Телесность и телесные практики в воспитательных проектах предвоенного СССР и нацистской Германии

 
Код статьиS023620070018015-3-1
DOI10.31857/S023620070018014-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЧеловек
ВыпускТом 32 Выпуск №6
Страницы150-165
Аннотация

В статье исследуются практики, связанные с телесностью и движением, составлявшие важную часть воспитания подрастающих поколений в СССР и Третьем Рейхе. Сравнительный анализ обоих воспитательных проектов показывает, что советский предоставлял гораздо больше простора школьникам для моделирования своей телесности, чем нацистский. Советские учителя старались направить гиперактивность учащихся в русло внепрограммных занятий в кружках, студиях, секциях, общественной работы, участия в разнообразных конкурсах, соревнованиях, концертах и других мероприятиях, которые позволяли развивать многочисленные интеллектуальные и двигательные умения. Советское воспитание обеспечивало значительный сенсорно-моторный опыт и нервную пластичность, которые в пространстве войны определяли способность молодых призывников к быстрому овладению военными навыками и большей вариативности действий сравнительно с противником. В отличие от советского проекта воспитания нового человека, обращенного к индивидуальности, душе и воле, нацистский основывался на варварской романтизации права сильнейшего и был преимущественно биотехнологическим. Он был изначально нацелен на формирование человека с железной волей в великолепном теле и был враждебен интеллектуализму, способному подорвать убеждения и стремление к власти в юношеской среде. По этой причине главные воспитательные функции были делегированы Гитлерюгенду. Строившаяся на парамилитарной активности (спорт, марши, палаточные лагеря с кострами, участие в партийных праздничных церемониях) работа с детьми Гитлерюгенда обеспечивала однообразную, в основном военную подготовку, которая показала свою недостаточность в условиях тотальной войны.

Ключевые словамоделирование телесности, сенсорно-моторный опыт, нервная пластичность, быстрая обучаемость, вариативность действий
Получено27.12.2021
Дата публикации27.12.2021
Кол-во символов23819
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 461

Оценка читателей: голосов 0

1. Беляев В.И. Савченко Т.А. Воспитательные системы мира: становление и основные концепции. М.: Аргамак-Медиа, 2017.

2. Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни. М.; СПб.: АСТ, 2007.

3. Ваксер А.З. Жизнь, люди, эпоха. СПб.: Нестор-история, 2013.

4. Винцер Б. Солдат трех империй. М.: Вече, 2010.

5. Вольф М. Друзья не умирают. М.: Международные отношения, 2009.

6. Горман И. Дневник (1939–1941). URL: https. prozhito.org.

7. Гуськов С. Если останусь жив… М.: Политиздат,1972.

8. Дегрелль Л. Любимец Гитлера. Русская кампания глазами генерала СС. M.: Aлгоритм, 2013.

9. Дмитриева Н. Воспитательная работа в театральном кружке // Советская педагогика.1939. № 5. С. 82–89.

10. Дубровин А. Его труд – воодушевление и праздник // Арбатский архив. Историко-краеведческий альманах. 1997. Вып. 1. С. 432–437.

11. Дневник Пети Сагайдачного, ученика московской школы № 211. M.: Академия пед. наук РСФСР, 1963.

12. Заметки о войне на уничтожение. Восточный фронт 1941–1942 гг. в записях генерала Хейнрици / под ред. Й. Хюртера. СПб.: Европейский университет, 2018.

13. Зиновьев А. Русская судьба. Исповедь отщепенца. М.: Центрполиграф, 2000.

14. Кларк К. Сталинский миф о «великой семье» // Социалистический канон / под ред. Х. Гюнтера и Е. Добренко. СПб: Академический проект, 2000. С.785–796.

15. Koршунов M., Терехова В. Тайны и легенды Дома на набережной. M.: Слово, 2002.

16. Кулинич Н.Г. Физическая культура в жизни горожан советского Дальнего Востока // Вестник ТОГУ. 2011. № 1. С. 267–272.

17. Левинский Д. Мы из сорок первого…Воспоминания. М.: Слово, 2005.

18. Лефевр А. Производство пространства. М.: Cтрелка, 2015.

19. Мосс М. Техники тела // Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии / сост. А.Б. Гофман. М., 2011. С. 304–322.

20. Наймарк Е.А. Под твоей бессмертной сенью. СПб: Свет, 2017.

21. О’Махокуни М. Спорт в СССР: физическая культура — визуальная культура М: Новое Литературное Обозрение, 2010.

22. Пабст Г. Дневник немецкого солдата. Военные будни на Восточном фронте. 1941–1943. М.: Центрполиграф, 2008.

23. Пошерстник Л. Дневник (1941) URL:// https. prozhito.org. European University, St.-Petersburg.

24. Ракитина Е. /сост. Все о Гуле Королевой. М.-СПб.: Речь, 2019.

25. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М.: Ad Marginem,1999.

26. Ханнафорд К. Мудрое движение. Мы учимся не только головой. М.: Восхождение, 1999.

27. Хохоф К. Русский дневник солдата вермахта. От Вислы до Волги 1941–1943. М.: Центрполиграф, 2017.

28. Черняев А. Моя жизнь и мое время. М.: Международные отношения,1995.

29. Шварц В. Одна жизнь / Журнал «Самиздат». 2005 // URL: https://samlib.ru/n/nikolaj_b_d/nnikolaj_b_dschwarz.shtml

30. Штридтер Ю. Мгновения. Из сталинской Советской России в Великогерманский Рейх Гитлера. Воспоминания о детстве и юности (1926–1945). М.: АИРО, 2012.

31. Эфрон Г. Дневники: в 2 т. T.1. 1940–1941 гг. M.: Вагриус, 2005.

32. Юинг Т. Учителя эпохи сталинизма: власть, политика и жизнь школы 1930-х гг. М.: РОССПЭН, 2011.

33. Alkemeyer T. Aufrecht und biegsam: eine politische Geschichte des Körperkults //Aus Politik und Zeitgeschichte. 2007. N 18. S. 6–18.

34. Birdsall C. Earwitnessing: Sound Memories of the Nazi Period // Sound Souvenirs. Audio Technologies, Memory and Cultural Practices / Bijsternfeld K., van Dijck Y. (eds), Amsterdam University Press, 2009. P.169–181.

35. Blackburn G.W. Education in the Third Reich: Race and History in Nazi Textbooks. State University of New York Press, 1985.

36. Cocks G. Sick Heil: Self and Illness in Nazi Germany // Osiris. 2007. Vol. 22, N 1. P. 93–115.

37. Eggermont B. The choreography of Schooling as Site of Struggle: Belgian Primary Schools.1880–1940//History of Education. 2001.Vol. 30, N 2. Р. 129–140.

38. Fritzsche P. Hellbeck I. The New Man in Stalinist Russia and Nazi Germany // Beyond Totalitarinism. Stalinism and Nazism Compared / Geyer M. Fizpatrick Sh. (eds). Cambridge University Press, 2009. P. 302–342.

39. Holmes L.E. Power, Privilege, and Excellence in the Provinces, 1933–1945. Kirov, TO «Avtor» KOO OOO SPR, 2008.

40. Jaraucsh K. H. Broken Lives. How Ordinary Germans Experienced the 20-th Century. Princeton University Press, 2018.

41. Kaganovsky L. How the Soviet Man was Unmade: Cultural Fantasy and Male Subjectivity under Stalin. Pittsburgh: University of Pittsburgh Press, 2008.

42. Kaznelson M. Remembering the Soviet State: Kulak Children and Dekulakisation // Europe-Asia Studies. 2007. Vol. 59, N 7. P.1163–1177.

43. Livschiz A. Growing Up Soviet: Childhood in the Soviet Union.1918–1958. PHd Dissertation. Stanford University, 2007.

44. Malendorf U. The Shame of Survival. Working Through a Nazi Childhood. Penn State University Press, 2009.

45. Мerridale С. Ivan’s War. Inside the Red Army 1939–1945. New York, Metropolitan Book, 2006.

46. Pagaard St. Teaching the Nazi Dictatorship: Focus on Youth // The History Teacher. 2005. Vol. 38, N 2. P. 189–207.

47. Peukert D. Youth in the Third Reich // Life in the Third Reich. Bessel R.(ed). Oxford University Press, 1987. P. 25–40.

48. Pine L. Education in Nazi German. Berg, Oxford, New York, 2010.

49. Ponzio A. Shaping the New Man. Youth Training Regimes in Fascist Italy and Nazi Germany. University of Wisconsin press, 2015.

50. Reese R. Why Stalin’s Soldiers Fought: The Red Army’s Military Effectiveness in World War II. University Press of Kansas, Lawrence, 2011.

51. Shell M. Talking the Walk and Walking the Talk. Fordham University Press, 2015.

52. Wunderlich F. Education in Nazi Germany // Social Research. 1937. Vol. 4, N 3. P. 347–360.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх