Tuvan Rites Dagylga in the 20th Century [Tuvinskie obriady dagylga v XXI v.]

 
PIIS086954150014811-2-1
DOI10.31857/S086954150014811-2
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Leading Researcher of the Department of Archeology, Ethnology and Anthropology
Affiliation: Kalmyk Scientific Center RAS
Address: Russian Federation, Elista
Journal nameEtnograficheskoe obozrenie
Edition№2
Pages125-143
Abstract

The article examines the dagylga rite and its significance in the life of Tuvans and compares the forms that the rite exhibits today with those that had been recorded by ethnographers in the late 19th – early 20th centuries. It presents a description of turlag dagylgazy, a variant of the dagylga rite, that was held by a Tuvan kin group in 2019, as well as comparative information on similar rites conducted by other groups. I draw attention to the imprecise use of terms dagylga and dagyyry in ethnographic literature and argue that dagylga is in fact a calendar rite that may also contain elements of celebration. I further discuss the social composition of groups participating in the present-day rites, and point to the fact that the desire to restore or bring back a particular cultural experience of interacting with nature acts as a motivation for the Tuvans in their efforts to maintain the organization of dagylgda. Still, an examination of the forms that the rite has presently attained may be indicative not so much of the restoration of traditional rituals that once existed as of their novel versions that are being reconstructed.

KeywordsTuva, Tyva, Tuvans, calendar rites, dagylga, kin group, kin rituals, nature cult
AcknowledgmentThis research was supported by the following institutions and grants: Ministry of Education and Science of the Russian Federation [AAAA-A19-119011490038-5]
Publication date26.06.2021
Number of characters46529
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 В современной социокультурной жизни Тувы наиболее известны следующие календарные праздники и обряды, проводимые тувинцами: Новый год по лунному календарю (Шагаа) и обряды освящения местности, объектов природы (дагылга). При этом праздник Шагаа, считающийся национальным (О национальном празднике 2013), объявляется выходным днем в регионе и отмечается широко, с размахом, а ученые местных научных центров (историки, культурологи, этнографы) в предпраздничную пору дают населению и культурным учреждениям разъяснения и рекомендации о том, как правильно готовиться к нему и как отмечать.
2 Обряд дагылга не имеет столь значительной информационной поддержки, поскольку бывает разных масштабов, направлен на разные природные объекты, не имеет одной общей даты. Проведение его различается у тувинцев в зависимости от района Тувы, а также в соответствии с правилами, принятыми у субэтнических групп тувинцев зарубежья – в Монголии и Китае. Несмотря на его распространенность, информация о местах и времени проведения дагылга нередко имеет ограниченный, почти закрытый характер, передается только между членами определенных групп тувинцев, связанных прежде всего родственными узами. Это обусловило некоторые пробелы в его изучении, несмотря на то, что в целом культу природы у тувинцев, который рассматривается как локальный вариант общего традиционного культа природы народов Южной Сибири и Центральной Азии, посвящено много исследований (Потапов 1946; Гемуев 1988, 1989; Алексеев 1992; Нанзатов Б.З. и др. 2008 и мн. др.; см. также: Айыжы, Базырчап 2014).
3 Цель статьи – анализ особенностей проведения обряда дагылга и его значения для современных тувинцев; также проводится сравнение современных форм этого обряда с формами, зафиксированными этнографами в конце XIX – начале XX в. Для достижения цели я последовательно решу несколько задач: представлю описание одного из видов обряда дагылгатурлаг дагылгазы, совершенного родственной группой тувинцев южного района Тувы в 2019 г., в котором я принимала непосредственное участие. Детали описания, начиная с названия обряда, сопоставлю с данными о традиционной обрядности тувинцев, которые присутствуют в научной литературе, и сформулирую обобщения о месте обрядов в жизни тувинцев сегодня, рассматривая этот пример в связи с обсуждающимися в современной антропологии вопросами возрождения религиозности. Разумеется, примера одного обряда недостаточно, и поэтому для расширения источниковой базы я также привлекаю информацию из научной литературы последних десяти лет и из сообщений, которые были получены мною в феврале 2020 г. от семи моих коллег-тувинцев. Все они имеют ученые степени и являются сотрудниками Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при Правительстве Республики Тыва, преподавателями Тувинского государственного университета. Сами они живут в г. Кызыле, но их родственники проживают в разных районах Тувы и регулярно проводят подобные обряды. Мои коллеги также принимают в них деятельное участие.

Number of purchasers: 1, views: 1577

Readers community rating: votes 0

1. Aiyzhy, E.V., and A.O. Bazyrchap. 2013. Obriady i obychai, sviazannye s kul’tami prirody u tuvintsev Respubliki Tyva RF, Kitaia, Mongolii v nachale XXI v. (sravnitel’nyi aspekt) [Ceremonies and Customs Associated with Nature Cults of the Tuvans Living in Tuva Republic (Russia), China and Mongolia in the Early 21st Century (Comparative Aspect)]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta 1 (3/55): 18–23.

2. Aiyzhy E.V., and A.O. Bazyrchap. 2014. Istoriia izucheniia kul’ta prirody u tuvintsev v dorevoliutsionnyi period [History of Studying the Tuvans’ Nature Cult during Pre-Revolutionary Period]. Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo universiteta im. I.Ya. Yakovleva 1 (81): 3–11.

3. Alekseev, N.A. 1992. Traditsionnye religioznye verovaniia tiurkoiazychnykh narodov Sibiri [Traditional Religious Beliefs of the Turkic-Speaking Peoples of Siberia]. Novosibirsk: Nauka.

4. Bicheldei, U.P. 2019. Uriankhaitsy-tuvintsy sumona Sengel Baian-Ul’giiskogo aimaka Mongolii: obshchee i osobennoe v ikh tengrianskikh obriadakh [The Uriyangkhai-Tuvans of Sengel sumon the Bayan-Ulgii aimag of Mongolia: General and Special in Their Tagrinsky Rites]. In Tengrianstvo i epicheskoe nasledie narodov Evrazii: istoki i sovremennost’ [Tengriism and Epic Heritage of the Peoples of Eurasia: Origins and Modernity], edited by K.A. Bicheldei, 65–72. Yakutsk: Mezhdunarodnyi fond issledovanii Tengri.

5. Dongak, S.Ch. 2018. Mal ydyktaar tyva ezulaldar. Tuvinskie obriady osviashcheniia skota [Tuvan Rites of Consecration of Livestock]. Kyzyl: Tuvinskii institut gumanitarnykh i prikladnykh sotsial’no-ekonomicheskikh issledovanii.

6. Funk, D.A., and N.A. Alekseev, eds. 2008. Tiurkskie narody Vostochnoi Sibiri [The Turkic Peoples of Eastern Siberia]. Moscow: Nauka.

7. Gemuev, I.N., ed. 1988. Traditsionnoe mirovozzrenie tiurkov Iuzhnoi Sibiri. Prostranstvo i vremia. Veshchnyi mir [Traditional Worldview of the Turks of Southern Siberia, Space and Time, the Material World]. Novosibirsk: Nauka.

8. Gemuev, I.N., ed. 1989. Traditsionnoe mirovozzrenie tiurkov Iuzhnoi Sibiri. Chelovek. Obshchestvo [Traditional Worldview of the Turks of Southern Siberia, Person, Society]. Novosibirsk: Nauka.

9. Kara-ool, L.S. 2004. Terminy rodstva i svoistva v tuvinskom yazyke [Kinship Terms and Properties in the Tuvan Language]. PhD diss. abstract, Institute of Linguistics RAS.

10. Kara-ool, L.S. 2006. Terminy rodstva i svoistva v tuvinskom yazyke [Kinship Terms and Properties in the Tuvan Language]. Kyzyl: RIO TyvGU.

11. Kenin-Lopsan, M.B. 1992. Algyshi tuvinskikh shamanov. Tyva khamnarnyn algyshtary [Ritual Songs of Tuvan Shamans]. Kyzyl: Novosti Tuvy.

12. Kenin-Lopsan, M.B. 2000. Tyva chanchyl [Traditional Culture of Tuvans]. Kyzyl: Novosti Tuvy.

13. Kenin-Lopsan, M.B. 2006. Traditsionnaia kul’tura tuvintsev [Traditional Culture of Tuvans]. Kyzyl: Tuvinskoe knizhnoe izdatel’stvo.

14. Kenin-Lopsan, M.B. 2009. Tuvinskie shamany [Tuvan Shamans]. Moscow: Maska.

15. Kharitonova, V.I. 2006. Feniks iz pepla? Sibirskii shamanizm na rubezhe tysiacheletii [Phoenix from the Ashes? Siberian Shamanism at the Turn of the Millennium]. Moscow: Nauka.

16. Kon, F.Ya. 1936. Za piat’desiat let [For Fifty Years]. Moscow: Sovetskii pisatel’.

17. Kuzhuget, A.K. 2002. Zrelishchno-igrovye elementy v kul’tovykh obriadakh tuvintsev [Entertainment and Game Elements in the Cult Rites of Tuvans]. Kyzyl: Respublikanskaia tipografiia.

18. Kuzhuget, A.K. 2006. Dukhovnaia kul'tura tuvintsev: struktura i transformatsiia [Spiritual Culture of Tuvans: Structure and Transformation]. Kemerovo: KemGUKI.

19. Kuzhuget, Sh.Yu., N.D. Suvandii, Sh.V. Dambaa, and Ch.K. Lamazhaa. 2019. Kontsept toerel “rodstvennik” v yazykovoi kartine mira tuvintsev [The Concept of Toerel (“Relative”) in the Tuvan Linguistic World Picture]. New Research of Tuva 3: 149–157. https://doi.org/10.25178/nit.2019.3.12

20. Lamazhaa, Ch.K. 2010. Klanovost’ v politike regionov Rossii: Tuvinskie praviteli [Clannishness in the Politics of the Regions of Russia: Tuvan leaders]. St. Petersburg: Aleteiia.

21. Lamazhaa, Ch.K. 2013. Arkhaizatsiia obshchestva. Tuvinskii fenomen [Archaization of society: Tuvan Phenomenon]. Moscow: Knizhnyi dom “Librokom”.

22. Lamazhaa, Ch.K., and L.V. Namrueva. 2018. Subetnicheskie differentsiatsii rossiiskikh etnosov (na primere kalmykov i tuvintsev) [Sub-Ethnic Differentiations of Russian Ethnic Groups: The Case of Kalmyks and Tuvans]. New Research of Tuva 2: 206–226. https://doi.org/10.25178/nit.2018.2.11

23. Lamazhaa, Ch.K., and N.D. Suvandii. 2019. Proekt uriankhaisko-tuvinskoi entsiklopedii [A Project of Uriankhai-Tuva Encyclopedia]. New Research of Tuva 2: 218–224. https://doi.org/10.25178/nit.2019.2.19

24. Lamin, V.A., ed. 2007. Istoriia Tuvy: V 3 t. [The History of Tuva]. Vol. 1. Novosibirsk: Nauka.

25. Luehrmann, S. 2011. Secularism Soviet Style, Teaching Atheism and Religion in a Volga Republic. Bloomington: Indiana University Press.

26. Mongush, M.V. 2002. Tuvintsy Mongolii i Kitaia: ttnodispers. gruppy (istoriia i sovremennost’) [Tuvans of Mongolia and China: A Diaspora Group (History and Modernity)]. Novosibirsk: Nauka.

27. Nanzatov, B.Z., et al. 2008. Prostranstvo v traditsionnoi kul’ture mongol’skikh narodov [Space in the Traditional Culture of the Mongolian Peoples]. Moscow: Vostochnaia literatura.

28. Pimenova, K.V. 2007. Vozrozhdenie i transformatsii traditsionnykh verovanii i praktik tuvintsev v postsovetskii period [Revival and Transformation of Traditional Beliefs and Practices of Tuvans in the Post-Soviet Period]. PhD diss., IEA RAS.

29. Potapov, L.P. 1946. Kul’t gor na Altae [Cult of the Mountains in the Altai]. Sovetskaia etnografiia 2: 145–160.

30. Potapov, L.P. 1969. Ocherki narodnogo byta tuvintsev [Essays on the Traditional Life of Tuvans]. Moscow: Nauka.

31. Sereedar, N.Ch. 2018. Tuvinskii yazyk kak sredstvo obshcheniia tuvintsev: problemy i perspektivy [Tuvan Language as Means of Communication among Tuvans: Problems and Prospects]. The New Research of Tuva 1: 4–19. https://doi.org/10.25178/nit.2018.1.1

32. Stepanoff, Sh. 2009. Metamorfozy rodstva u tuvintsev [Metamorphoses of Kinship among the Tuvan]. Etnograficheskoe obozrenie 4: 129–145.

33. Sultanbaeva, K.I. 2016. Opyt issledovaniia etnokul’turnykh traditsii v sovremennoi tuvinskoi sem’e [Experience of Research of Ethnocultural Traditions in the Modern Tuvan Family]. Vestnik Tuvinskogo gosudarstvennogo universiteta. Pedagogicheskie nauki 4 (31): 25–30.

34. Sundui, G.D. 2009. Mir detstva kochevoi Azii: opyt dukhovno-nravstvennogo vospitaniia [The World of Childhood in Nomadic Asia: The Experience of Spiritual and Moral Education]. Kyzyl: Institut razvitiia natsional’noi shkoly.

35. Toka, S.K., ed. 1964. Istoriia Tuvy: V 2 t. [The History of Tuva]. Vol. 2. Moscow: Nauka.

36. Vainshtein, S.I. 1991. Mir kochevnikov Tsentra Azii [World of Nomads in Central Asia]. Moscow: Nauka.

37. Yakovlev, E.K. 1900. Etnograficheskii obzor inorodcheskogo naseleniia doliny Iuzhnogo Eniseia i ob’iasnitel’nyi katalog etnograficheskogo otdela muzeia [Ethnographic Survey of the Foreign Population of the Southern Yenisei Valley and Explanatory Catalog of the Museum’s Ethnographic Department]. Minusinsk: izdanie na sredstva V.A. Danilova.

38. Yusha, Zh.M. 2018. Fol’klor i obriad tuvintsev Kitaia v nachale XXI veka: struktura, semantika, pragmatika [Folklore and Ritual of Tuvans in China at the Beginning of the 21st Century: Structure, Semantics, Pragmatics]. Novosibirsk: Nauka; Izdatel’stvo SO RAN.



Additional sources and materials

МК 2019 – Мастер-класс сотрудника Тувинского научного центра по компьютерной графике 2019 // Государственное бюджетное учреждение Республики Тыва “Тувинский научный центр”. 07.06.2019. http://umc.tuva.ru/index.php/news/07-06-2019-1
О национальном празднике 2013 – О национальном празднике Шагаа // Официальный портал Республики Тыва. 08.02.2013. http://gov.tuva.ru/press_center/news/holidays/846
Словник 2019 – Словник “Урянхайско-тувинской энциклопедии” / Под общ. ред. С.К. Шойгу. Кызыл, 2019.
Татаринцев 2001 – Татаринцев Б.И. Этимологический словарь тувинского языка. Т. I: А – Б. 2-е изд. Новосибирск: Наука, 2001. 
Татаринцев 2002 – Татаринцев Б.И. Этимологический словарь тувинского языка. Т. II: Д, Ë, И, Й. Новосибирск: Наука, 2002. 
ТГС 1997 – Тувинские героические сказания / Сост. С.М. Орус-оол. Новосибирск: Наука, 1997. 
ТРС 1968 – Тувинско-русский словарь: oколо 22 000 слов / Под ред. Э.Р. Тенишева. М.: Советская энциклопедия, 1968.
ТСТЯ 2003 – Толковый словарь тувинского языка. Т. I: А – Й. / Под ред. Д.А. Монгуша. Новосибирск: Наука, 2003. 

Система Orphus

Loading...
Up