Международный коридор «Север – Юг»: транспортный проект или большая геополитика?

 
Код статьиS032150750029003-5-1
DOI10.31857/S032150750029003-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор НИУ ВШЭ; профессор МГИМО(У) МИД России
Аффилиация:
НИУ ВШЭ
МГИМО (У) МИД России
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаАзия и Африка сегодня
ВыпускВыпуск №12
Страницы5-14
Аннотация

Разработка международного инфраструктурного проекта «Север – Юг», призванного обеспечить транспортные связи России как со странами страны Африки, так и с Ираном, Индией, Пакистаном, Ираком, Турцией и др., началась еще в 2000 г. Реализация его в сложных геополитических условиях напрямую связана с созданием реальных альтернатив традиционному морскому пути, соединяющему Европу, страны Персидского залива и Индийского океана через Суэцкий канал. Предусматривается возможность стыковок инициативы «Один пояс – один путь» (ОПОП) с российско-иранским международным транспортным коридором, а также проектами в Центральной Азии и зоне Каспийского моря. Россия – главное звено Международного транспортного коридора транспортировки пассажиров и грузов от Санкт-Петербурга до порта Мумбаи (Бомбей) (МТК «Север – Юг»).

В статье анализируются ключевые транспортно-экономические и международно-политические аспекты проекта «Север – Юг», включая внутренние российские и внешние южно-кавказские (Азербайджан, Армения), каспийские (иранские), индийские и китайские характеристики, возможности оптимизации и варианты дальнейшей российской региональной интеграции на евразийском континенте.

Ключевые словаМТК «Север – Юг», Россия, Иран, Азербайджан, Индия, Китай, ОПОП, торговля, инвестиции
Получено23.10.2023
Дата публикации19.12.2023
Кол-во символов26253
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 1, всего просмотров: 181

Оценка читателей: голосов 0

1. 1. Арсенов В. Международный транспортный коридор «Север – Юг». Азия и Африка сегодня. 2003, № 5 (550). С. 28–32.

2. Ковалев К.Е. Оценка экономической привлекательности поставок грузов по маршрутам мультимодального международного транспортного коридора «Север-Юг». Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2023, № 4. C. 330–334.

3. Крюкова Е.В., Мацуй Е.А., Дрозд О.В. Перспективы развития международного транспортного коридора «Север – Юг». Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2023, № 3. C. 226–227.

4. Кричкер Д.Р. Роль международного транспортного коридора «Север – Юг» в решении глобальных и национальных проблем продовольственной безопасности. Теория и практика мировой науки. 2023, № 7. С. 14–24.

5. Неводчикова Е.Р. Анализ совместимости проектов международных транспортных коридоров «Север – Юг» и «Один Пояс и Один Путь». Каспий в цифровую эпоху. Астрахань, 2021. С. 46–48.

6. Андреюк В.Ю. Экономическое сотрудничество России и Ирана в рамках международного транспортного коридора «Север – Юг» на современном этапе. Развитие предпринимательства как фактор роста экономики. М., 2023. С. 47–53.

7. Далджит С. Влияние транспортного коридора «Север – Юг» на экономическую интеграцию России и Индии: анализ возможностей и проблем. Экономика и предпринимательство. 2023, № 5 (154). C. 324–327. DOI: 10.34925/EIP.2023.154.5.061

8. Семедов С.А., Шилова А.В. Проект МТК «Север – Юг»: проблемы и перспективы. Обозреватель – Observer. 2023, № 2. С. 52–61. DOI: 10.48137/2074-2975_2023_2_52

9. Винокуров Е., Ахунбаев А., Забоев А., Усманов Н. Международный транспортный коридор «Север – Юг»: инвестиционные решения и мягкая инфраструктура. Алматы, Москва: ЕАБР, 2022. 85 с.

10. Прокофьев М.Н., Тохиров М.М. Перспективы транспортного коридора «Север–Юг». Мир транспорта. 2019. Т. 17, № 5. С. 200–213. DOI: 10.30932/1992-3252-2019-17-5-200-213

11. Андреева Е.С. Состояние и перспективы развития транспортной инфраструктуры Ирана. Проблемы национальной стратегии. 2020, № 4 (61). С. 76–90.

12. Андреева Е.С. Интересы Ирана на Южном Кавказе сквозь призму отношений Тегерана с Арменией. Проблемы национальной стратегии. 2019, № 1 (52). С. 110–122.

13. 康杰. 国际南北运输走廊复苏在即?《世界知识》2022年16期. 44-45 (Kang Jie. Is the International North-South Transport Corridor reviving soon? World Knowledge. 2022, Is. 16. Pp. 44–45). (In Chin.)

14. 作者: 雷洋 黄承锋. 伊朗参与国际南北运输走廊建设的基础、动因及地缘政治影响

15. //冀开运、陆瑾、张立明主编《伊朗蓝皮书:伊朗发展报告(2018~2019)》. 社会科学文献出版社. 194-210. 2020. (Lei Yang and Huang Chengfeng. 2020. The basis, motivation and geopolitical impact of Iran’s participation in the construction of the International North–South Transport Corridor. Iran Blue Book: Iran Development Report (2018–2019). Eds. Ji Kaiyun, Lu Jin and Zhang Liming. Beijing: Social Sciences Literature Press. Pp. 194–210]. (In Chin.)

16. Аристова Л.Б. Формирование единого евразийского транспортного пространства с развитием МТК. Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. Ежегодник. Вып. 6. Ч. 1. М., 2023. С. 389–391.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх