Об организации долгосрочного прогнозирования фундаментальных и поисковых научных исследований

 
Код статьиS042473880004047-0-1
DOI10.31857/S042473880004047-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: научный руководитель Института проблем развития науки РАН
Аффилиация: Института проблем развития науки РАН
Адрес: Москва, Российская Федерация
Должность: ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт проблем развития науки РАН
Адрес: РФ
Должность: советник директора
Аффилиация: Институт проблем развития науки РАН
Адрес: РФ
Название журналаЭкономика и математические методы
ВыпускТом 55 Номер 1
Страницы56-67
Аннотация

Основным условием решения амбиционной задачи — вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира, — поставленной Президентом РФ, является консолидация и единство действий участников стратегического планирования, обеспечивающих развитие социально-экономической и научно-технологической сфер деятельности. Исходным пороговым документом, определяющим перспективу их развития, является прогноз социально-экономического и научно-технологического развития, прогноз развития науки, включая развитие фундаментальных исследований. Прогнозирование фундаментальных и поисковых исследований возложено на Российскую академию наук. Однако, как показал анализ, процедура прогнозирования этих видов деятельности, в отличие от социально-экономического и научно-технологического развития, в правовом плане не регламентирована. Устранение данного пробела и является предметом проведенного нами исследования. В работе сформулирован предмет и этапы процедуры долгосрочного прогнозирования в научно-технической сфере, проанализированы нормативно-правовые основания формирования агрегированной модели долгосрочного прогноза фундаментальных и поисковых научных исследований. Определены условия и укрупненные этапы регламента разработки такой агрегированной модели, сформулированы методологические особенности и требования данного регламента, предложения по развитию его экспертного инструментария и информационного сопровождения. На основании проведенного нами исследования предложено подготовить и принять постановление правительства о регламенте прогнозирования фундаментальных и поисковых исследований, наделив РАН статусом ответственного за прогнозирование фундаментальных и поисковых научных исследований. При этом подчеркивается, что процедура и модель разработки указанного прогноза соответствует общегосударственной модели прогнозирования, определенной постановлениями Правительства РФ о порядке прогнозирования социально-экономического и научно-технологического развития. В то же время модель учитывает различия в задачах прогнозирования развития фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований.

Ключевые словафундаментальные и поисковые научные исследования, социально-экономическое и научно-технологическое развитие, процедура и модель долгосрочного прогнозирования, стратегическое планирование, нормативно-правовые, методологическое и информационное обеспечения, институт и регламент прогнозирования
Получено14.03.2019
Дата публикации21.03.2019
Кол-во символов41806
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1

ВВЕДЕНИЕ

2 Российская академия наук является участником разработки документов стратегического планирования, подготавливаемых в соответствии с Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации»1. Такими документами являются: прогноз социально-экономического развития, прогноз научно-технологического развития и ряд иных. Основная задача Российской академии наук — представить прогноз развития науки и важнейших направлений фундаментальных и поисковых научных исследований на долгосрочную перспективу. 1. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28 июля 2014 г. № 172–ФЗ.
3 В настоящей статье представлены основные методологические и методические положения регламента долгосрочного прогнозирования фундаментальных и поисковых научных исследований. В ней сформулированы предложения по развитию его экспертного инструментария и информационного сопровождения.
4

1. ИНСТИТУТ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ КАК ОСНОВА ЕДИНСТВА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

5 Необходимым условием реализации Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» является обеспечение единства (консолидации) действий органов государственной власти, научно-образовательного и предпринимательского сообщества, институтов гражданского общества в создании благоприятных условий для применения достижений науки и технологий в интересах социально-экономического развития России. Это условие в полной мере относится и к исполнению Указа Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития России до 2024 года»2 в части ускорения технологического развития, вхождения России в число пяти крупнейших экономик мира и решения ряда иных, не менее амбиционных задач. 2. Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года» от 7 мая 2018 г. № 204.
6 Стержневой основой обеспечения единства действий субъектов научно-технологического развития является единство понимания перспектив развития ключевых сфер деятельности: социально-экономической, научно-технологической, экономической и научной. Необходимым условием достижения такого единства действий является единая, утвержденная руководством страны регламентация процедур прогнозирования анализируемых сфер деятельности. Регламент прогнозирования развития отраслей экономической деятельности должен учитывать отраслевую специфику.
7 Основа единой регламентации процедур прогнозирования уже создана:
8 - Минэкономразвития России руководствуется порядком разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период 3; - Правительство РФ подготовило и утвердило Правила разработки и корректировки прогноза научно-технологического развития Российской Федерации, которыми руководствуется Министерство образования и науки России4; - прогнозирование научно-технологического развития обеспечено методическими рекомендациями по подготовке исходных данных5. 3. Постановление Правительства РФ >>>> » от 11 ноября 2015 г. № 1218.

4. Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил разработки и корректировки прогноза научно-технологического развития Российской Федерации» от 16 июля 2015 г. № 699.

5. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении методических рекомендаций по подготовке исходных данных для разработки и корректировки прогноза научно-технологического развития РФ, а также по формированию его сценарных условий» от 13 ноября 2015 г. № 1335.

Цена публикации: 0

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1964

Оценка читателей: голосов 0

1. Белоусов Д.Р., Фролов И.Э. (2008). Долгосрочный научно-технологический прогноз // Форсайт. № 3. С. 54—66.

2. Биктимиров М. Р., Глебский В. Л., Долгов Б. В., Поликарпов С. А. (2015). Использование информационных технологий и инфраструктур для агрегации научной информации. Опыт Канады, Нидерландов, Германии // Моделирование и анализ информационных систем. Т. 22. № 1. С. 114—126.

3. Душкин Р.В. (2018). Почему за гибридными ИИ-системами будущее // Экономические стратегии. № 6 (156). С. 84—93.

4. Зубова Л.Г., Миндели Л.Э., Мотова М.А., Остапюк С.Ф.,

5. Старостин С.П. (2004). Методические аспекты разработки прогноза научно-технологического развития на долгосрочную перспективу // Информационный бюллетень. № 6. C. 31—74. М.: ЦИСН.

6. Иванов В.В. (2012). Стратегические направления модернизации: инновации, наука, образование. М.: Наука.

7. Иванова Н.И. (отв. ред.). Отраслевые инструменты инновационной политики (2016). М.: ИМЭМО РАН.

8. Князев Ю. (2016). О роли экономики в жизни общества и значении науки в экономическом развитии // Общество и экономика. № 3. С. 16.

9. Кудрин А. (2016). Стратегические уроки. [Электронный ресурс] // Полит.Ру. 27 декабря. Режим доступа: http://polit.ru/article/2016/12/27/lessons/, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус. (дата обращения: декабрь 2018 г.).

10. Литвак Б.Г. (1996). Экспертные оценки и принятие решений. М.: Патент.

11. Макоско А.А., Абросимов В.К. (2018). О прогнозировании развития науки как задаче слабого искусственного интеллекта (концептуальный подход) // Инновации. № 9 (239). С. 13—19.

12. Миндели Л., Остапюк С., Фетисов В. (2018). Глобальные тенденции и вызовы, определяющие научно-технологическое развитие России // Микроэкономика. № 5. С. 7—14.

13. Миндели Л., Остапюк С., Черных С. (2017). Долгосрочное прогнозирование развития фундаментальной науки в России: методологические аспекты // Общество и экономика. № 10. С. 5—22.

14. Миндели Л., Черных С. (2014). Фундаментальная наука и экономический рост на основе инновационного развития // Общество и экономика. Т. 9.

15. С. 66—70.

16. Научная и инновационная политика: Россия и Мир, 2011—2012 (2013). Н.И. Иванова, В.В. Иванов (ред.). М.: Наука.

17. Новиков Д.А., Чхартишвили А.Г. (2002). Активный прогноз. М.: ИПУ РАН.

18. Остапюк С.Ф. (2007). Государственная система прогнозирования (проблемы, задачи, принципы организации и функционирования). В: Бестужев-Лада И.В., Агеев А.И. и др. «Малая российская энциклопедия прогностики». М.: Институт экономических стратегий. С. 251—255.

19. Плетнёв К.И., Лазаренко Н.Е. (2003). Экспертиза в научно-технической сфере: методология и организация. М.: Изд-во РАГС.

20. Рассел С., Норвиг П. (2006). Искусственный интеллект. Современный подход. М.: Вильямс.

21. Сидельников Ю.В. Минаев Э.С. (2017). Технология экспертного сценарного прогнозирования. М.: Изд-во МАИ.

22. Соколов А.В. (2007). Форсайт: взгляд в будущее // Форсайт. Т. 1. № 1. С. 8—15.

23. Marcus G. (2017). Deep Learning: A Critical Appraisal. [Электронный ресурс] // Cornell University Library. New York University. Режим доступа: http;//arxiv.org/1801.00631, свободный. Загл. с экрана. Яз. англ. (дата обращения: сентябрь 2018 г.).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх