The variety of the Russian President powers and their complex classification (The first part)

 
PIIS013207690004656-3-1
DOI10.31857/S013207690004656-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: National Research University Higher School of Economics
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameGosudarstvo i pravo
EditionIssue 4
Pages75-84
Abstract

The first part of the article is dedicated to the compartmentalizing based on analysis of Constitutional functions and tasks of the President of Russia, focus and sphere of presidential activities (competence). The author argued in favour of moderate imperfection of this trend. It is further placed emphasis on inherent powers doctrine. The nature of inherent powers of Russian President is revealed here. The author describes the role of RF Constitutional Court and the Federation Council in the process. In terms of comparative analysis the inherent powers of US President are characterized. There is an actual data on Russian vested legal presidential powers in the article. Such powers are illustrated by current examples as thing stand in 2017 - 2018 (which are compliant, conditional or inconsistent with presidential spheres determined in the Constitution).

Keywordspresidency, presidential powers, classification of powers of the president, inherent powers doctrine
Received03.04.2019
Publication date29.04.2019
Number of characters27519
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 «Если это делает президент – значит, сие законно»1 37-й Президент США Р.М. Никсон 1. Интервью об Уотергейте // N.Y.Times, May 20, 1977, at. A16.
2 «Институт президентства» традиционно определяется как монократический орган, которому присущи функционал главы государства и исполнительно-распорядительные полномочия, заданные республиканской формой правления2. Подобное определение теоретически можно признать вполне корректным. Вместе с тем, если принять во внимание широкую деятельность Президента РФ, легко обнаружить ограниченность данной дефиниции. Сей факт актуализирует непрекращающиеся научные дискуссии вокруг темы превышения президентом пределов своей компетенции. Несмотря на многочисленные исследования, прийти к единому пониманию феномена расширения компетенции не представляется возможным в силу противоречивости самого института президентства. Полномочия президента отличаются исключительной (первенствующей) природой по отношению к другим органам публичной власти - президент над ними возвышается и становится во главе государства3. В литературе Президент РФ трактуется через такие понятия и определения, как «высший представитель государственных интересов»4, «обладатель верховного конституционного статуса»5, «символ народного единства»6, «вершина иерархии государственных институтов»7, «высшее должностное лицо»8. «Приоритет президентской власти» обеспечивает интеграцию системы публичной власти в общественно-политических и социально-экономических условиях, который создает основу для развития «отечественной модели демократии»9. 2. См.: Шульженко Ю.Л. Конституционный контроль в России. М., 1995. С. 49; Блинов А.Б. Полномочия Президента Российской Федерации // Труды ИГП РАН. 2010. № 6. С. 73.

3. См.: Щипанов А.В. Полномочия Президента Российской Федерации: варианты классификаций // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. № 10. С. 285.

4. Авакьян С.А. Президент Российской Федерации: эволюция конституционно-правового статуса // Вестник МГУ. Сер. 11 «Право». 1998. № 1. С. 8, 9.

5. Кененова И.П. Практика и проблемы организации разделения властей в Российской Федерации (федеральный уровень) // Современные проблемы организации публичной власти. М., 2014. С. 147.

6. См., напр.: Чиркин В.Е. Президентская власть // Государство и право. 1997. № 5. С. 20, 21; Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права. М., 1998. С. 75.

7. Черкасов А.И. Глава государства и правительство в странах современного мира (Конституционно-правовое регулирование и практика). М., 2006. С. 9.

8. Кутафин О.Е. Глава государства. М., 2013. С. 321.

9. Осетров С.А. Конституционные основания президентской власти в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2010. С. 12, 13.
3 По существу, именно президент призван выступить «главным хранителем конституционного строя»10. Но при современной модели президентализма наблюдаются отклонения при реализации данной функции. Теория и практика конституционно-правового регулирования полномочий Президента сталкивается с основной проблемой: выявить, охарактеризовать и систематизировать обширный инструментарий «хранителя» ввиду многообразия стоящих перед ним задач (в данном «амплуа») представляется крайне затруднительным и даже невозможным11. 10. Краснов М.А. На пути к деперсонификации российской власти: Изменение статуса главы государства // Труды по россиеведению. Вып. 5. М., 2014. С. 269 - 293.

11. См.: Краснов М.А. Законодательно закрепленные полномочия Президента России: необходимость или сервилизм? // Сравнительное конституционное обозрение. 2011. № 4. С. 91.
4 При этом автор исходит из допущения, что президент прирастает полномочиями, не только и не столько направленными на реализацию функции «хранителя».
5 Вызов определяют сложившиеся особенности конституционно-правового регулирования полномочий Президента и непрерывные их трансформации, которые обусловливают наличие большого числа традиционных и появление новых классификаций президентских полномочий.
6 Построение автором стройной и непротиворечивой таксономии президентских полномочий нацелено как на обеспечение полноты их охвата, так и на выявление и экспликацию в классификационных рамках упомянутого феномена расширения компетенции главы Российского государства.
7

Обоснованность и особенности традиционных классификаций полномочий Президента РФ

Number of purchasers: 2, views: 515

Readers community rating: votes 0

1. Avak'yan S.A. Konstitucionnoe pravo: enciklopedicheskij slovar': v 2 t. T. 2. M., 2014. S.°477 - 479.

2. Avak'yan S.A. Prezident Rossijskoj Federacii: evolyuciya konstitucionno-pravovogo statusa // Vestnik MGU. Ser. 11 “Pravo”. 1998. ¹ 1. S. 8, 9.

3. Baglaj M.V. Prezidenty Rossijskoj Federacii i SShA. Rol', poryadok vyborov, polnomochiya. M., 2012. S. 31.

4. Baglaj M.V., Tumanov V.A. Malaya enciklopediya konstitucionnogo prava. M., 1998. S.°75.

5. Blinov A.B. Polnomochiya Prezidenta Rossijskoj Federacii // Trudy IGP RAN. 2010. ¹ 6. S. 73.

6. Bondarec E.B. Prezident Rossijskoj Federacii i realizaciya konstitucionnogo principa razdeleniya vlasti // Pravo i upravlenie. XXI vek. 2012. ¹ 2. S. 91, 103–109.

7. Gur'yanov G.I. Podrazumevaemye polnomochiya prezidentov Rossijskoj Federacii i Soedinennyh shtatov Ameriki // Vestnik RUDN. Ser.: Yuridicheskie nauki. 2014. ¹°1. S. 182 - 189.

8. Degtev G.V. Institut prezidentstva v Rossijskoj Federacii: osobennosti pravovogo statusa i kompetencii, problemy sovershenstvovaniya: dis. … d-ra yurid. nauk. M., 2005. S. 123.

9. Interv'yu ob Uotergejte // N.Y.Times, May 20, 1977, at. A16.

10. Karasev A.T., Morozova A.S. Glava gosudarstva v sisteme razdeleniya vlastej: nekotorye voprosy harakteristiki polnomochij // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2013. ¹ 8. S. 65 - 67.

11. Kenenova I.P. Praktika i problemy organizacii razdeleniya vlastej v Rossijskoj Federacii (federal'nyj uroven') // Sovremennye problemy organizacii publichnoj vlasti. M., 2014. S. 147.

12. Knutov A.V., Sinyatullina L.H. Polnomochiya federal'nyh organov ispolnitel'noj vlasti: kolichestvennyj analiz i klassifikaciya // Voprosy gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya. 2018. ¹ 1. S. 118.

13. Kozlova E.I. Nauchno-prakticheskij kommentarij konstitucionno-pravovyh osnov izbraniya statusa i polnomochij Prezidenta Rossijskoj Federacii // Prezident Rossijskoj Federacii. Poryadok izbraniya, konstitucionno-pravovoj status, polnomochiya. Vyp. ¹ 3. M., 2004. S. 136.

14. Kokotov A.N. Konstitucionnoe pravo Rossii. M., 2016. S. 62.

15. Kolobaeva N.E. Konstitucionno-pravovoj status Prezidenta Rossijskoj Federacii (voprosy teorii i praktiki): avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Ekaterinburg, 2007. S. 19–22.

16. Krasnov M.A. Doktrina “podrazumevaemyh (skrytyh) polnomochij” glavy gosudarstva v rossijskoj konstitucionno-pravovoj praktike // Konstitucionnyj vestnik. 2010. ¹ 2(20). S. 68 - 81.

17. Krasnov M.A. Zakonodatel'no zakreplennye polnomochiya Prezidenta Rossii: neobhodimost' ili servilizm? // Sravnitel'noe konstitucionnoe obozrenie. 2011. ¹ 4. S. 91.

18. Krasnov M.A. Na puti k depersonifikacii rossijskoj vlasti: Izmenenie statusa glavy gosudarstva // Trudy po rossievedeniyu. Vyp. 5. M., 2014. S. 269 - 293.

19. Krasnov M.A. Personalistskij rezhim v Rossii: opyt institucional'nogo analiza. M., 2006. S. 23.

20. Kutafin O.E. Glava gosudarstva. M., 2013. S. 321.

21. Mishin A.A. Gosudarstvennoe pravo SShA. M., 1976. C. 180–220.

22. Osavelyuk A.M. Konstitucionnoe pravo zarubezhnyh stran. M., 2016. S. 197.

23. Osetrov S.A. Konstitucionnye osnovaniya prezidentskoj vlasti v Rossijskoj Federacii: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Chelyabinsk, 2010. S. 12, 13.

24. Petrik L.S. K voprosu o klassifikacii polnomochij prezidenta (Na primere Rossijskoj Federacii i Respubliki Belarus') // Pravo.by. 2015. ¹ 4. S. 40–44.

25. Pisarev A.N. Polnomochiya Prezidenta Rossijskoj Federacii v oblasti oborony: dis. ... kand. yurid. nauk. M, 1995. S. 9, 10.

26. Rahmanov L.M. Doktrina “skrytyh” polnomochij Prezidenta RF // Konstituciya Rossijskoj Federacii. Ufa, 2005. S. 59–61.

27. Tarasov O.N. Osobyj status Prezidenta Rossijskoj Federacii v sisteme razdeleniya vlastej // Sovremennoe pravo. 2008. ¹ 7. S. 45 - 48.

28. Tleubaev Zh. S. Skrytye polnomochiya Prezidenta RF // Vestnik ChelGU. 2012. ¹°27°(281). S. 34 - 38.

29. Cherkasov A.I. Glava gosudarstva i pravitel'stvo v stranah sovremennogo mira (Konstitucionno-pravovoe regulirovanie i praktika). M., 2006. S. 9.

30. Chirkin V.E. Glava gosudarstva. M., 2017. S. 181.

31. Chirkin V.E. Prezidentskaya vlast' // Gosudarstvo i pravo. 1997. ¹ 5. S. 20, 21.

32. Shul'zhenko Yu. L. Konstitucionnyj kontrol' v Rossii. M., 1995. S. 49, 133.

33. Shchipanov A.V. Polnomochiya Prezidenta Rossijskoj Federacii: varianty klassifikacij // Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2009. ¹ 10. S. 284 - 287.

34. Shchipanov A.V. Polnomochiya Prezidenta Rossijskoj Federacii: varianty klassifikacij // Ross. yurid. zhurnal. 2009. ¹ 6. S. 234, 235.

35. Fisher L. The Law: Presidential Inherent Power: The “Sole Organ” Doctrine. Presidential Studies Quarterly, March 2007. P. 139–151.

36. Kinkopf N. Inherent Presidential Power and Constitutional Power. PS Quarterly, March 2007. P. 37–48.

37. Martinez J.S. Inherent executive power: A comparative perspective. Yale Law Journal, 115, 2006. P. 2480–2511.

38. Rozell M.J. Executive Privilege Revived? Secrecy and Conflict During the Bush Presidency. Duke Law Journal. 52, 2002. P. 403 – 421.

Система Orphus

Loading...
Up