От аналитической антропологии к генеративной

 
Код статьиS023620070017441-2-1
DOI10.31857/S023620070017441-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт философии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЧеловек
ВыпускТом 32 Выпуск №5
Страницы103-121
Аннотация

Данная статья посвящена роли технического в проекте В.А. Подороги по исследованию литературных миров как собраний опыта человеческого. На содержательном уровне, помимо множества других компонент этих миров, им выделялись работающие и неработающие машины, «штуковины» и приспособления, обилие различных оптических аппаратов, включая регистрирующий глаз камеры, монтаж и т.д. Формально действие этих машин может быть оценено как остранение, однако в контексте современных исследований медиа и перспектив антропологии их можно описать и как проблемную зону контактов человеческого и нечеловеческого с уклоном в сторону разрывов уже и без того исторически расстроенных интеракций, прежде всего телесно-аффективных, с «миром внешнего». Исследования творчества Платонова выбраны как самый радикальный пример взаимодействия с техническим, которое оказывается катастрофическим для человеческого. Однако даже для этого материала Подорога подбирает человекомерную форму обращения с приближением и дистанцированием, позволяющую отстаивать позицию активного исследователя, наблюдателя, антрополога. Их усилиями производится своеобразная реконструкция, на некотором временном расстоянии обнаруживающая «швы», «складки», «сгибы», «сплетения», «разрывы», которые образовывали телесный и литературный опыт. Так выделяются компоненты миров, из которых «может быть выведена картина мироздания». Хотя по сути внешняя позиция по отношению к технике признается Подорогой единственным шансом удержать человеческое, даже если оно странное, симптоматическое, припадочное, возможно и иное понимание технического. Не утверждая, что «машина» может собирать компоненты в отсутствие способности понимания наблюдателя (читателя), представляется возможным связать техническое с более общими принципами: способами рассеяния и собирания, которые образуют форму; принципами интервализации и связи гетерогенного; а главное, принципом генерации условий обнаружения события. Эти принципы, в свою очередь, указывают на генеративность образования человеческого. Для выяснения их работы понадобится также прояснить связи techne и литературы, и даже в более широком смысле пойесиса, под действием которого из далее неделимого «бесконечно малого» могут образовываться элементы.

Ключевые словаантропология, медиа, элемент, компонент, техническое устройство, собирание, рассеяние, пойесис, techne, «молекулярная непредставимость», генеративность
Дата публикации23.11.2021
Кол-во символов37327
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 2, всего просмотров: 364

Оценка читателей: голосов 0

1. Мастерская визуальной антропологии. 1993–1994. Документация проекта / Проект документации. М.: Худож. журн., 2000.

2. Марьон Ж.-Л. Перекрестья видимого / пер. с фр. Н. Сосна. М.: Прогресс-Традиция, 2010.

3. Мейясу K. После конечности: эссе о необходимости контингентности / пер. с фр. Л. Медведевой. Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2015.

4. Мейясу K. Число и сирена / пер. с фр. С. Лосевой. М.: Носорог, 2018.

5. Подорога В.А. Авто-био-графия. К вопросу о методе. Тетради по аналитической антропологии. № 1. M.: Логос, 2001.

6. Подорога В.А. Антропограммы. Опыт самокритики. С приложением дискуссии. СПб.: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2017.

7. Подорога В.А. Kairos, критический момент. Актуальное произведение искусства на марше. М.: Grundrisse, 2013.

8. Подорога В.А. Мимесис. Материалы по аналитической антропологии: в 2 т. Т. 1. Н. Гоголь, Ф. Достоевский. М.: Культурная революция, Логос, Logos-altera, 2006.

9. Подорога В.А. Мимесис. Материалы по аналитической антропологии: в 2 т. Т. 2. Ч. 1. М.: Культурная революция, 2011.

10. Подорога В.А. Событие и масс-медиа. Некоторые подходы к проблеме // Синий диван. № 14. М.: Три квадрата, 2010. С. 35–52.

11. Подорога В.А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. Материалы лекционных курсов 1992–1994 годов. М.: Ad Marginem, 1995.

12. Сосна Н.Н. Фотография 1920–1930-х гг.: опыт философско-антропологического анализа // Культура и революция: фрагменты советского опыта 1920–1930-х гг. М.: ИФРАН, 2012. С. 91–108.

13. De Saint Aubert E. De l’être brut à l’homme. Contextualisation de deux notes inédites de Merleau-Ponty // Chiasmi International. 2006. Vol. 7. P. 25–30.

14. Haraway D. Staying with the trouble. Mmaking kin in the Chthulucene. Durham: Duke University Press, 2016.

15. Mondzain M.-J. Le commerce des regardes. Paris: Seuil, 2003.

16. Rogozinski J. Le moi et la chair. Introduction à l’ego-analyse. Paris: Cerf, 2006.

17. Zielinski S. [...After the Media]: News from the Slow-Fading Twentieth Century. Minnesota: Univocal, 2013.

18. Zielinski S. Deep time of the Media. Toward an Archaeology of Hearing and Seeing by Technical Means. London: The MIT Press 2007.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх