Генеалогии в античной мифографии и в сочинениях раннехристианских апологетов: особенности риторического контекста

 
Код статьиS023620070028510-8-1
DOI10.31857/S023620070028510-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, 199034 Санкт-Петербург, Менделеевская линия, д. 5
Название журналаЧеловек
ВыпускТом 34 Выпуск №5
Страницы182-191
Аннотация

В произведениях античной литературы представлены различные варианты генеалогий персонажей, играющих важную роль в религиозном культе и культуре в целом: в религии Древней Греции таковыми были представления о героях, в раннем христианстве — о персонажах Священного писания. В статье сопоставляются подходы к интерпретации и конструированию генеалогий в античной мифографии и раннехристианской литературе периода апологетики II–III веков. Жанр античной мифографии представляет собой группу разнородных по форме текстов, объединенных мифологическим содержанием. Однако важной особенностью этого типа литературы является то, что в нем в разном соотношении сочетаются исторический, художественный и религиозный мотивы автора. Это сочетание может быть продемонстрировано на примере работы мифографов с генеалогиями героев, сохранившимися в литературе и устном предании. В то же время многие раннехристианские авторы в своих апологетических целях занимались вопросами истории и так или иначе обращались к проблеме согласования генеалогий, а главной генеалогической проблемой было происхождение Иисуса. Автор рассматривает мифографию как литературный и риторический контекст формирования и обоснования определенных версий происхождения Иисуса. В статье выявляются общие механизмы обработки версий родословных персонажей греческих мифов и Иисуса в двух типах литературы соответственно. Благодаря этому расширяется область применения понятия «мифографического дискурса», введенного в современной научной литературе для характеристики раздела античной риторики на христианскую литературу периода поздней Античности.

Ключевые словаАнтичность, мифография, «Библиотека» Псевдо-Аполлодора, генеалогия Иисуса, библейская экзегеза, раннехристианская апологетика, Юстин, Климент, христология, мифографический дискурс
Получено21.11.2023
Дата публикации23.11.2023
Кол-во символов17683
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 88

Оценка читателей: голосов 0

1. Аполлодор. Мифологическая библиотека / Пер. и прим. В.Г. Борухович, oтв. ред. Я.М. Боровский. Ленинград: Наука, 1972.

2. Братухин А.Ю. «Эмендация» библейского текста у Климента Александрийского // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2014. № 4(28). С. 116–123.

3. Гесиод. Полное собрание текстов. Поэмы, фрагменты / пер. В.В. Вересаева, О.П. Цыбенко. М.: Лабиринт, 2001.

4. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книги IV–VII. Греческая мифология / Пер. О.П. Цыбенко. М.: Лабиринт, 2000.

5. Евсевий Кесарийский. Церковная история / ввод. ст., коммент. И.В. Кривушина. СПб.: «Изд. Олега Абышко», 2013.

6. Епифаний Кипрский. Творения / пер. Московской духовной академии. М.: Тип. В. Готье, 1863–1883.

7. Зайцев А.И. Греческая мифология и религия. М.: Академия, 2005.

8. Игнатий Антиохийский. Послание к эфесянам / пер. Герасима Павского // Христианское Чтение.1821. Ч. 1. C. 29–42.

9. Нильссон М.П. Греческая народная религия / пер. с англ. С. Клементьевой. СПб.: Алетейя, 1998.

10. Протоевангелие Иакова // Апокрифы древних христиан: исследования, тексты, комментарии. М.: Мысль, 1989. C. 117–127.

11. Тертуллиан. Избранные сочинения / сост. и общ. ред. А.А. Столярова. М.: Прогресс-Культура, 1994.

12. Торшилов Д.О. Античная мифография: миф и единство действия. СПб.: Алетейя, 1999.

13. Clement of Alexandria Werke, Hrsg. O. Stählin. Bd. 2–3. Leipzig: J.C. Hinrichs, 1906–1909.

14. Dowden K. The uses of Greek mythology. Approaching the ancient world. London and New York: Routledge, 1992.

15. Droge A. Homer or Moses? Early Christian Interpretations of the History of Culture. Tübingen: Mohr Siebeck, 1989.

16. Ford A. Mythographic Discourse among non- Mythographers: Pindar’s Ol. 1, Plato’s Phaedrus and Callimachus’ Hymn to Zeus. Host or Parasite? Mythographers and their Contemporaries in the Classical and Hellenistic Periods. Berlin, Boston: De Gruyter, 2019. P. 5–28.

17. Fowler R.L. Genealogical thinking, Hesiod's Catalogue, and the creation of the Hellenes. Proceedings of the Cambridge Philological Society. 1999. N. 44. P. 1–19.

18. Huys M., Colomo D. Bibliographical Survey on Apollodoros the Mythographer: A Supplement. L'Antiquité Classique. 2004. Vol. 73. P. 219–237.

19. Iustini Martyris. Dialogus Cum Tryphone, ed. by M. Marcovich. Berlin, New York: de Gruyter, 1997.

20. Johnson M.D. The purpose of the Biblical genealogies with special reference to the setting of the Genealogies of Jesus. Cambridge: CUP, 1969.

21. Preller L. Griechische Mythologie. Berlin: Weidmann, 1872.

22. Titus E.L. The motivation of changes made in the New Testament text by Justin Martyr and Clement of Alexandria. Chicago: Chicago University Press, 1945.

23. Wendel C. Mythographie. Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft. Bd. 16. Hrsg. A.F. von Pauly und G. Wissowa, Stuttgart: J.B. Metzler, 1935. Сols. 1352–1374.

24. West M. The Hesiodic Catalogue of Women: Its Nature, Structure, and Origins. Oxford: Clarendon Press, 1985.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх