya v kul`turnom prostranstve. Saratov, 2018. – 79 s.

17. Metodologiya yuridicheskoj nauki: sostoyanie, problemy`, perspektivy`. Vy`p. I / pod red. M.N. Marchenko. M.: Yurist, 2006. – 288 s.

18. Ponkin I.V., Red`kina A.I. Klassifikaciya kak metod nauchnogo issledovaniya, v chastnosti v yuridicheskoj nauke // Vestnik Permskogo un-ta. 2017. ¹ 3. S. 249–259.

19. Sazonnikova E.V. Nauka konstitucionnogo prava i koncept «kul`tura»: voprosy` teorii i praktiki: dis. … d-ra yurid. nauk. M., 2012.- 387 s.

20. Sovremenny`e metody` issledovaniya v pravovedenii / pod red. N.I. Matuzova i A.V. Mal`ko. Saratov: SYuI MVD Rossii, 2007. - 560 s.

21. Sy`ry`x V.M. Logicheskie osnovaniya obshhej teorii: v 2-x t. T.1. E`lementny`j sostav.2-e izd., ispr. i dop. M.: Yuridicheskij Dom «Yusticinform», 2001. – 528 s.

22. Tarasov N.N. Metodologicheskie problemy` yuridicheskoj nauki. Ekaterinburg: izd-vo Gumanit. un-ta, 2001. – 264 s.

23. Tojnbi A. Postizhenie istorii. M.: Progress, 1991. – 736 s.

24. Tolstik V.A. Ot plyuralizma pravoponimaniya k bor`be za soderzhanie prava // Gosudarstvo i pravo. 2000. ¹ 3 . S. 5-11.

25. Usmanova A. R. Peter Abelyar // Vsemirnaya e`nciklopediya: filosofiya / gl. nauch. red. A. A. Griczanov. Minsk: Xarvest, Sovremenny`j literator, 2002.- 976 s.

26. Fundamental`ny`e problemy` kul`turologii. T. VII: Kul`turnoe mnogoobrazie: teorii i strategii / otv. red. D.L. Spivak. M., SPb.: izd-vo «Novy`j xronograf, E`jdos», 2009. – 256 s.

27. Shvy`rev V.S. Nauchnoe poznanie kak deyatel`nost`. M.: izd-vo polit. lit., 1984. – 232 s.

28. Shtaerman E.M. Problemy` kul`tury` v zapadnoj sociologii // Voprosy` filosofii. 1967. ¹ 1.S. 163-176.

Система Orphus

Loading...
Up