Intellectual Community Discusses the COVID-19 Pandemic: The Coronavirus Debate as a New Cultural Phenomenon [Intellektualy obsuzhdaiut pandemiiu COVID-19: diskussii o koronaviruse kak novoe kul’turnoe yavlenie]

 
PIIS086954150017928-0-1
DOI10.31857/S086954150017928-0
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameEtnograficheskoe obozrenie
Edition№6
Pages64-82
Abstract

This article examines the phenomenon of the recent debate about the COVID-19 pandemic, in which leading intellectuals of our time have become involved. The special position taken by intellectuals today is reflected in the sharpness of their statements on the pandemic and their attempts to distance themselves from the official position on coronavirus infection taken by most doctors, virologists, and politicians. Using the channels of information available to them – journals, TV channels, Internet sites – intellectuals tend to view the pandemic as a global crisis capable of radically changing the lives of entire societies and humanity. The Italian philosopher Giorgio Agamben speaks of COVID-19 as an emergency invented by the authorities, depriving humans of all the attributes of existence except “naked life”. The Slovenian thinker Slavoj Žižek proclaims the thesis that the answer to the coronavirus can only be a renewed communism. The Russian political scientist Sergey Kurginyan interprets COVID-19 as a global systemic disaster with political, economic, anthropological, and other aspects.

KeywordsCOVID-19 pandemic, intellectuals, discussions, Europe, Russia, Giorgio Agamben, Slavoj Žižek, Sergey Kurginyan
Publication date23.12.2021
Number of characters53048
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Для подавляющего большинства людей на планете нынешняя пандемия COVID-19 – это не только реальная угроза заразиться, заболеть и потерять жизнь, но и бесконечный информационный шум по этому поводу. Скрыться от смертельно опасного вируса становится все сложнее, но еще сложнее оказывается отстраниться от потока новостей и разного рода слухов, сопровождающего его циркуляцию. Сказанное позволяет считать распространение COVID-19, помимо прочего, еще и дискурсивным событием. В разговор о пандемии вовлечены все группы общества, но наиболее значимыми участниками дискуссии выступают ученые-вирусологи, врачи, политики, интеллектуалы. То, что говорят первые и вторые, интересует всех, поскольку общественность именно их считает главными экспертами в подобного рода вопросах. То, что говорят политики, обращает на себя внимание лишь потому, что от этих слов зависят принимаемые решения и конкретные административные меры. То, что говорят интеллектуалы, нередко идет вразрез с позицией других лидеров общественного мнения. В современном мире интеллектуалы выступают носителями критического мышления – они придерживаются картезианского принципа “сомневаюсь, значит, существую”. Именно эти люди претендуют на то, чтобы быть совестью нации, передовым и независимым голосом меньшинства.
2 До наступления Просвещения и распространения всеобщей грамотности интеллектуалом мог считаться любой образованный человек, впоследствии к ним относили в основном людей, связанных с литературой и журналистикой. В ХХ в. признаками интеллектуала стали научная работа и преподавание в университете. По словам М. Фуко, если прежде интеллектуалы были универсалами, ведущими свое происхождение от юристов, то в наше время они могут быть специалистами в разных узких вопросах, включая естествознание. Тем не менее их по-прежнему выдает особая политическая позиция: готовность дистанцироваться от правящей власти и говорить от имени остальной части общества (Фуко 2002: 205–206).
3 Научное наблюдение за интеллектуалами в ходе пандемии позволяет отметить следующее: все, что они делают, сводится к произносимым ими словам и произведенным текстам. Это люди, которые пишут и говорят о пандемии – пишущие машины и говорящие головы. Обнаружить что-то еще помимо этого в местах, которые связаны с интеллектуалами, практически невозможно. Их тексты лишены просторечий и выстроены по нормам письменной речи. В тех случаях, когда они говорят – именно как интеллектуалы, – они прежде всего воспроизводят собственные тексты. По этой причине то, как они говорят, уходит на задний план, а на передний выходит то, что они говорят. Благодаря интеллектуалам огромное разнообразие высказываний о пандемии вызывает бурное обсуждение. Возникшая в начале 2020 г. дискуссия о коронавирусе уже превратилась в культурное явление. Качество и острота этой дискуссии обусловлены масштабностью фигур участвующих в ней интеллектуалов, смысловой насыщенностью произносимых/написанных ими текстов и критической политической позицией, которую они заняли. В рамках предлагаемой статьи внимание акцентируется на позициях по пандемии трех наиболее ярких интеллектуалов нашего времени, сумевших придать общему разговору о COVID-19 особую значимость и остроту.

Number of purchasers: 0, views: 769

Readers community rating: votes 0

1. Agamben, G. 2011. Homo sacer: Chrezvychainoe polozhenie [State of Exception]. Moscow: Evropa.

2. Foucault, M. 2002. Politicheskaia funktsiia intellektuala [The Political Function of the Intellectual]. In Intellektualy i vlast’: izbrannye politicheskie stat’i, vystupleniia i interv’iu [Intellectuals and Power: Selected Political Articles, Speeches, and Interview], by M. Foucault, 201–209. Moscow: Praksis.

3. Nancy, J.-L. 2020. Virusnaia chrezvychainaia situatsiia [Viral Emergency Situation]. European Journal of Psychoanalysis. October 08. https://syg.ma/@journal-psychoanalysis/zhan-liuk-nansi-virusnaia-chriezvychainaia-situatsiia

4. Oslon, A.A. (ed.) 2021. Sotsiologiia pandemii: proekt koronaFOM [Sociology of the Pandemic: Project CoronaFOM]. Moscow: Institut Fonda Obshchestvennoe Mnenie.

5. Zizek, S. 2020. Pandemic!: COVID-19 Shakes the World. New York: OR Books.

6. Zizek, S. 2020. Pandemic! 2: Chronicles of a Time Lost. New York: OR Books.

7. Zizek, S. 2020. Monitor and Punish & Yes, Please! The Philosophical Salon. March 16. https://thephilosophicalsalon.com/monitor-and-punish-yes-please

8. Zizek, S. 2020. Dans l’ordre supérieur des choses, nous sommes une espèce qui ne compte pas [In the Ultimate Order of Things, We Are the Species That Does Not Matter]. Philosophie Magazine. March 16. https://www.philomag.com/articles/slavoj-zizek-dans-lordre-superieur-des-choses-nous-sommes-une-espece-qui-ne-compte-pas

9. Zizek, S. 2020. Is Barbarism with a Human Face Our Fate? Critical Inquiry. March 18. https://critinq.wordpress.com/2020/03/18/is-barbarism-with-a-human-face-our-fate

10. Zizek, S. 2020. Why are We Tired All the Time? The Philosophical Salon. April 02. https://thephilosophicalsalon.com/why-are-we-tired-all-the-time/#_edn1

Система Orphus

Loading...
Up