Музыка и пластика. Константы, смыслы, чувства

 
Код статьиS023620070002343-4-1
DOI10.31857/S023620070002343-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший научный сотрудник Института философии РАН
Аффилиация: Институт философии РАН
Адрес: Российская Федерация
Название журналаЧеловек
ВыпускВыпуск №6
Страницы39-44
Аннотация

В статье рассматриваются историко-культурные параллели и различия в траекториях развития музыки и пластических искусств (живописи, скульптуры, графики). Говорится, что не меньшее значение для художественного сопоставления музыки и пластики имеет сравнение их природных — акустических и оптических — средств художественного освоения действительности. Автор показывает, что акустическая природа музыкальных звуков, в частности их упорядоченная обертоновая структура (как проявление фундаментальных свойств симметрии), обусловила их семиотическое упорядочение, а именно — появление так называемого музыкального звукоряда как своего рода искусственного “алфавитного” языка музыки, чего нельзя сказать о “цветовой палитре” живописи. Подробно рассмотрен генезис музыки и пластических искусств. Для музыки выделена общность происхождения ее мелодического компонента с речевой интонацией. Подчеркивается принципиальная особенность музыкального творчества и музыкального восприятия: объект художественного изображения в музыке не реален, а виртуален; при этом само “изображение” — это некая символическая структура, индуцируемая музыкой в сознании человека, с такими же символическими внутренними связями. На примере музыки раздельно рассмотрены перцептивная и апперцептивная стадия восприятия произведений искусства: перцепция — человек слышит знаки (музыкальные звуки), апперцепция — человек слушает символы (музыку). Именно на стадии апперцептивного восприятия художественных символов действие искусства на человека инвариантно относительно видов искусства, в том числе музыки и пластики.

Ключевые словамузыка и пластические искусства, речевая интонация, генезис, симметрия, обертоновая структура, символ, знак
Получено07.12.2018
Дата публикации07.12.2018
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться

Цена публикации: 0

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1312

Оценка читателей: голосов 0

1. Адорно Т. Философия новой музыки. М.: Логос, 2001. С. 81.

2. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971. С. 198.

3. Ашмарин И.И. Зачем человеку музыкальность // Человек. 1998. № 2. С. 57–78.

4. Ашмарин И.И. Музыкальность — культурогенный феномен? // Мир психологии. 2000. № 1. С. 68–75.

5. Ашмарин И.И. Культурогенное происхождение музыкальности и музыки // От события к бытию: грани творчества Галины Иванченко: Сб. науч. ст. и воспоминаний / М.: Изд. дом Гос. унта — Высшей школы экономики, 2010. С. 152–170.

6. Волькенштейн М.В. Биофизика. М.: Наука, 1981. С. 449.

7. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук Т. 2. Философия природы. М.: Мысль, 1975. С. 196.

8. Дубравская Т.Н. Мадригал: жанр и форма // Теоретические наблюдения над историей музыки: сб. ст. М.: Музыка, 1978. С. 109.

9. Лангер С. Философия в новом ключе: Исследование символики разума, ритуала и искусства. М.: Республика, 2000. С. 45.

10. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: Искусство–СПБ, 2000.

11. Мириманов В.Б. Малая история искусств // Первобытное и традиционное искусство. М.: Искусство, 1973.

12. Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990.

13. Скребков С.С. Учебник полифонии. М.: Музыка, 1982. С. 185.

14. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. Т. 1. Гештальт и действительность / Пер. с нем. К.А. Свасьяна. М.: Мысль, 1993.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх