Понятие и типы сетевого капитала (на примере авиастроения)

 
Код статьиS042473880018963-8-1
DOI10.31857/S042473880018963-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Заведующая кафедрой экономической теории
Аффилиация: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»
Адрес: Москва, Российская Федерация
Название журналаЭкономика и математические методы
ВыпускТом 58 Номер 1
Страницы104-112
Аннотация

 

Функционирование сетевых форм экономического взаимодействия ведет к формированию и накоплению капитала особого рода — сетевого капитала — т.е. активов определенной степени специфичности, способных генерировать выгоды только в рамках данных сетевых структур. В статье выявлены основные типы сетевого капитала и условия их формирования. Определено, что переход кj все более тесным и зависимым формам сетевого взаимодействия связан с аккумулированием большей величины и многообразия типов сетевого капитала. В зависимости от наличия определенных типов сетевого капитала, величины вложений в специфические активы, а также тесноты связей внутри сети выделены основные типы сетей — рыночные, партнерские, зависимые, клановые и иерархические. В качестве примера представлены основные типы сетевого капитала, сформированного в глобальных сетях авиастроительной отрасли. Определено, что центральный агент сети может одновременно входить в разные по тесноте связи и взаимозависимости сетевые формы сотрудничества с различными компаниями, формируя при этом разные типы общего сетевого капитала. В качестве методологической основы исследования выступили неоклассическая и институциональная экономическая теории, теория контрактов, экономическая социология.

 

Ключевые словасеть, сетевой капитал, специфический актив, центральный агент, способ координации, глобальная цепочка создания стоимости, контракт, авиастроение
Получено27.02.2022
Дата публикации18.03.2022
Кол-во символов29056
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 2, всего просмотров: 335

Оценка читателей: голосов 0

1. Байбурина Э.Р., Жуковец О.С. (2009). Концепция анализа сетевого капитала как драйвера стоимости компании // Корпоративные финансы. Вып. 4 (12). С. 130–144.

2. Дементьев В.Е., Устюжанина Е.В., Евсюков С.Г. (2018). Цифровая трансформация цепочек создания ценности: «улыбка» может оказаться «хмурой» // Журнал институциональных ис-следований. Т. 10. № 4. C. 58–77.

3. Катькало В.С. (1990). Межфирменные сети: проблематика исследований новой организационной стратегии в 1980 и 90-е годы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5. Вып. 2 (№ 12). Режим доступа: https://mognovse.ru/zge-ekonomika-zarubejnih-stran.html

4. Котляров И.Д. (2019). Трансформация фирмы: переход к «облачной» системе создания и присвоения стоимости // Журнал экономической теории. Т. 16. № 3. С. 454–467.

5. Портер М. (1990). Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран. М.: Альпина Диджитал. 84 с.

6. Поставщики авиапрома: целевое состояние (2015) // Минпромторг России. Режим доступа. Available at:

7. https://minpromtorg.gov.ru/common/upload/files/docs/2015_Postavshchiki_aviaproma._tselevoe_sostoyanie.pdf

8. Радаев В.В. (2008). Рынок как переплетение социальных сетей // Российский журнал менеджмен-та. Т. 6. № 2. С. 47–54.

9. Устюжанина Е.В., Евсюков С.Г., Комарова И.П. (2019). Сети создания стоимости: проблемы формирования и управления // Менеджмент и бизнес-администрирование. № 3. С. 132–150.

10. Baldwin R., Venables A.J. (2013). Spiders and Snakes: Offshoring and Agglomeration in the Global Economyю Journal of International Economics, 90 (2), 245–254. DOI: 10.1016/j.jinteco.2013.02.005

11. Bourdieu P. (1986). The forms of capital. J. Richardson. Handbook of Theory and Research for the Sociology of Education. Westport: Greenwood, 241–258.

12. Burt R.S. (1995). Structural holes: The social structure of competition. Cambridge: Harvard University Press. 324 p.

13. Escaith H. (2017). Accumulated trade costs and their impact on domestic and international value chains. Chapter 4. In: World Bank et al., Measuring and Analyzing the Impact of GVCs on Economic De-velopment. Washington: World Bank. Available at: http://www.worldbank.org/en/topic/trade/publication/global-value-chaindevelopment-report-measuring-and-analyzing-the-impact-of-gvcs-on-economic-development

14. Gereffi G., Humphrey J., Sturgeon T. (2005). The governance of global value chain. Review of International Political Economy, February, 12 (1), 78–104.

15. Richardson G.B. (1972). The organisation of industry. The Economic Journal, 82, 883–896.

16. Robison L.J., Schmid A.A., Siles M.E. (2002). Is social capital really capital? Review of Social Economy, 60 (1), February, 1–21.

17. Viedma J.-M. (2003). Capital benchmarking system — profiting from social capital when building network organisations. Journal of Intellectual Capital, January, 9 (3), 501–509.

18. White H. (1981). Where do markets come from? The American Journal of Sociology, 87 (3), 517–547. Available at: www.jstor.org/stable/2778933

19. Zenger T.R., Felin T., Bigelow L. (2011). Theories of the firm-market boundary. The Academy of Management Annals, 5, 1, 89–133.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх