Метафизика пола И.Г. Фихте как этика любви

 
Код статьиS023620070012389-4-1
DOI10.31857/S023620070012389-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт философии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЧеловек
ВыпускТом 31 Выпуск №5
Страницы54-73
Аннотация

Анализируется метафизика пола и любви И.Г. Фихте, представленная философом как введение к его теории брачного права и имеющая вид натурфилософской конструкции, которая обосновывает двуединство активного, разумно-деятельного и пассивно-материального начала в удовлетворении природного влечения. В подобной концепции характер разумной человечности признавался бы только за мужчиной. Однако безусловно утверждаемое Фихте моральное равенство лиц разного пола как разумных существ заставляет философа полагать своеобразную активность женского и своеобразную пассивность мужского как подлинных характеров двух полов, которые не могут быть обнаружены на уровне органической природы и ее влечений и обретают смысл только во взаимном отношении и взаимовлиянии полов. Именно это нравственное взаимоопределение как живое плотски-духовное отношение есть, по Фихте, брак. Поскольку мужчина может научиться любить только в союзе с любящей женщиной, а женщина может сознавать свое достоинство только в союзе с сознающим характер и достоинство ее назначения мужчиной, брак, в фихтевской философии, оказывается точкой соединения характера пола и характера человеческого рода. В браке мужчина и женщина, поскольку они соответствуют природе своего пола, образуют друг друга до цельного и совершенного человека. Таким образом раскрывается подлинное место философии любви в системе фихтевского наукоучения как этического идеализма: она есть этика любовного отношения — первая и непосредственная конкретизация этической идеи личного и социального предназначения человека как разумно-деятельного лица. Поскольку же брак есть существенно этическое отношение, в свете фихтевского понимания любовного отношения он может порождать озадачившую И. Канта этическую проблему лишь в той мере, в какой остается в плоскости сугубо природного влечения и плотской индивидуальности, а потому собственно браком не является.

Ключевые словаИ.Г. Фихте, философия любви, влечение, любовь, брак, призыв, взаимное воспитание, характер пола, характер рода, назначение человека.
Получено08.12.2020
Дата публикации09.12.2020
Кол-во символов44553
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 776

Оценка читателей: голосов 0

1. Кант И. Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного // Кант И. Сочинения: в 6 т. Т. 2. М.: Мысль, 1964. С. 125–183.

2. Судаков А.К. Этико-философская антиномия оснований в кантовской теории семейного права // Кантовский сборник. 2013. Вып. 2(44). С. 7–18.

3. Фихте И.Г. Несколько лекций о назначении ученого // Фихте И.Г. Сочинения: в 2 т. Т. 2. СПб.: Мифрил, 1993. С. 7–64.

4. Фихте И.Г. Основа естественного права согласно принципам наукоучения. М.: Канон+: Реабилитация, 2014.

5. Bisol B. Ich, Körper, Geschlecht. Die rechtlichen Implikationen der Sexualität in der Grundlage des Naturrechts (1796) // Fichte-Studien. Bd. 44. Fichte und seine Zeit: Streitfragen. 2017. S. 275–288.

6. Fichte J.G. System der Sittenlehre nach den Prinzipien der Wissenschaftslehre // Fichte J.G Fichtes Werke: Bd 4 / hrsg. von I.H. Fichte. Bd 2. Zur Rechts- und Sittenlehre. B.: Walter de Gruyter & Co., 1971.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх