Права животных в перспективе философской антропологии

 
Код статьиS023620070004920-9-1
DOI10.31857/S023620070004920-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор кафедры философской антропологии
Аффилиация: Институт философии СПбГУ
Адрес: Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Менделеевская линия, д. 5
Название журналаЧеловек
ВыпускТом 30 Выпуск №2
Страницы26-41
Аннотация

Целостная концепция человека может быть построена при условии нового интегративного подхода. Феномен человека раскрывается этнологией, психологией, социологией, медициной, религией и даже теорией музыки, т.е. всеми науками, изучающими формы и закономерности человеческой деятельности, а также ее продукты и смысл. Если человек и животное оцениваются одними и теми же критериями, это приводит к редукционизму или к дуализму. Граница, положенная Декартом между физическими объектами и мыслями, остается не преодоленной и в когнитивных науках. Она сохранилась в форме психофизиологической дилеммы. С одной стороны, высказывается шокирующее утверждение: мыслит мозг, а не человек. С другой стороны, феноменология описывает трансцендентальное сознание, но это не удается подсоединить к научному объяснению. Натурализм и спиритуализм, редукционизм и дуализм остаются не преодоленными. Ясно, что критиковать нужно не саму сравнительную анатомию или этнологию, а программу, которая хочет построить философскую антропологию на биологической основе.

Конец человеческой исключительности предполагает сравнение человека с нечеловеческим Другим, и прежде всего с животным. Такое сравнение становится актуальным в связи с движением за права животных. Для решения этой задачи необходимо разработать систему методов и понятий, позволяющих правильно различать человека и животное. Для этого можно использовать технику анализа чужого сознания, применяемую в феноменологии и аналитической философии. Затруднений дуализма и редукционизма можно избежать, если объединить дискурсы, описывающие состояние внешней среды, особенности поведения животных и интенциональность человеческого сознания. В частности, комплексное исследование животного должно учитывать взаимодействие с человеческими институциями. Структура дискурсов о животном и ее конституирующие элементы, так или иначе, обусловлены социальным контекстом.

Ключевые словаЧеловек, животное, права животных, внутренний опыт, чужое сознание
Источник финансированияСтатья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований по теме: «Нелиберальные концепции толерантности: история, практика, перспективы»; проект № 19-011-00779
Получено24.06.2019
Дата публикации24.06.2019
Кол-во символов32989
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 5, всего просмотров: 1700

Оценка читателей: голосов 0

1. Агамбен Дж. Открытое: Человек и животное. М.: РГГУ, 2012.

2. Бибихин В.В. Лес. СПб.: Наука, 2011.

3. Дескола Ф. По ту сторону природы и культуры. М.: Новое литературное обозрение, 2012.

4. Кастру Э.В. де. Каннибальские метафизики. Рубежи постструктурной антропологии. М.: Ад Маргинем Пресс, 2017.

5. Латур Б. Политики природы. М.: Ад Маргинем Пресс, 2018.

6. Манхейм К. Избранное: Социология культуры. М.; СПб.: Университетская книга, 2000.

7. Марков Б.В. Механизм и организм: качественный и количественный подходы в науках о природе и человеке // Вестник СПбГУ Серия 17, 2014, вып.1. С.12–20

8. Мид Д. Г. Философия настоящего. М.: Высшая школа экономики, 2014.

9. Плесснер Г. Ступени органического и человек. М.: РОСПЭН,

10. Тимберген Н. Социальное поведение животных. М.: Мир, 1993.

11. Тимофеева О.В. История животных. М.: Новое литературное обозрение, 2017.

12. Тотальная антропология и реальное. СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2017.

13. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993.

14. Чешев В.В. Введение в культурно-деятельностную антропологию. Томск: Томский государственный архитектурно- строительный университет. 2010.

15. Шеффер Ж.-М. Конец человеческой исключительности. М.: Новое литературное обозрение, 2010.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх