Буддийское учение об аффектах в контексте индийской классической философии

 
Код статьиS023620070008748-9-1
DOI10.31857/S023620070008748-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт восточных рукописей РАН
Адрес: Российская Федерация, 191186 Санкт-Петербург, Дворцовая наб., д. 18
Название журналаЧеловек
ВыпускТом 31 Выпуск №1
Страницы103-127
Аннотация

Уникальность буддизма среди религиозно-философских систем древней и средневековой Индии состояла в том, что только в нем анализу эмоциональной и волитивной сферы личности уделялось специальное внимание. Целью этого анализа было выявление структуры эмоциональной сферы человеческой психики и ее связи с волей для преодоления неблагих состояний сознания (kleśa, «аффект»), порождающих страдание, и достижения высшей религиозной цели буддизма — просветления и нирваны. Буддийское учение об аффектах включает, помимо классификации воли и эмоций, и анализа их взаимосвязи в религиозном контексте, также учение о комплексе психофизических феноменов, которые служат базисом для эмоций и актов воли. В буддийской философии выделяется семь базовых аффектов — страсть (rāga), отвращение (pratigha), самомнение (māna), сомнение (vicikitsā), неведение (avidyā), ложные взгляды (dṛṣṭi), стремление к существованию (bhāva). Они и являются причинами возникновения эмоций, свойственных непросветленному сознанию, и порождаемых эмоциями волитивных импульсов. Из этого видно, что понятие kleśa шире, чем понятие «аффект» в том смысле, как оно понимается в современной психологии. В хинаянских школах буддизма аффекты (kleśa) считались единственным препятствием на пути к нирване. В махаяне же наряду с ними признавалось существование эпистемологических препятствий, которые, сами не будучи аффективно окрашенными, способствуют поддержанию аффектов в непросветленном сознании. Основным таким препятствием считалось восприятие всех понятий и теорий как имеющих референт в реальности. Преодолению этого заблуждения посвятил свои труды Нагарджуна (I – II вв.), основатель махаянской школы мадхьямака (шуньявада), отрицавший реальность даже такого фундаментального различия, как различие между нирваной и сансарой. Асанга (IV век), один из ведущих представителей школы йогачара (виджнянавада), рассматривал связь базовых аффектов с эмоциональной и волитивной сферами психики через призму понятия cetanā — явления психики, порождающего в непросветленном сознании стремление завладеть чем-то или избежать чего-то, которое и является непосредственной причиной страдания, характеризующего всякое сансарическое бытие.

Ключевые словарелигиозно-философские системы древней и средневековой Индии, история психологии, эмоции, воля, буддийская философия, школы буддизма махаяны, йогачара, Асанга, Васубандху
Получено29.03.2020
Дата публикации30.03.2020
Кол-во символов51045
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 1, всего просмотров: 813

Оценка читателей: голосов 0

1. Аристотель. Никомахова этика / пер. с древнегреч. Н. В. Брагинской // Аристотель. Соч.: в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983. С. 53– 93.

2. Брихадараньяка-упанишада / пер. с санскр., предисл. и коммент. А. Я. Сыркина. М.: Наука, ГРВЛ, 1964.

3. Вайнштейн Л.А., Поликарпов В.А., Фурманов И.А. Общая психология. Минск: Современная школа, 2009.

4. Васубандху. Учение о карме / пер. с санскр., предисл. и коммент. Е. П. Островской и В. И. Рудого. СПб.: Петербургское востоковедение, 2000.

5. Васубандху. Энциклопедия Абхидхармы (Абхидхармакоша). Т. 1. Раздел I. Учение о классах элементов; Раздел II. Учение о факторах доминирования в психике / изд. подгот. Е. П. Островская, В. И. Рудой. М.: Ладомир, 1998.

6. Васубандху. Энциклопедия буддийской канонической философии (Абхидхарма) / сост., пер. с санскр., коммент. и исслед. Е. П. Островской и В. И. Рудого. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006.

7. Ватман С. В. Бенгальский вайшнавизм. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005.

8. Ермакова Т. В., Островская Е. П. Классические буддийские практики. СПб.: Петербургское востоковедение, 2001.

9. Железнова Н. А. Дигамбарская философия от Умасвати до Немичандры: Историко-философские очерки. М.: Восточная литература, 2012.

10. Кессиди Ф. Х. Этические сочинения Аристотеля // Аристотель. Соч.: в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983. С. 5– 37.

11. Классическая йога («Йога-сутры» Патанджали и «Вьяса-бхашья») / пер. с санскр., введ., коммент. и реконструкция системы Е. П. Островской и В. И. Рудого. М.: Наука, ГРВЛ, 1992.

12. Костюченко В. С. Классическая веданта и неоведантизм. М.: Мысль, 1983.

13. Лама Анагарика Говинда. Психология раннего буддизма. Основы тибетского мистицизма. СПб.: Андреев и сыновья, 1993.

14. Лунный свет санкхьи / изд. подгот. В. К. Шохин. М.: Ладомир, 1995.

15. Лысенко В. Г., Терентьев А. А., Шохин В. К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. М.: Восточная литература, 1994.

16. Немов Р. С. Психологический словарь. М.: Владос, 2007.

17. Островская Е. П., Рудой В. И. Черное зло аффектов: буддийские представления о причинах страдания // Васубандху. Энциклопедия буддийской канонической философии (Абхидхарма) / сост., пер. с санскр., коммент. и исслед. Е. П. Островской и В. И. Рудого. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. С. 11– 50.

18. Прашастапада. Собрание характеристик категорий («Падартха-дхарма-санграха») с комментарием «Цветущее дерево метода» («Ньяя-кандали») Шридхары / пер. с санскр., предисл., введ. и историко-философские комментарии В. Г. Лысенко. М.: Восточная литература, 2005.

19. Розенберг О.О. Труды по буддизму. М.: Наука, ГРВЛ, 1991.

20. Сутры философии санкхьи / изд. подгот. В.К. Шохин. М.: Ладомир, 1997.

21. Теофраст. Характеры / пер. с древнегреч. В. Смирина // Менандр. Комедии; Герод. Мимиамбы / пер. с древнегреч. М.: Худ. лит., 1964. С. 260–286.

22. Упанишады / пер. с санскр., предисл. и коммент. А.Я. Сыркина. М.: Наука, ГРВЛ, 1992.

23. Чаттерджи А. К. Идеализм йогачары / пер. с англ. Д. Устьянцева. М.: Шечен, 2004.

24. Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. М.: Селена, 1994.

25. Чхандогья-упанишада / пер. с санскр., предисл. и коммент. А.Я. Сыркина. М.: Наука, ГРВЛ, 1965.

26. Шадриков В. Д. Введение в психологию: Эмоции и чувства. М.: Логос, 2002.

27. Шохин В. К. Брахманистская философия. М.: Восточная литература, 1994.

28. Шохин В. К. Школы индийской философии: Период формирования (IV в. до н. э.– II в. н. э.). М.: Восточная литература, 2004.

29. Anacker S. Vasubandhu: Three Aspects. A Study of a Buddhist Philosopher. PhD thesis. Madison: University of Wisconsin, 1970.

30. Anuruddha. A Comprehensive Manual of Abhidhamma: The Abhidhammattha Sangaha of Ācariya Anuruddha. Charleston: Charleston Buddhist Fellowship, 2007.

31. Asanga. Abhidharma samuccaya. Ed. by P. Pradhan. Santiniketan: Visva-Bharati, 1950.

32. Asanga. The Summary of the Great Vehicle / Transl. by J. P. Keenan. Berkeley: Numata Center for Buddhist Translation and Research, 2003.

33. Buddhaghosa. The Path of Purification: Visuddhimaga / Transl. by Bhikkhu Ñāṇamoli. Kandy: Buddhist Publication Society, 2010.

34. Haggard P., Lau H. What is Volition? // Experimental Brain Research, 2013. Vol. 229 (3). P. 285–287.

35. Maitreya. Middle Beyond Extremes: Maitreya’s Madhyāntavibhāga with commentaries by Khenpo Shenga and Ju Mipham / Transl. by the Dharmachakra Translation Committee. Ithaca, Boulder: Snow Lion, 2006.

36. Nāgārjuna. Madhyamakaśāstra with the Commentary “Prasannapadā” by Candrakīrti. Ed. by P. L. Vaidya. Darbhanga: The Mithila Institute of Post-Graduate Studies and Research in Sanskrit Learning, 1960.

37. Sthiramati. Abhidharmasamuccayabhāṣyam. Ed. by N. Tatia. Patna: Kāśīprasāda Jāyasavāla Anuśīlana Saṃsthā, 1976.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх