Эффективность алгоритма поиска равновесия Нэша (Nash) для игр n лиц в общей постановке

 
Код статьиS265838870022899-1-1
DOI10.33276/S265838870022899-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Центральный экономико-математический институт РАН
Адрес: г. Москва, Нахимовский проспект, 47
Название журналаВестник ЦЭМИ
Выпуск
Аннотация

Изучена эффективность использования алгоритма локального поиска (альпинизм) для нахождения равновесия Нэша в играх n лиц в общей постановке с использованием программных сред Python. Применение умножения многомерной матрицы на вектор в процедуре локального поиска оказалась эффективным инструментом.

Ключевые словабиматричные игры, смешанные стратегии, равновесие Нэша, Python
Получено31.10.2022
Дата публикации31.10.2022
Кол-во символов9074
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение
2 Метод локального поиска под названием “альпинизм” был предложен в [6] и успешно применен для поиска равновесия Нэша в биматричных играх [2]. Тот же подход применим для игр от трех лиц, как в общих [1; 5], так и в многоматричных [9] постановках. Были публикации об алгоритмах и их программных реализациях этих подходов для конкретного количества игроков: 3, 4 и даже 5, см. [1; 3; 4; 5; 9]. Ранее в программной среде Python нами было составлена программа поиска равновесия Нэша в играх n лиц в мульти-матричной постановке [2]. В этой статье мы исследуем эффективность локального поиска для игр n лиц в общей постановке.
3 Игра n лиц в общей постановке
4 Рассмотрим игру Γ с n игроками. Конечная некооперативная игра Γ n лиц определяется  X1 ,   X2 , ..., Xn  , т. е. n стратегиями первого, второго, ..., n -го игрока соответственно, где
5 Xr=xr=(x1r,,xmrr)Emr: xremr=1,    xr0mr,
6 и вместе с их функциями выигрышей следующим образом:
7 frx=frx1,x2,,xn=i1=1m1i2=1m2in=1mnAi1i2inr xi11 xi22  xinn, fx1,x2,,xn=i1=1m1i2=1m2in=1mnAi1i2in xi11 xi22  xinn,
8 где Ai1i2inr являются n -мерными матрицами выигрышей игроков
9 Ai1i2in=rIAi1i2inr,        I=1, 2,,n.
10 Стратегии x1 , x2 ,... xn имеют размерности m1 , m2 , ... , mn , а вектор x=x1, x2, xnEM , M=m1+m2++mn .
11 В дальнейшем, не снижая общности, для удобства представления, мы определяем
12 m1=m2==mn=m, M=n*m .
13 Определим функцию Нэша ( Nash)
14 Nx=Nx1,x2,xn=maxx'1X1f1x'1,x2,,xn+maxx'2X2f2x1,x'2,,xn++maxx'nXnfnx1,x2,,x'n-fx1,x2,xn.
15 Локальный поиск минимума показателя Нэша есть последовательное решение n задач линейного программирования (LP) с определением их решений xi*  ( iI) , как смешанных стратегий игроков. Эти задачи решаются относительно стратегии одного из игроков при фиксированных стратегиях других игроков, которые были получены в предыдущих итерациях как оптимальные стратегии этих игроков.
16 Алгоритм локального поиска
17 В качестве начальной (стартовой) стратегии итеративного процесса обычно используется набор чистых стратегий, например, x0=(x¯1,, x¯n) , где x¯i=(1, 0,, 0)Emi , iI-1 .
18 Итак, в качестве отправной точки давайте определим стратегии x2, x3,, xn игроков 2, 3, ..., n как их первые чистые стратегии x¯2=1, 0, 0,,  x¯3=1, 0, 0,,  x¯n=1, 0, 0, .
19 Мы решаем n задач LP последовательно, одну за другой, пока не получим локальный минимум функции Нэша. Если этот минимум равен нулю, то равновесие найдено. В противном случае выберите другую стартовую точку и повторите процедуру еще раз.
20 Давайте решим n задач LP:
21 для rI (определив множество I-r={s1,s2,,sn} , то есть ik=sk для k=1,..,r-1 и ik=sk+1 для k=r+1,...,n ) формируем функционал задачи r
22 i1i2in-1srAs1s2sn x¯i11 x¯i2 x¯in-1n-1xsrr-uI-rαurmaxxr,αur,
23 или
24 srhsr xsrr-uI-rαurmaxxr,αur,  где hsr  = i1i2in-1As1s2snx¯i11 x¯i22 x¯in-1n-1
25 и система m неравенств (одна из n-1 систем задачи r ):
26 srt1t2tn-2Ai1i2inu x¯t1t1 x¯t2t2 x¯tn-2tn-2xirrαur,    irxirr=1,    xirr0m,su=1,,m,

всего просмотров: 201

Оценка читателей: голосов 0

1. Гольштейн, Е. Г. Эффективность приближенного метода решения конечной игры трех лиц (вычислительный опыт) / Е. Г. Гольштейн, У. Х. Малков, Н. А. Соколов // Экономика и математические методы. – 2017. – Т. 53, № 1. – с. 94-107.

2. Малков, У. Заметка об алгоритме локального поиска равновесия Нэша для игр с участием n лиц в мульти-матричных постановках // Вестник ЦЭМИ – 2021. – Выпуск 3-4. – URL: https://cemi.jes.su/S265838870017210-4-1 (дата обращения: 10.09.2022)

3. Batbileg, S. A global optimization algorithm for solving a four-person game / S. Batbileg, N. Tungalag, A. Anikin [and others] // Optimization Letters. – 2019. – V.13. – p. 587-596.

4. Enkhbat, R. A Note on Four-Players Triple Game/ R. Enkhbat, S. Bathileg, A. Anikin [and others] // Contributions to Game Theory and Management. – 2019. – V.XII. – p. 100-112.

5. Golshtein, E. A Numerical Method for Solving Finite Three-Person Games / E. Golshtein // Economica I Matematicheskie Metody. – 2014. – 50(1). – p. 110–116.

6. Konno, H. A cutting plane algorithm for solving bilinear programs / H.Konno // Mathematical Programming. – 1976. – 11. – p. 14–27.

7. Lemke, C. Equilibrium Points of Bimatrix Games/ C. Lemke, CJ. Howson // Journal of the Society for Industrial and Applied Mathematics. – 1964. – 12. – p. 778–780.

8. Orlov, A. On computational search for Nash equilibrium in hexamatrix games / A. Orlov, A. Strekalovsky, S. Batbileg // Optimization Letters. – 2014. – V.10, No.2. – p. 369-381.

9. Strekalovsky, A. Polymatrix Games and Optimization Problems / A. Strekalovsky, R. Enkhbat // Avtomatika I Telemekhanika. – 2014. – 4. – p. 51–66.

Приложение (Приложение.pdf, 621 Kb) [Скачать]

Система Orphus

Загрузка...
Вверх