The Finale of the “Enlightenment Project” for the West and East. Part II. Reformation and Revolution

 
PIIS268684310026688-4-1
DOI10.18254/S268684310026688-4
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Professor ; Principal Research Fellow
Affiliation: Institute of Oriental Studies, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameOriental courier
EditionIssue 2
Pages13-28
Abstract

The paper describes in detail economic and cultural premises for the emergence of the “Enlightenment project” in European countries, the stages, and options for the development of the project, its impact on international relations during the colonial period. The paper also provides examples of Eastern societies that have generated quite successful development models, which, nevertheless, could not resist the military, economic and ideological expansion of the Western countries, in which the “Enlightenment project” played one of the leading roles. In this part (part I see: [Yakovlev, 2023]), attention is drawn to the formation of a certain set of new worldview universals, ideals and interests, norms of behavior and morality that arose in the public life of Western European countries in the 15th–18th centuries. For centuries, people have comprehended their accumulated social experience and, as they experience ongoing events, rethink the conditions of their lives. Outstanding thinkers managed to bring together the lived experience of generations, which found its expression in the works of the fathers of the Enlightenment.

KeywordsEnlightenment, Reformation, revolution, absolutism, freedom of the individual, deism, secularism, the spirit of individualism
Received18.07.2023
Publication date14.08.2023
Number of characters48684
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Важнейшим рубежом в русле проекта Просвещения стала Реформация, положившая начало возникновению новых форм христианской жизни помимо древних православных и католической церкви.
2 Реформация как социальный феномен
3 Реформацию (лат. Reformatio — преображение) нельзя ограничить церковными рамками, свести к появлению протестантизма: она имела не только антикатолическое, но и антифеодальное значение. Лютер, возможно не сознавая этого, оказался и религиозным, и социальным революционером, вызвав к жизни объективно созревшие силы европейской буржуазии и народных масс. Это общеевропейское движение, в котором переплелись политическое, интеллектуальное и религиозное течения, в свою очередь создало многие предпосылки для проекта Просвещения.
4 Рассматривая проблематику в своем «Капитализме и Реформации», Люсьен Февр обратил внимание на одно прозорливое замечание Маркса, изложив его следующим образом: «Формируется капитал. И, формируясь, он порождает капиталистическое сознание. Он диктует капиталистическую политику. Он придает капиталистическую окраску мыслям, чувствам и верованиям» [Февр, 2009, с. 203]. Получается, что Реформация родилась из капитализма (притом, что сам Лютер показал себя защитником старых устоев и яростно проклинал ростовщиков и финансистов). Но французский историк не отрицает и мнение Макса Вебера: из Реформации родился капитализм. Для нашей темы важно то, что и Реформация и протокапитализм — уже в современном понимании — означали в XVI в. необратимый разрыв Запада с наследием предыдущей эпохи Средневековья.
5 В европейской жизни издавна было привычным, что всякий человек живет от рождения до смерти под постоянным надзором религии, что Церковь детально регламентирует труд и отдых, отношения с властью и отношения в семье. Однако распространение грамотности способствовало все более широкому личному, без посредников знакомству грамотных мирян с Библией, и они убеждались, что евангельскому учению не соответствуют порядки, сложившиеся в Католической Церкви: язык богослужения и смысл таинства литургии оказывались непонятными для мирян; нравственный и образовательный уровень духовенства падал. Между тем, нарождавшемуся новому неоднородному слою грамотных и предприимчивых людей уже требовалось все понимать, и они желали этого. В церковной жизни все заметнее становилось внешнее благочестие, нередко связанное с суевериями. Идее духовного спасения противоречила широкая практика предоставления индульгенций за пожертвования. Папство дискредитировало себя непотизмом, симонией и мздоимством, а также вовлеченностью в политическую жизнь.
6 Выступление Мартина Лютера 31 октября 1517 г. считается началом Реформации в Западной Европе. Лютер кардинально пересмотрел традиционное христианское учение, положив в основание нового учения тезис об оправдании верой («Имеющий веру имеет все»), упростив богослужение и убранство храмов, отменив церковную иерархию, разделяющую клир и мирян, монашество и таинство священства. Уже в 1520-е годы возник вопрос, является ли протестантизм Лютера «реформацией или деформацией» христианства, но протестантизм утвердился в XVI в. в виде лютеранства и кальвинизма. По словам современного протестантского богослова Г. Шварца, «Священное Писание открывает нам четыре главных принципа: solo scriptura, solus Christis, sola gratia и sola Fide (только Писание, только Христос, только благодатью, только верой), на которых зиждется христианская вера» [Шварц, 2017, с. X].

views: 68

Readers community rating: votes 0

1. Burke E. Government, Politics and Society. Moscow: Kanon-press-C, 2001. 478 p. (in Russian).

2. Braudel F. The Dynamics of Capitalism. Moscow: Alma-Mater, 2022. 139 p. (in Russian).

3. Braudel F. Civilisation matérielle, économie et capitalism. Tome 3. Le temps du monde. Moscow: Progress, 1988. (in Russian).

4. Gibbon E. The History of the Decline and Fall of the Roman Empire. Moscow: Centrpoligraph, 2005. 959 p. (in Russian).

5. Hobbes T. Philosophical Foundations of the Doctrine of a Citizen. Minsk: Harvest, 2001. 304 p. (in Russian).

6. Gottlieb E. Dream of Enlightenment. The Dawn of Modern Philosophy. Moscow: ANF, 2020. 410 p. (in Russian).

7. Gentile E. Political Religions. Between Democracy and Totalitarian Power. Saint Petersburg: Vladimir Dal. 2021. 398 p. (in Russian).

8. History of Political and Legal Doctrines. Moscow: Infra-M-Kodeks, 1995. 556 p. (in Russian).

9. Catholic Encyclopedia in 5 Volumes. Vol. 2. Moscow: Franciscan Publ., 2005 (in Russian).

10. Labutina T. L. The Theory of Constitutional Monarchy in the Early English Enlightenment. Monarchy and Democracy in the Culture of the Enlightenment. Moscow: Nauka, 1995. P. 74–91 (in Russian).

11. La Rochefoucauld de F. Maxims. Pascal B. Thoughts. La Bruyère de J. Characters. Moscow: Hudozhestvennaya Literatura, 1974. 541 p. (in Russian).

12. Malthus T. An Essay on the Principle of Population. Moscow: Nashe Zavtra. 2022. 320 p. (in Russian).

13. Pinkus S. 1688: The First Modern Revolution. Moscow: AST, 2017. 926 p. (in Russian).

14. Polanyi K. The Great Transformation: The Political and Economic Origins of Our Time. Saint Petersburg: Aletejja, 2002. 320 p. (in Russian).

15. Orthodox Encyclopedia. In 68 Vols. Moscow: Pravoslavnaya Entsiklopedia, 2009. Vol. XVIII. 749 p. (in Russian).

16. Remond R. Religion and Society in Europe. The Process of Secularization in the 19th–20th Centuries (1789–2000). St. Petersburg: Alexandria, 2022. 320 p. (in Russian).

17. Rousseau J.-J. Julia, or New Eloise. Moscow: Hudozhestvennaya Literatura, 1968. 426 p. (in Russian).

18. Sachs J. The ages of Globalization: Geography, Technology, and Institutions. Moscow: Gaidar Institute, 2022. 368 p. (in Russian).

19. Febvre L. Combats pour l'histoire. Moscow: Nauka, 1991. 661 p. (in Russian).

20. Schwarz H. The Christian Faith and Luther's Tradition. Moscow: BBI, 2017. x+290 p. (in Russian).

21. Engels F., Marx K. The Ouevres. Vol. 20. 2nd edition. Moscow: Gospolitizdat, 1961. 858 p. (in Russian).

22. Yakovlev A. I. The Finale of the “Enlightenment Project” for the West and the East. Part I. Keynotes and the The Creators. Oriental Courier. 2023. No. 1. Pp. 13–35 (in Russian.

Система Orphus

Loading...
Up