New Textbook on the Philosophy of Law V.N. Zhukov. Philosophy of Law: textbook for universities

 
PIIS013207690003863-1-1
DOI10.31857/S013207690003863-1
Publication type Review
Status Published
Authors
Affiliation: Moscow State University M. V. Lomonosova
Address: Russian Federation
Journal nameGosudarstvo i pravo
EditionIssue 2
Pages186-189
Abstract

The review gives a brief description of the Textbook "Philosophy of Law", prepared by one of the leading experts in this field V.N. Zhukov. Its structure and main features are considered. It is noted that this work is a stage in the development of domestic philosophical and legal thought. V.N. Zhukov made an attempt to restore the best traditions of the Russian pre-revolutionary Philosophy of Law, to give a balanced synthesis of philosophy and jurisprudence. 

KeywordsV.N. Zhukov, Philosophy of Law, Russian Philosophy of Law, General theory of Law, Sociology of Law, dogma of law
Received26.02.2019
Publication date27.02.2019
Number of characters18857
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Вышел в свет новый учебник по философии права, подготовленный одним из ведущих специалистов в этой области Вячеславом Николаевичем Жуковым, доктором юридических и философских наук, профессором юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, главным научным сотрудником Института государства и права РАН. За весь постсоветский период вышли десятки учебников и учебных пособий по философии права, но, тем не менее, появление каждого нового учебника по данной дисциплине продолжает вызывать интерес. Дело в том, что философия права остается у нас отраслью знания, статус и содержание которой вызывают острые дискуссии. Казалось бы, философия права – общепризнанная академическая дисциплина с многовековой историей, способная украсить учебный план высшего юридического или философского образования и привнести респектабельность в научные исследования о праве и государстве. На самом деле ситуация оказывается много сложней, что детально показывает проф. В.Н. Жуков.
2 На юридических факультетах дореволюционной России философии права как учебной дисциплины не было. Все четыре университетских устава Российской Империи (1804, 1835, 1863 и 1884 гг.) затрагивали лишь в той или иной мере философию права, специально не выделяя ее из общего корпуса правовых дисциплин. В первой трети XIX в. читалось «Право естественное», в дальнейшем с философией права знакомили в рамках курсов «История философии права» и «Энциклопедия права». Не преподавалась философия права и на историко-филологических факультетах, где давалось в том числе и философское образование. За весь XIX и начало XX в. можно назвать только одну книгу со специальным названием – это «Философия права» Б.Н. Чичерина. Название книги было вызвано не столько традицией и средой, сколько стремлением автора подчеркнуть ее связь с авторитетным источником – «Философией права» Гегеля. Между тем сам термин «философия права» прочно вошел в обиход русского обществоведения, хотя его смысл понимался по-разному в зависимости от принадлежности авторов к той или иной школе. Как отмечает проф. В.Н. Жуков, академическая философия права в России второй половины XIX – начала XX в. разбивается на два основных направления: метафизическое и юридико-догматическое. Первое существовало в форме гегельянства (П.Г. Редкин, Б.Н. Чичерин), кантианства (П.И. Новгородцев, Е.Н. Трубецкой, Б.А. Кистяковский), религиозной метафизики (В.С. Соловьев, И.А. Ильин), феноменологии (Н.Н. Алексеев). Ко второму принадлежали авторы, стоявшие на позициях позитивизма (Н.М. Коркунов, Г.Ф. Шершеневич) (с. 139).
3 «Позитивисты, следуя идеям О. Конта, определяют философию как синтез всех наук. Философия рассматривается ими как метод систематизации и теоретического обобщения данных специальных наук, что делает ее “венцом и основой всех наук”. Если Шершеневич оставлял за философией права особый статус некоей юридической сверхнауки, то для Коркунова философия права, освобожденная от метафизики и вставшая на почву науки, с необходимостью перерастает в общую теорию права. В последнем случае философия права, понятно, исчезала. В среде догматической юриспруденции философия права воспринималась, как правило, в качестве дисциплины с сомнительным научным статусом, поскольку опиралась на идеалистическую философию» (с. 139, 140). Для метафизиков права философия – тоже наука, но понятая в духе западноевропейского рационализма XVII–XVIII вв. «В отличие от юридических позитивистов, которые сомневались в самостоятельном статусе философии права, идеалисты всегда исходили из ее особого положения в составе юриспруденции. Философия права, с их точки зрения, становилась ядром фундаментальной юридической науки с самостоятельным статусом в силу того факта, что только она могла разрешать коренные, мировоззренческие вопросы бытия права и государства. Отличительными чертами русской дореволюционной философии права были ясность, строгость, четкость, стремление донести свою мысль до читателя. Причем это касается как метафизического, так и юридико-догматического направлений. Б.Н. Чичерин, В.С. Соловьев, П.И. Новгородцев, Е.Н. Трубецкой, И.А. Ильин, Е.В. Спекторский и др., пройдя школу немецкой философии и юриспруденции, смогли выработать собственный понятийный аппарат и подняться до оригинальной мысли. Например, ортодоксальный гегельянец Б.Н. Чичерин, творчески переработав понятийный аппарат своего учителя, представил его в виде ясной, легко усвояемой теории, не потерявшей при этом первозданной глубины. Это своего рода талант русских авторов: популяризируя европейские источники, точно передать их глубину и оригинальность. Главной особенностью метафизической философии права было осмысление государства и права в контексте смысла личностного и социального бытия. Эта была подлинная философия права в том смысле, что политико-правовое бытие рассматривалось как мировоззренческая, ценностная проблема. Удивительным здесь было, в частности, то, что такого рода философию права создавали в основном юристы, т.е. люди из другой, нефилософской среды. Поразительным является тот факт, что, пройдя профессиональную юридическую подготовку, они восприняли философию не через призму специфического мира права, а непосредственно, как она представлена в ее лучших классических образцах» (с. 141).

Price publication: 100

Number of purchasers: 5, views: 1390

Readers community rating: votes 0

Система Orphus

Loading...
Up