Anti-State Politics in the Syrian Revolution: The Case of Liberated Zones [Protivogosudarstvennye politiki v siriiskoi revoliutsii: primer osvobozhdennykh zon]

 
PIIS086954150014806-6-1
DOI10.31857/S086954150014806-6
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: University of Paris 8
Address: France
Journal nameEtnograficheskoe obozrenie
Edition№2
Pages45-60
Abstract

The article discusses the political discourse and revolutionary practices at the time when the state monopoly on physical violence in Syria was collapsing in 2011¬–17. Drawing on field research conducted on the Turkish-Syrian border and interviews with FSA combatants and displaced residents of the liberated zones, I attempt to address the question of what sets the revolutionary politics apart from the practices of governance that are emerging in the course of civil war. I compare the essence of the revolutionary jihad with the jihad of the Islamic state, and test the hypothesis suggesting that residents of the liberated zones resort to using alternative administrative structures and mobilizing symbolic religious values, characteristic of revolutionary societies, in order to maintain social order and prevent the “war of all against all”. This uncodified order resists both bureaucratization and monopolization despite the presence of institutions such as court of law or police which may be taken as an indication of a nation-state makeup. Revolutionary organizations act rather as instruments devised by the population to counterbalance measures imposed by the regime of Syrian governance or Islamic state, as well as to neutralize attempts at establishing the kind of power that would pose an inside threat to the security of revolutionary space.

Keywordsstate, revolution, FSA, Free Syrian Army, Islamic state, liberated zones, jihad, governance, war, deterritorialization
Publication date26.06.2021
Number of characters50388
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Цель этой статьи – обобщить результаты полевого исследования организации общественной жизни в “освобожденных зонах”1 во время сирийской революции, зародившейся на волне “арабской весны” 2011 г. Наша работа началась с серии интервью с сирийскими боевиками, поселившимися во Франции, затем продолжилась в ходе двух поездок, совершенных в 2016 и 2017 гг. совместно с социологом Х. Эсмили из парижской Высшей школы социальных исследований на турецко-сирийскую границу (в частности, в города Килис, Газиантеп, Рейханлы, Антакья). Во время этих двух поездок мы встречались с боевиками Сирийской свободной армии (ССА) и других революционных формирований, с ранеными, находящимися в “домах для выздоравливающих” в приграничной зоне, а также с бывшими жителями “освобожденных зон”. 1. В русскоязычных источниках употребляется термин “освобожденные территории”, но автор сознательно использует слово “зоны”, ни разу не назвав их “территориями”, чтобы подчеркнуть принципиальную антигосударственность сирийской революции, проявляющуюся в т.ч. в отказе от территориализации (прим. пер.).
2 Мы хотели бы разобраться, каким образом множественные субъективности людей, вовлеченных в борьбу с политическим режимом, после освобождения от однородных и легитимных национально-государственных рамок образуют некий общественный порядок.
3 Под “созданием общественного порядка в условиях революции” я понимаю социологически наблюдаемый в ситуации распада государственной монополии на физическое насилие факт. Речь идет о временном и переходном гражданском мире, царящем между людьми, живущими в революционной ситуации, когда отсутствуют институты представительства и монополия на “правоту” (Bourdieu 2012), а также контроль над оружием. Каким образом вооруженные группировки и гражданское население существуют в условиях децентрализации и двойного использования насилия: с одной стороны, вооруженного джихада против режима, с другой – внутренней борьбы с попытками установления нового политического института, который, как в данном случае “Исламское государство” (ИГ, запрещено в РФ), рождается на его обломках?
4 Задаваясь этим вопросом, не следует сбрасывать со счетов периодические локальные вспышки гражданской войны в освобожденных зонах, не поддающиеся никакому мирному урегулированию. Безусловно, имеет место придание вооруженному конфликту конфессионального характера, возникают столкновения между этническими группировками, насильственные формы мести (грабежи, рэкет, похищения людей). Однако мы намерены проверить сформулированную по итогам полевого исследования рабочую гипотезу о том, что в пространстве революции (в отличие от гражданской войны) существует представление о внутреннем миропорядке, регулируемом революционной моралью – в данном случае основанной на религии и джихаде. Эта мораль, по-видимому, служит одновременно и для обоснования неформальной структуры, обеспечивающей мир внутри революционных сил, и для оправдания продолжения сопротивления установлению нового государственного порядка.
5 Итак, наша рабочая гипотеза состоит в следующем: существует разница между этатизмом “Исламского государства”, проявившимся в ходе иракской и сирийской войн, и антиэтатизмом Революции. Если ИГ устанавливает общественный порядок на подконтрольных ему территориях с помощью принуждения, как это свойственно национальным государствам, навязывая населению управление и формы поведения, то сирийские революционные силы действуют противоположным образом. Чтобы понять сущность общественного порядка, появившегося на свет в процессе революции и вопреки военным действиям, ведущимся по соседству государственными силами (сирийским режимом, бывшими колониальными державами и т.п.), необходимо обратиться к организациям, созданным и работающим в революционном пространстве. Уточним, однако, что “организация” в данном контексте не означает жесткую структуру, направленную, как это имеет место в ИГ, на гомогенизацию общества. “Организация” предстает в данном случае как нечто более гибкое. Мы исходим из того, что в зонах, освобожденных от власти современного государства, общественный порядок зиждется на нескольких организационных структурах, каждая из которых безуспешно претендует на монополию на насилие. Когда все вооруженные или гражданские группировки заявляют о себе как об оппозиции режиму, они стремятся лишь к тому, чтобы вытеснить конкурентов, действующих в революционном пространстве. Эта система сдержек и противовесов приводит к тому, что никто не может в одиночку легитимно присвоить себе представительские функции.

Number of purchasers: 0, views: 777

Readers community rating: votes 0

1. Baczko, A., G. Dorronsoro, and A. Quesnay. 2016. Syrie. Anatomie d’une guerre civile [Syria: Anatomy of a Civil War]. Paris: CNRS Éditions.

2. Beshara, A. 2013. Souriya: darb al alâm nahwa al-houriya [Syria: The Painful Path to Freedom]. Doha-Qatar: Arab Center for Research & Policy Studies.

3. Bourdieu, P. 2012. Sur l’État. Cours au Collège de France 1989–1992 [On the State: Courses at the College de France]. Paris: Le Seuil.

4. Foucault, M. 2004. Sécurité, territoire, population. Cours au Collège de France 1977–1978 [Security, Territory, Population: Courses at the College de France]. Paris: Le Seuil.

5. Hobbes, T. (1651) 2010. Leviathan: Or the Matter, Forme, and Power of a Commonwealth Ecclesiasticall and Civill, edited by I. Shapiro. Yale: Yale University Press.

6. Lazarus, S. 1996. Anthropologie du nom [Anthropology of the Name]. Paris: Seuil.

7. Littel, J. 2012. Carnets de Homs [Syrian Notebooks: Inside the Homs Uprising]. Paris: Gallimard.

8. Marx, K. 1958. Grazhdanskaia voina vo Frantsii [Civil War in France]. Moscow: Gospolitizdat.

9. Weber, M. (1919) 2002. Le Savant et le politique [The Scientist and the Politician]. Paris: Éditions 10x18.



Additional sources and materials

ПМА 1 – Полевые материалы автора. Киллис, Турция, июль 2017 г. Интервью: Абу Обайда, командир первой бригады, созданной в Алеппо в 2011 г. (“Щит белого города Алеппо”).  

ПМА 2 – Полевые материалы автора. Газиантеп, Турция, июнь 2016 г. Интервью: Абу Ибрагим, боевик Ахрар аш Шам в Забадани. 

ПМА 3 – Полевые материалы автора. Антакья, Турция, июнь 2016 г. Интервью: M.B., бывший директор лицея в Идлибе. 

ПМА 4 – Полевые материалы автора. Париж, октябрь 2019 г. Интервью: Райан. 

ПМА 5 – Полевые материалы автора. Париж, январь 2019 г. Интервью: А. Халид, бывший судья и член “Объединенного правосудия” в Алеппо (освобожденные зоны).  

ПМА 6 – Полевой дневник 2016–2017 гг.

Anders, Edwards 2017 – Anders M., Edwards S. UK-Syria aid scandal prompts questions about risk in conflict zones // Devex. News. 07.12.2017. https://www.devex.com/news/uk-syria-aid-scandal-prompts-questions-about-risk-in-conflict-zones-91678

BBC News 2017 – UK foreign aid money “diverted to extremists” in Syria // BBC News. 04.12.2017. https://www.bbc.com/news/uk-42217132 

La Police Libre 2016 – La Police Libre en Syrie: des hommes sans sifflets // Ennab Baladi. 18.12.2016. https://www.enabbaladi.net/archives/120072 

Leverrier 2014 – Leverrier I. A la veille de Genève 2, le régime syrien en manque de combattants… // Le Monde. 20.01.2014. https://www.lemonde.fr/blog/syrie/2014/01/20/a-la-veille-de-geneve-2-le-regime-syrien-en-manque-de-combattants

Система Orphus

Loading...
Up