Критическое мышление против псевдонауки

 
Код статьиS023620070019072-6-1
DOI10.31857/S023620070019072-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Московский педагогический государственный университет
Адрес: Российская Федерация, 119991 Москва, Малая Пироговская, д. 1, стр. 1
Должность: профессор кафедры философии языка и коммуникации философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
Аффилиация: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация
Название журналаЧеловек
ВыпускТом 33 Выпуск №1
Страницы7-30
Аннотация

Научная обзорная статья посвящена, с одной стороны, анализу литературы по проблемам критического мышления и псевдонауки, с другой —выявлению особенностей критического мышления в качестве примера научного мышления и инструмента, в свою очередь, критики псевдонауки. Авторы исходят из установки, сформулированной ими еще в докладе 1998 года, в соответствии с которой критическое мышление можно трактовать как единство логики и антропологии. Развитие такого подхода к проблемам критического мышления приводит их к выводу, что оно выступает инструментом как интеллектуального, так и нравственного развития личности. Показывается, что понятие критического мышления в последние годы присутствует не только в зарубежном и отечественном научно-образовательном дискурсе, но и в других предметных областях: в публичных высказываниях политиков, экономистов, юристов и даже религиозных деятелей и представителей армии. В статье проводится мысль о том, что повышение общественной востребованности критического мышления связано, в частности, с погружением современного человека во множество информационных потоков, включая информацию фейкового характера. В связи с этим авторами вводится понятие «стриминговое мышление» как ориентированное на быстрое получение информации, на информационный поток, который движется без остановки и по отношению к которому не возникает желания остановиться, проанализировать его, задать вопросы. Особое внимание обращается на то, что критическое мышление — это самостоятельная ценность общества, которую можно рассматривать в трех взаимосвязанных измерениях: как философскую концепцию, как вытекающую из нее методологическую установку и как учебную дисциплину (либо самостоятельную, либо встроенную в преподавание других дисциплин). По литературе, представленной в библиографии к статье, анализируются каждое из этих измерений. В разделе, непосредственно посвященном критическому мышлению в связи с псевдонаукой, дается обзор различных подходов к проблеме демаркации и определению понятия псевдонауки, а также работ, в которых специально рассматривается вопрос о роли критического мышления в решении проблем распознавания и борьбы с псевдонаукой и фейками в науке (таких очень немного, авторам статьи удалось найти два зарубежных учебных пособия на эту тему). Показывается, что исследование такого сложного феномена, как псевдонаука, невозможно без использования инструментария критического мышления. Представленный в статье аналитический обзор сравнительно небольшой (на фоне огромного списка статей и книг на данную тему) части работ по критическому мышлению и его роли в решении вопроса разграничения науки и псевдонауки, свидетельствует о том, что данная проблематика крайне актуальна как для отечественных, так и зарубежных исследований.

Ключевые словакритическое мышление, псевдонаука, проблема демаркации, научное мышление, рефлексивное мышление, логика, антропология, научно-образовательный дискурс, стриминговое мышление
Получено11.03.2022
Дата публикации14.03.2022
Кол-во символов40626
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 982

Оценка читателей: голосов 0

1. Алямкина В.А. Технология развития критического мышления через призму метода «Шесть шляп мышления» // Новые технологии в образовании. Материалы XVI Международной научно-практической конференции. Центр научной мысли. 2014. С. 10‒20.

2. Alyamkina V.A. Tekhnologiya razvitiya kriticheskogo myshleniya cherez prizmu metoda «Shest' shlyap myshleniya» [Critical Thinking Development Technology through the Prism of “the Six Thinking Hats method”]. Novye tekhnologii v obrazovanii. Materialy XVI Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Tsentr nauchnoi mysli Publ., 2014. P. 10‒20.

3. Бажанов В.А., Конопкин А.М. О классификации подходов к определению псевдонауки: традиции и новации // Эпистемология & философия науки. 2012. Т. XXXI, № 1. C. 174‒191.

4. Bazhanov V.A., Konopkin A.M. O klassifikatsii podkhodov k opredeleniyu psevdonauki: traditsii i novatsii [On the Classification of Approaches to the Definition of Pseudoscience: Traditions and Innovations]. Epistemology & Philosophy of science. Vol. XXXI, N 1. P. 174‒191.

5. Боброва А.С. Критическое мышление или логика? //Логико-философские штудии. 2018. Т. 16, № 3. С. 200‒216.

6. Bobrova A.S. Kriticheskoe myshlenie ili logika? [Critical Thinking or Logic?]. Logiko-filosofskie shtudii. 2018. Vol. 16, N 3. P. 200‒216.

7. Брюшинкин В.Н. Критическое мышление и аргументация // Критическое мышление, логика, аргументация: Сб. статей / под общ. ред. В.Н. Брюшинкина, В.И. Маркина. Калининград: изд-во Калинингр. гос. ун-та, 2003. С. 29‒35.

8. Bryushinkin V.N. Kriticheskoe myshlenie i argumentatsiya [Critical Thinking and Reasoning]. Kriticheskoe myshlenie, logika, argumentatsiya: Sb. statei, ed. by V.N. Bryushinkin, V.I. Markin. Kaliningrad: Kaliningrad State Univ. Publ., 2003. P. 29‒35.

9. Грифцова И.Н. Логика как теоретическая и практическая дисциплина. К вопросу о соотношении формальной и неформальной логики. М.: Эдиториал УРСС, 1998.

10. Griftsova I.N. Logika kak teoreticheskaya i prakticheskaya distsiplina. K voprosu o sootnoshenii formal'noi i neformal'noi logiki [Logic as a Theoretical and Practical Discipline. On the Question of the Relationship between Formal and Informal Logic]. Moscow: Editorial URSS Publ., 1998.

11. Грудзинская Е.Ю. Педагогическая технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в подготовке специалистов // Вестн. ННГУ. 2005. Выпуск 1(6). С. 181‒188.

12. Grudzinskaya E.Yu. Pedagogicheskaya tekhnologiya «Razvitie kriticheskogo myshleniya cherez chtenie i pis'mo» v podgotovke spetsialistov [Pedagogical Technology “Development of Critical Thinking through Reading and Writing” in the Training of Specialists]. Vestnik NNGU. 2005. Vol. 1(6). P. 181–188.

13. Дьюи Дж. Педагогика и психология мышления / пер. с англ. Н. М. Никольской. М.: Совершенство, 1997.

14. Dewey J. Pedagogika i psikhologiya myshleniya [How We Think]. Transl. from Engl. by N.M. Nikol'skaya. Moscow: Sovershenstvo Publ., 1997.

15. Жаббаров В.А., Волошина Т.В. Формирование критического мышления при выполнении служебно-боевых задач // Наука. Технологии. Инновации. Сборник научных трудов в 9 частях. Новосибирск: Изд-во Новосибирского гос. технич. ун-та, 2018. С. 169‒173.

16. Zhabbarov V.A., Voloshina T.V. Formirovanie kriticheskogo myshleniya pri vypolnenii sluzhebno-boevykh zadach [Formation of Critical Thinking when Performing Service and Combat Missions]. Nauka. Tekhnologii. Innovatsii. Sbornik nauchnykh trudov in 9 vol. Novosibirsk: Novosibirsk State Univ. Publ., 2018. P. 169‒173.

17. Жогова И.Г., Кузина Е.В. Развитие критического мышления в контексте профессионально-ориентированного обучения студентов высшей школы // Язык и культура. 2017. № 38. С. 227‒239.

18. Zhogova I.G., Kuzina E.V. Razvitie kriticheskogo myshleniya v kontekste professional'no-orientirovannogo obucheniya studentov vysshei shkoly. [Development of Critical Thinking in the Context of Vocationally Oriented Teaching of High School Students]. Yazyk i kul'tura. 2017. N 38. P. 227‒239.

19. Кант И. Уведомления о расписании лекций на зимнее полугодие 1765/66 г. // Кант И. Сочинения в 8 т. Т. 2. / пер. с нем. М. Левиной М.: Чоро, 1994а. С. 191‒202.

20. Kant I. Uvedomleniya o raspisanii lektsii na zimnee polugodie 1765/66 g. [Winter Semester Lecture Notifications 1765/66], transl. from Germ. by M. Levina. Kant I. Sochineniya: v 8 t. [Works: in 8 vol.]. Vol. 2. Moscow: Choro Publ., 1994а. P. 191‒202.

21. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Кант И. Сочинения в 8 т. Т. 7 / пер. с нем. М. Левиной. М.: Чоро, 1994. С. 137‒376.

22. Kant I. Antropologiya s pragmaticheskoi tochki zreniya [Anthropology from a Pragmatic Point of View], transl. from Germ. by M. Levina. Kant I. Sochineniya: v 8 t. [Works: in 8 vol.]. Vol. 7. Moscow: Choro Publ., 1994б. P. 137‒376.

23. Майнбергер Г.К. Единый разум и многообразие рациональностей / пер. с нем. Абросимовой Т. М. // Вопросы философии. 1997. № 9. С. 57‒65.

24. Mainberger G.K. Edinyi razum i mnogoobrazie ratsional'nostei [One Mind and a Variety of Rationalities], transl. from Germ. by T.M. Abrosimova. Voprosy filosofii. 1997. N 9. P. 57‒65.

25. Паскаль Б. Мысли / пер. с франц. О. Хомы. М.: REFL – book, 1994.

26. Pasсal B. Mysli. [Thoughts], transl. from French by O. Khoma. Moscow: REFL – book Publ., 1994.

27. Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. Т. II. М.: Международный фонд «Культурная инициатива», 1992а.

28. Popper K.R. Otkrytoe obshchestvo i ego vragi [Open Society and its Enemies]. Vol. II. Moscow: Mezhdunarodnyi fond “Kul'turnaya initsiativa”Publ., 1992а.

29. Поппер К.Р. Логика социальных наук // Вопросы философии. 1992б. № 10. C. 65‒75.

30. Popper K.R. Logika sotsial'nykh nauk [The Logic of the Social Sciences]. Voprosy filosofii. 1992b. N 10. P. 65–75.

31. Псевдонаучное знание в современной культуре: материалы круглого стола // Вопросы философии. 2001. № 6. С. 3‒31.

32. Psevdonauchnoe znanie v sovremennoi kul'ture: materialy kruglogo stola [Pseudoscientific Knowledge in Modern Culture: Materials of the Round Table]. Voprosy filosofii. 2001. N 6. P. 3‒31.

33. Сорина Г.В. Критическое мышление и неформальная логика в контексте ХХ Всемирного философского конгресса // Вестник Российского философского общества. 1998. № 4 (8). С. 23‒26.

34. Sorina G.V. Kriticheskoe myshlenie i neformal'naya logika v kontekste XX Vsemirnogo filosofskogo kongressa [Critical Thinking and Informal Logic in the Context of the XX World Congress of Philosophy]. Vestnik Rossiiskogo filosofskogo obshchestva. 1998. N 4(8). P. 23–26.

35. Сорина Г.В. Критическое мышление: история и современный статус // Вестник Московского ун-та. Серия 7: Философия. 2003. № 6. С. 98–111.

36. Sorina G.V. Kriticheskoe myshlenie: istoriya i sovremennyi status [Critical Thinking: the History and Modern Status]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 7: Filosofiya. 2003. N 6. P. 98‒111.

37. Сорина Г.В., Грифцова И.Н. Критическое мышление: логика и антропология // Тезисы доклада международного семинара «Антропология с современной точки зрения». Дополнительный выпуск. Калининград: Калининградский госуд. ун-т, 1998. С. 8‒9.

38. Sorina G.V., Griftsova I.N. Kriticheskoe myshlenie: logika i antropologiya [Critical Thinking: Logic and Anthropology]. Tezisy doklada mezhdunarodnogo seminara «Antropologiya s sovremennoi tochki zreniya». Dopolnitel'nyi vypusk. Kaliningrad, Kaliningrad State Univ. Publ., 1998. P. 8‒9.

39. Суханова Н.П. «Логика и критическое мышление»: установки кампусного курса // Проблемы современного образования. 2019. № 6. С. 15‒20.

40. Sukhanova N.P. Logika i kriticheskoe myshlenie: ustanovki kampusnogo kursa [Logic and Critical Thinking: Campus Course Settings]. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2019. N 6. P. 15‒20.

41. Терно С.А. Эволюция идеи: рефлексивное мышление – критическое мышление – метакогнитивное развитие // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.nauka.ru/2013/10/3900 (дата обращения: 20.06.2021).

42. Terno S.A. Evolyutsiya idei: refleksivnoe myshlenie – kriticheskoe myshlenie – metakognitivnoe razvitie [Idea Evolution: Reflexive Thinking ‒ Critical Thinking - Metacognitive Development]. Gumanitarnye nauchnye issledovaniya. 2013. N 10. [Electronic resource]. URL: https://human.nauka.ru/2013/10/3900 (date of access: 20.06.2021).

43. Тягло А.В., Воропай Т.С. Критическое мышление: Проблема мирового образования XXI века. Харьков: Ун-т внутр. дел, 1999.

44. Tyaglo A.V., Voropai T.S. Kriticheskoe myshlenie: Problema mirovogo obrazovaniya XXI veka [Critical Thinking: The Problem of World Education in the 21st Century]. Kharkiv: Kharkiv Univ. of Internal Affairs Publ., 1999.

45. Федоров А.В. Развитие критического мышления в медиаобразовании: основные понятия // Инновации в образовании. 2007. № 4. С.30‒47.

46. Fedorov A.V. Razvitie kriticheskogo myshleniya v mediaobrazovanii: osnovnye ponyatiya [Development of Critical Thinking in Media Education: Basic Concepts]. Innovatsii v obrazovanii. 2007. N 4. P. 30‒47.

47. Шакирова Д.М. Формирование критического мышления учащихся и студентов: модель и технология // Educational Technology & Society. 2006. 9(4). С. 284‒292.

48. Shakirova D.M. Formirovanie kriticheskogo myshleniya uchashchikhsya i studentov: model' i tekhnologiya [Formation of Critical Thinking in Pupils and Students: Model and Technology]. Educational Technology & Society. 2006. 9(4). P. 284‒292.

49. Abrami P.C., Bernard R.M., Borokhovski E. et al. Strategies for Teaching Students to Think Critically: A Meta-analysis. Review of Educational Research. 2015. N 85(2). P. 275–314.

50. An A to Z of Critical Thinking, B. Black (ed.) London, Continuum International Publishing Group, 2012.

51. Bailin Sh. Critical and Creative Thinking. Informal Logic. 1987. N IX(1). P. 23–30.

52. Chi-Ming L. Is Popper’s Falsificationist Heuristic a Helpful Resource for Developing Critical Thinking? Critical Thinking and Learning, M. Mason (ed.). Blackwell Publishing, 2008. P. 93‒108.

53. Critical Rationalism and Educational Discourse. G. Zecha (ed). Rodopi B.V., Amsterdam-Atlanta, GA, 1999.

54. Dawes G.W. Identifying Pseudoscience: A Social Process Criterion. Journal for General Philosophy of Science. 2018. Vol. 49. P. 283–298.

55. Dewey J. How we think. D. C. Heath & Co., Publishers Boston ‒ New York‒ Chicago, 1910.

56. Ennis R. Critical thinking assessment. Theory Into Practice. 1993. N 32 (3). P. 179‒186.

57. Ennis R. Critical Thinking: Reflection and Perspective. Part I. Inquiry: Critical Thinking across the Disciplines. SPRING. 2011. Vol. 26, N 1. P. 4–18.

58. Fernandez-Beanato D. The Multicriterial Approach to the Problem of Demarcation. Journal for General Philosophy of Science. 2020. Vol. 51(3). P. 375–390.

59. Hale E.S. A Critical Analysis of Richard Paul’s Substantive Transdisciplinary Conception of Critical Thinking. Cincinnati, Ohio: Union Institute & University, 2008.

60. Halpern D.F. Teaching Critical Thinking for Transfer Across Domains: Disposition, Skills, Structure Training, and Metacognitive Monitoring. American Psychologist. 1998. N 53(4). P. 449–455.

61. Hansson S.O. Defining Pseudoscience and Science. Philosophy of Pseudoscience. M. Pigliucci, M. Boudry (eds). Chicago, London: The University of Chicago Press, 2013. P. 61–78.

62. Hitchcock D. Critical Thinking as an Educational Ideal. On Reasoning and Argument: Essays in Informal Logic and on Critical Thinking. Dordrecht: Springer, 2017. P. 477–497.

63. Lack G. W., Rousseau J. Critical Thinking, Science, and Pseudoscience. Why We Can’t Trust Our Brains. New York: Springer Publishing Company, 2016.

64. Lipman M., Matthew S.K. Critical Thinking–What Can It Be? Analytic Teaching. 1987. N 8(1). P 5–12.

65. Mason M. Critical Thinking and Learning. Critical Thinking and Learning, M. Mason (ed.). Blackwell Publishing, 2008. P. 1–11.

66. May A. J. Pseudoscience and Science Fiction. Springer International Publishing. Switzerland, 2017.

67. McPec J.E. Critical thinking and education. New York: St. Martin's Press, 1981.

68. Paul R. W. Critical Thinking: What Every Person Needs to Survive in a Rapidly Changing World. Rohnert Park, CA: Center for Critical Thinking and Moral Critique, Sonoma State Univ., 1990.

69. Paul R., Elder L. Critical Thinking: The Art of Socratic Questioning. Journal of Developmental Education. 2007. Vol. 31, N 1. P. 36–37.

70. Paul R., Elder L., Bartell T. California Teacher Preparation for Instruction in Critical Thinking: Research Findings and Policy Recommendations. State of California, California Commission on Teacher Credentialing, Sacramento, CA, 1997.

71. Paul R., Elder L. The Critical Thinking Reading and Writing Test. Publisher: Foundation for Critical Thinking, 2006.

72. Re/Thinking Critical Thinking: The Seductions of Everyday Life. Studies in Philosophy and Education. Springer, 2015. P. 27–40.

73. Ruminski H. J., Hanks W. E. Critical thinking lacks definition and uniform evaluation criteria. Journalism and Mass Education Educator. 1997. N 50(3). P. 144–151.

74. Scriven M., Paul R. W. Defining Critical Thinking, 8th Annual International Conference on Critical Thinking and Education Reform, Summer 1987. National Council for Excellence in Critical Thinking.

75. Smith J. C. Pseudoscience and Extraordinary Claims of the Paranormal. A Critical Thinkers Toolkit. Oxford: Wiley-Blackwell, 2010.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх