Банкир для бедных

 
Код статьиS032150750000696-7-1
DOI10.31857/S032150750000696-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность:  доктор филологических наук
Аффилиация: доктор филологических наук, зав. Отделом литературы народов Азии, Институт востоковедения РАН
Адрес: Российская Федерация
Название журналаАзия и Африка сегодня
ВыпускВыпуск №9
Страницы45-48
Аннотация

Статья посвящена бангладешскому экономисту и общественному деятелю Мухаммеду Юнусу (р.1940), создателю концепции «социального предпринимательства». Юнус, основатель Грамин-банка («сельского банка»), стал пионером микрокредитования. Он на свой страх и риск начал выдавать кредиты беднякам без залога и под маленький процент. Начав с кредита в $27, он создал банк с годовым портфелем кредитов в $10 млрд. Ставка на заемщиков-женщин, которые одновременно являлись акционерами банка, и на личный контакт кредитора с заемщиком сделала его проект весьма успешным. В 2006 г. ему была присуждена Нобелевская премия мира за усилия по преодолению бедности и созданию экономического и социального развития «снизу».

Ключевые словаБангладеш, социальное предпринимательство, микрокредитование, экономическое и социальное развитие «снизу», Нобелевская премия мира
Дата публикации15.10.2018
Кол-во символов15177
Цитировать     Скачать pdf
1 Мухаммед Юнус известен во всем мире как человек, который изобрел систему микрокредитования и ввел в экономику и социологию понятие «социальный бизнес». Если с микрокредитами многие жители России знакомы не понаслышке, то о социальном бизнесе следует сказать несколько слов.
2 Главная инновация социального бизнеса состоит в том, что он не ставит своей целью максимальное обогащение. Деньги для социального предпринимателя - это средство, чтобы решить какую-то общественную проблему. Однако это и не благотворительность, которая рождает у получателей средств чувство иждивенчества. Социальный предприниматель, как и самый обычный бизнесмен, свои услуги или товары продаёт, но нацелен при этом не на извлечение максимальной прибыли, а на гуманное отношение к потребителю: либо он торгует по социальной цене, либо организует удобную по месту и времени логистику товара. Прибыль он реинвестирует, а не кладёт себе в карман. В общем, он всякий раз по-новому комбинирует ресурсы и создаёт «бизнес с человеческим лицом» [1].
3 В одной из своих книг Юнус приводит пример того, как работает социальный бизнес. В конце 1970-х, когда банк Юнуса «Грамин» только-только начал выдавать займы беднякам, он приехал в бангладешскую деревню, где дети поголовно болели куриной слепотой: днём они хорошо видели, а с заходом солнца теряли зрение. Юнус выяснил у врачей, что причиной болезни является дефицит витамина А (каротина). Тогда он взял слово с крестьян- заемщиков, чтобы на полученные у него займы они кормили детей овощами и фруктами, богатыми каротином. Он исходил из того, что люди не будут его обманывать, когда речь идёт о здоровье их детей. Но большинству крестьян деньги были нужны в первую очередь на закупку семян, а уж потом на лечебное питание для детей. И тогда банк «Грамин», чтобы стимулировать чувство родительской ответственности у своих клиентов, обеспечил их очень дешёвыми семенами - пакетик за один пенс. Таким образом, крестьяне, взяв микрокредиты, смогли купить семена, а Бангладеш избавилась от проблемы детской куриной слепоты [2].
4 Любопытно, что программа микрокредитования была в основном ориентирована на женщин, хотя в Бангладеш, стране «классического» патриархата, женщина никогда ранее не распоряжалась финансами семьи и была исключена из системы кредитно-денежных отношений. Сам Юнус так объяснял предпочтение, которое он отдавал заемщикам-женщинам: «У женщин всегда долгосрочное видение. Они находятся на переднем фронте семьи, и они первыми получают все удары от бедности и более остро это воспринимают. И обычно женщины очень щепетильны - когда возникает возможность избавиться от долгов, они сразу же это делают. Женщины более сознательны, они в первую очередь думают о детях и вкладывают деньги именно в них. Инвестиции в детей - самые лучшие не только для семьи, но и для всего общества. Доллар в руках мужчины и женщины обычно позволяет создать разные блага. Мы были сфокусированы именно на женщинах. Шесть лет ушло на то, чтобы дойти до соотношения, когда среди заемщиков 50% составляли женщины»[3].

всего просмотров: 63

Оценка читателей: голосов 0

1. Современное устройство мира превратило людей в машины по производству денег - нобелевский лауреат Мухаммед Юнус. (The modern device of the world has turned people into machines for producing money - the Nobel laureate Muhammad Yunus) - http://tass.ru/opinions/interviews/1599052 (accessed 26.04.2018)

2. Yunus Muhammad, Jolis Alan. Banker to the Poor: Micro-Lending and the Battle against World Poverty. New York: Public Affairs, 2003, pp. 125-127.

3. Интервью - Мухаммад Юнус, лауреат Нобелевской премии. (Interview. The Nobel laureate Muhammad Yunus) - https://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2012/09/25/cel_biznesa_delat_lyudej_schastlivymi_muhammad_yunus_lau reat (accessed 26.04.2018)

4. Yunus Muhammad. Creating a World without Poverty: Social Business and the Future of Capitalism. New York: Public Affairs, 2008, pp. 87-88.

5. “First loan he gave was $27 from own pocket” // The Daily Star, Dhaka, October 14, 2006.

6. Коган Г. Формула бедности. Закредитованность толкает россиян в лапы ростовщиков. (Kogan G. Formula of poverty. Abundance of loans pushes the Russians in the clutches of moneylenders) - https://lenta.ru/articles/2014/05/28/mfo/ (accessed 28.04.2018)

7. “Yunus wins peace Nobel for anti-poverty efforts” - http://www.nbcnews.com/id/15246216/#.WuWivvlubX4 (accessed 29.04.2018)

8. Byrne John. “The 12 greatest entrepreneurs of our time” // Fortune, April 09, 2012.

9. Sabir Mustafa. Bangladesh at a crossroads // BBC, April 05, 2007 - http://news.bbc.co.uk/2/hi/south_asia/6530781. stm (accessed 29.04.2018)

10. Bhuiyan Mohammad. Professor Yunus: Grameen Bank and Bangladeshi politics // The Daily Sun, Dhaka, November 10, 2013.

11. About Professor Yunus: Family // Yunus Center - http://www.muhammadyunus.org/index.php/professor-yunus/78- about-professor-yunus-family (accessed 30.04.2018)

12. Yunus Muhammad. Building Social Business: The New Kind of Capitalism that Serves Humanity’s Most Pressing Needs. New York: Public Affairs, 2010, p. 21.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх