Динамизм и междисциплинарность концептуальной системы Севера (рец. на: Zamyatin D., Romanova E., Dobjanskaya O., Lavrenova O. Géocultures: méthodologies russes sur l’Arctique / Dir. D. Chartier. Montréal, 2020)

 
Код статьиS086954150017422-4-1
DOI10.31857/S086954150017423-5
Тип публикации Рецензия
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Национальный исследовательский технологический университет “МИСиС”
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№5
Страницы168-172
Аннотация

  

Ключевые слова
Дата публикации14.12.2021
Кол-во символов12286
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1
Sukhova_cover

2 To see the earth as it truly is,
3 small and blue and beautiful in that eternal silence where it floats,
4 is to see ourselves as riders on the earth together,
5 brothers on that bright loveliness in the eternal cold.
6 (Арчибальд Маклиш)1 1. Арчибальд Маклиш (1892–1982) – амер. поэт и писатель. (“Увидеть землю такой, какова она на самом деле есть, крошечной, голубой, прекрасной, плывущей в вечной тишине, значит увидеть нас самих как мчащихся по этой земле всех вместе, собратьев на этой яркой чудесной точке в вечном холоде”; MacLeish A. A Reflection: Riders on Earth Together, Brothers in Eternal Cold / New York Times. 25.12.1968. P. A1).
7 Тема “Севера”, “холода”, “циркумполярного мира” выходит сейчас на первый план в этнографических исследованиях по всему миру. Достаточно посмотреть на выпуски журнала “Этнографическое обозрение” за 2020 г.2 и результаты работы Лаборатории комплексных геокультурных исследований Арктики3. Глобальное потепление, таяние ледников и вечной мерзлоты заставляют задуматься о значимости “холодного мира” для климатического равновесия и сохранения культурного разнообразия Земли, и в создавшихся условиях коренные народы Севера оказываются наиболее уязвимыми. Эта тема интересна не только этнографам и антропологам. Тема холода поднимается в лингвистических исследованиях малочисленных языков народов Севера4. 2. См.: Научная электронная библиотека (https://www.elibrary.ru/title_items.asp?id=8302§ion=327763)

3. Подробнее см. на сайте Арктического государственного института культуры и искусств (http://agiki.ru/2132134214-nauchnoissledovatelskaya-rabota)

4. См. проект “Динамика языковых контактов в циркумполярном регионе” (https://iling-ran.ru/web/departments/typol_compar/circumpolar)
8 Рецензируемая работа международного коллектива авторов издана в рамках проекта “Воображение Севера”, инициированного канадским антропологом и культурологом Д. Шартье. Эта книга стала продолжением творческого сотрудничества двух научных коллективов: канадской Лаборатории воображения Севера (Монреаль, Квебекский университет) и российской Лаборатории комплексных геокультурных исследований Арктики (Якутск, Арктический государственный институт культуры и искусств), начатого в 2014 г. В 2017 г. была издана коллективная монография “Геокультуры Арктики: методология анализа и прикладные исследования” (Замятин, Романова 2017), подготовленная Лабораторией комплексных геокультурных исследований Арктики, в создании которой принял участие Д. Шартье. В 2018 г. в Якутске состоялась Международная междисциплинарная научная конференция “Холод как преимущество. Города и криолитозона: традиции, инновации, креативность”, в которой участвовали сотрудники обеих лабораторий.
9 В новой монографии Д. Шартье продолжает развивать идею о воображении Севера (Шартье 2018), где Север – это “знаковая система, характеризующаяся двойной особенностью: она разработана не теми, кто проживает в этих районах, а по большей части теми, кто никогда там не был” (p. 16). Картина мира коренных народов Севера существенно отличается от популярного и растиражированного “юго-западного” взгляда. История западной цивилизации знает много примеров обращения к Северу и “воображения” Севера, которые формируют “гуманитарную комбинацию, созданную из опыта, дискурса, материальности, культуры и памяти” (Шартье 2018: 15). Необходимо выяснить, какова связь между реальным местом (пространством) и тем представлением о нем, которое существует в западной культуре (Там же: 14). Одним словом, выработать такую методологию, которая способствовала бы изучению неоднородной семиосферы геокультурного пространства Севера самым объективным, т.е. реальным, образом.

Цена публикации: 100

Всего подписок: 0, всего просмотров: 458

Оценка читателей: голосов 0

1. Гусев В.Ю., Казакевич О.А., Кибрик А.А., Ханина О.В. Языковые контакты в циркумполярном регионе II. М.: Институт языкознания РАН, 2019.

2. Замятин Д.Н., Романова Е.Н. Геокультуры Арктики: методология анализа и прикладные исследования. М.: Изд-во “Канон+” РООИ “Реабилитация”, 2017.

3. Лавренова О.А. Книга о геокультурах Арктики. Рец. на: Геокультуры Арктики: методология анализа и прикладные исследования / Ред. Д.Н. Замятин, Е.Н. Романова. М., 2017 // Известия РАН. Серия Географическая. 2018. № 6. С.1–5.

4. Мельников В.П., Геннадиник В.Б., Федоров Р.Ю. Гуманитарные аспекты криософии // Криосфера Земли. 2016. Т. ХХ. № 2. С. 112–117.

5. Шартье Д. Что такое воображение Севера? Этические принципы. Harstad, Arctic Arts Summit. Imaginaire/ Nord. Iceberg, 2018.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх