Правовая определенность и верховенство Конституции: к проблеме стабильности Основного Закона

 
Код статьиS013207690008683-3-1
DOI10.31857/S013207690008683-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор кафедры служебного и трудового права Поволжского института управления им. П.А. Столыпина – филиала РАНХиГС
Аффилиация: Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина – филиал РАНХиГС
Адрес: Российская Федерация, Саратов
Название журналаГосударство и право
ВыпускНомер 3
Страницы48-56
Аннотация

В статье рассматривается проблема обеспечения верховенства права как требования общеправового принципа правовой определенности. Данный принцип предполагает не только требования ясности и непротиворечивости правовых предписаний (формально-юридический аспект), но и определенные содержательные характеристики «правового закона», которые должны выводиться непосредственно из Основного Закона государства. Это, в свою очередь, предполагает концептуальную стабильность самой Конституции РФ.

В связи с этой целью в работе анализируются существующие механизмы обеспечения такой стабильности, вопросы разделения учредительной и законодательной властей, наличия системы сдержек и противовесов между ними. В частности, в статье анализируется принцип «внепарламентского» пересмотра конституции, характерный не только для российского Основного Закона, но и для конституций ряда зарубежных государств. Подобная система направлена на элиминацию ситуаций, когда под влиянием политического момента парламент может изменить содержание конституции в своих интересах.

Для достижения поставленной цели автором используются как общенаучный диалектический метод, позволяющий уяснить двойственность понимания рассматриваемых юридических категорий, так и методы формальной логики, сравнительный метод, системно-структурный метод и др.

В результате исследования автор приходит к выводу, что стабильность Конституции РФ и недопустимость «инструментального подхода» к Основному Закону требуют обеспечения принципа разделения учредительной и законодательной властей. 

Автором обоснована необходимость закрепления определенных сдержек и противовесов между учредительной и законодательной властями. Обоснован вывод о принципиальной необходимости включения в данный механизм Конституционного Суда РФ. В частности, приводятся доводы в пользу участия Конституционного Суда в решении вопроса о соответствии вносимой поправки к Конституции РФ положениям «неизменных» глав Основного Закона, поскольку это соответствует самому предназначению судебного конституционного контроля.

Ключевые словаверховенство права, правовая определенность, верховенство Конституции РФ, учредительная власть, законодательная власть, пересмотр Конституции РФ, поправки в Конституцию РФ, Конституционный Суд РФ
Источник финансированияПубликация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 19-011-00418 А.
Получено11.06.2019
Дата публикации31.03.2020
Кол-во символов30796
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1307

Оценка читателей: голосов 0

1. Авакьян С.А. Нужна ли конституционная реформа в России? // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 9. С. 2 - 9.

2. Бондарь Н.С. Правовая определенность - универсальный принцип конституционного нормоконтроля (Практика Конституционного Суда РФ) // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 10. С. 4–10.

3. Верховенство права – главная цель юридического сообщества (Интервью с экс-президентом Международной ассоциации юристов Ф. Нитом) // Адвокат. 2007. № 5.

4. Гессен В.М. О правовом государстве. СПб., 1905. С. 11.

5. Дудко И.Г. Авторитетность конституции // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 7. С. 3 - 8.

6. Евдокимов В.Б., Тухватуллин Т.А. Некоторые проблемы внесения поправок в Конституцию Российской Федерации (Теория и практика) // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. № 4. С. 15 - 19.

7. Ершов В.В. Парные категории «определенность права» и «неопределенность права» // Определенность и неопределенность права как парные категории: проблемы теории и практики: материалы XII Междунар. науч.-практ. конф.: в 3 ч. Ч. I. М., 2018. С. 15, 40.

8. Комарова В.В. Учредительная власть и основной закон // Lex Russica. 2013. № 12. С. 1374 - 1382.

9. Комарова В.В. Формы непосредственной демократии в России. М., 2010. С. 43.

10. Нерсесянц В.С. Философия права. М., 2005. С. 105.

11. Пресняков М.В. Наравне с Конституцией: источники права, обладающие высшей юридической силой в Российской Федерации // Журнал росс. права. 2016. № 8. С. 96 - 108.

12. Пресняков М.В. Основные институты народовластия в современной России: формальная или реальная демократия // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 11. С. 58 - 63.

13. Пресняков М.В. Проблема «качества закона» как требование верховенства права // Гражданин и право. 2009. № 12.

14. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. СПб., 1995. С. 112. Нерсесянц В.С. Философия права. М., 2005. С. 105.

15. Троицкая А.А. Российский Конституционный Суд и проверка поправок к Конституции: как распахнуть приоткрытую дверь // Сравнительное конституционное обозрение. 2016. № 2. С. 96 - 115.

16. Шустров Д.Г. Материальные пределы изменения конституций постсоветских государств // Сравнительное конституционное обозрение. 2018. № 2. С. 86 - 103.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх