Неклассическое искусство: антропологические аспекты

 
Код статьиS023620070010936-6-1
DOI10.31857/S023620070010936-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Государственный институт искусствознания
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЧеловек
ВыпускТом 31 Выпуск №4
Страницы165-189
Аннотация

Рождение феномена «неклассическое искусство» было подготовлено самой логикой исторического движения культуры Нового времени. Если попытаться выразить это в краткой формуле, можно сказать, что на определенном этапе поисков у человека возникает рациональное недоверие к рациональному. Кризис классики наступил как следствие кризиса классического рационализма, вспыхнувшего в европейской культуре начиная с 1830-х годов. Новое искусство было ориентировано на способы выразительности, ставящие под сомнение абсолютность норм классического искусства. В живописи это проявилось в превалировании принципа живописности (цветосветовых отношений) над пластичностью (первенством линии, рисунка), динамики над статикой, атектоники над тектоникой, сдвига от центральной оси картины в пользу так называемого пейзажного вѝдения, сообщающего картине сразу несколько центров. Художник  ХХ – начала XXI века понимает, что его жизнь протекает в условиях совсем иной картины мира, и тратит много усилий на то, чтобы его произведения могли бы стать художественным эквивалентом противоречивой эпохи, выраженным адекватными красками, линиями, сложно построенной композицией, деформированным пространством, смещением центра картины — всем тем, чем всегда мастерски владел язык живописи. Опробованные и адаптированные средства классического искусства оказываются непригодны для претворения драматических и трагических коллизий, происходящих с человеком Новейшего времени. Интерпретируя острые, болезненные, гнетущие образы Э. Шиле, Р. Магритта, Ф. Бэкона, А. Кифера, Ж.-М. Баския, философия искусства фиксирует состояния болезненной эротики, одиночества, острой тревоги, экзистенциального тупика, едва ли не антропологической катастрофы. И тем не менее у всех перечисленных творцов — сильное письмо. Произведения названных художников ХХ века не вписываются ни в какой ожидаемый, привычный «формат», однако они полны некоей скрытой витальности. Целый ряд примеров неклассического искусства демонстрирует, что живописцы не очень-то робеют, решая сегодня по-своему проблему «искусство и зло».

   

Ключевые словаклассическое искусство, неклассическое искусство, новая картина мира, язык искусства, эволюция языка искусства
Получено29.09.2020
Дата публикации29.09.2020
Кол-во символов46166
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 584

Оценка читателей: голосов 0

1. Демиен Хёрст, художник в самом расцвете сил // The Art Newspaper Russia. 2019. № 74 (июнь).

2. Мандевиль Б. Басня о пчелах / пер. с англ. Е.С. Лагутина. М.: Мысль, 1974. (Философское наследие. Т. 59).

3. Манн Т. Художник и общество // Манн Т. Собр. соч.: в 10 т. Т. 10. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1961.

4. Маритен Ж. Ответственность художника // Маритен Ж. Самосознание европейской куль¬туры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М.: Политиздат, 1991.

5. Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза: пер. с нем. СПб.: Худож. лит., 1993.

6. Плеснер X. Ступени органического и человек: Введение в философскую антропологию. М.: РОССПЭН, 2004. (Сер. «Книга света»).

7. По сути — реализм: Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и другие в Москве // The Art Newspaper Russia. 2019. № 71 (март).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх