Рефлексия в структуре познания: ее модусы и типы. Рефлексивное переключение и концепция эпигенезиса априорных форм: луковичная модель времени

 
Код статьиS271326680025828-0-1
DOI10.18254/S271326680025828-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент
Аффилиация: ГАУГН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаТрансцендентальный журнал
Выпуск
Аннотация

Статья посвящена роли (функции) рефлексии в познании и ее модусам (типам) в составе познавательной способности. Наряду с логической и трансцендентальной рефлексией обсуждается кантовский трансцендентальный сдвиг (поворот), а также роль рефлексии в кантовском схематизме (способности суждения) и образовании схем. Особое внимание уделяется еще одному модусу рефлексии – процедуре рефлексивного переключения, которая лежит в основе не только образования чистых рассудочных понятий и схем (кантовская концепция эпигенезиса; метафизическая дедукция категорий), но эпигенезиса априорных форм чувственности пространства и (особенно) времени, связанный с кантовским синтезом схватывания. В статье предлагается оригинальная трактовки концепта времени, так называемая луковичная модель времени, в основе которой лежит рефлексивная (итеративная) апперцептивная лестница.

Ключевые словатрансцендентализм, трансцендентальный сдвиг (поворот), логическая и трансцендентальная рефлексия, рефлексивное переключение, концепция эпигенезиса, схема, «луковичная» модель времени.
Получено26.05.2023
Дата публикации30.05.2023
Кол-во символов35078
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1

1. Рефлексивное переключение

2 Кантовскую трансцендентальную философию в общем можно определить как рефлексию над опытом (ср. с кантовскими определениями трансцендентализма [A11] (1-е изд. Критики) и [B25] (2-е изд. Критики)1, а в письме к М. Герцу от 11 мая 1781 Кант определяет свою трансцендентальную философию как «метафизику метафизики» [AA 10:269]2. Соответственно, сама познавательная способность рефлексии выступает важнейшей составляющей кантовского трансцендентализма. 1. Здесь и далее указание на страницы кантовской «Критики чистого разума» (далее — Критики) [1] будем давать в стандартной международной пагинации A (1-е изд.) /B (2-е изд.) [[1], Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Сочинения на русском и немецком языках. М.: Наука, 1994 – 2006. T. 2. Ч.1].

2. [[2], Kant I. Kants gesammelte Schriften (AA), Königlichen Preußischen (later Deutschen) Akademie der Wissenschaften, 29 vols. (Berlin: Georg Reimer (later Walter De Gruyter), 1900–, Vol.10, p.269].
3 Во 2-м изд. своей Критики Кант определяет трансцендентальную философию в качестве исследования «…не предметов, а нашего [априорного] способа познания предметов…» [B25]. Тем самым Кант осуществляет своеобразный трансцендентальный сдвиг (поворот) от изучения данных в опыте предметов к изучению априорных [трансцендентальных] условий возможности их познания3. Этим полагается новая философская стратегия — трансцендентальная перспектива, которую Кант называет также «измененным методом мышления [в метафизике]» [В XVIII–XIX прим.], и в соответствии с которой «если мы спрашиваем о возможности познания priori, то исходим не из предмета, а из условий, которые делают его объектом познания» [4, p.4]4: 3. Методологическое понятие трансцендентального сдвига для понимания сути кантовского трансцендентализма Канта я ввожу в [[3], Катречко С.Л. Трансцендентализм Канта как трансцендентальная парадигма философствования //Кантовский сборник, 2014, №2 (48) с.10 – 25].

4. [[4], Gideon A. Der Begriff Transscendental in Kant's Kritik der reinen Vernunft, Marburgh, 1903].
4
katrechko1

5 Рис 1
6 При этом в методологической основе кантовского трансцендентального сдвига лежит переключение с содержательного вопроса «что» («что познается?») на методологический вопрос «как» («как это познается?», «как возможно это познание?», «каков наш способ познания?»):
7
katrechko2

8 Обратим внимание на используемую здесь Кантом процедуру рефлексивного переключения5, которая, как мы покажем ниже, играет важную роль как для трансцендентализма в целом, так и для кантовских концепций схематизма и эпигенезиса априорных форм чувственности (времени). 5. По сути, о рефлексивном переключении говорит и Э. Гуссерль. В § 38 «Идей к чистой феноменологии и феноменологической философии», имеющей название «Рефлексия над актами…», он соотносит рефлексивные акты [как акты второго порядка в их отличии от актов нерефлективного сознания, «направленных» на объекты) с «возможностью «рефлективного» поворота взгляда» [[5], Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии, Т.1. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999, c.83], а чуть позже характеризует подобные рефлексивные акты как «трансцендентально направленные» [там же].
9

2. Трансцендентальная и логическая рефлексия

10 Перейдем к анализу рефлексии как познавательной способности. Кант говорит о ней в «Критике чистого разума» [B316–349] и «Критике способности суждения», где вводит рефлективную способность суждения [6, c.19 и далее]6 и, соответственно, пишет об эстетическом рефлективном суждении [6, c.105–116] и эстетических идеях разума [6, c.154–158]. Однако здесь мы сосредоточимся в основном на кантовском учении о рефлексии из «Критики чистого разума» с учетом его подготовительных материалов к этому тексту [6]7. 6. [[6], Кант И. Критика способности суждения // Кант И. Соб. соч. в 8-ми тт. Т.5. М.: Чоро, 1994].

7. [[7], Кант И. Из рукописного наследия (материалы к «Критике чистого разума», Opus postumum), М.: Прогресс-традиция, 2000].
11 Обратимся в этой связи к разделу трансцендентальной аналитики «Об амфиболии рефлективных понятий…» Критики [B 316–349]. Там Кант выделяет два типа рефлексии: 1. логическую рефлексию как размышление (нем. Überlegung; лат. reflexio) с целью «найти субъективные условия, при которых мы можем образовывать понятия» [B 316] и 2. трансцендентальную рефлексию как «осознание отношения данных представлений к различным источникам познания [т.е. к «двум основным стволам человеческого познания» [B 29]: чувственности и рассудку)» ([B316, 317, 318]).
12 Как мы уже отметили выше, кантовское трансцендентальное исследование связано с трансцендентальным поворотом (= рефлексивное переключение) с содержания познания на анализ нашего [априорного] «способа познания» как системы познавательных способностей. Этот анализ осуществляется с помощью трансцендентальной рефлексии, которой Кант приписывает две основные функции. Во-первых, это «определение того места, куда следует отнести сравниваемые понятия» [B 325] которая осуществляется посредством трансцендентальной топики [B 324–5], что предохраняет нас от «амфиболии рефлективных понятий» [B 326], т.е. концептуальных ошибок в ходе философского анализа. Во–вторых, функция сравнения «отношений…, в которых понятия могут находиться друг к другу» [B 317], осуществляемая при помощи рефлективных (или сравнительных (лат. conceptus comprarations) понятий, образующих четыре пары «тождество и различие», «согласие и противоречие», «внутреннее и внешнее», «материя и форма» [B 318–24]. Тем самым трансцендентальная рефлексия является важнейшим компонентом кантовского «измененного метода мышления [в метафизике]»: она выступает методом (методологией) трансцендентального исследования как «метафизики о метафизике» (мета-философии).

всего просмотров: 159

Оценка читателей: голосов 0

1. Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Сочинения на русском и немецком языках. М.: Наука, 2006. T.2. Ч.1, Ч.2.

2. Kant I. Kants gesammelte Schriften (AA), Königlichen Preußischen (later Deutschen) Akademie der Wissenschaften, 29 vols. (Berlin: Georg Reimer (later Walter De Gruyter), 1900–, Vol.10.

3. Катречко С.Л. Трансцендентализм Канта как трансцендентальная парадигма философствования //Кантовский сборник, 2014, №2 (48) с.10–25; http://journals.kantiana.ru/kant_collection/1775/5059/.

4. Gideon A. Der Begriff Transscendental in Kant's Kritik der reinen Vernunft, Marburgh, 1903.

5. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии, Т.1. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999.

6. Кант И. Критика способности суждения // Кант И. Соб. соч. в 8-ми тт. Т.5. М.: Чоро, 1994.

7. Кант И. Из рукописного наследия (материалы к «Критике чистого разума», Opus postumum), М.: Прогресс-традиция, 2000.

8. Кант И. Логика: пособие к лекциям // Кант И. Трактаты, СПб.: Наука, 1996.

9. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая может появиться как наука // Кант И. Соб. соч. в 8-ми тт. Т.4 (с.5–152). М.: Чоро, 1994.

10. Liedtke M. Der Begriff der Reflexion bei Kant // Archiv für Geschichte der Philosophie, Vol. 48, № 1–3, 1966, p.207–16.

11. Гуссерль Э. Картезианские размышления, СПб.: Наука, 1998.

12. Zammito J. Epigenesis in Kant: Recent reconsiderations // Studies in History and Philosophy of Science, Part A, Vol.58, 2016, p.85–97.

13. Кант И. О форме и принципах чувственно воспринимаемого и интеллигибельного мира // Кант И. Соб. соч. в 8-ми тт. Т.2 (с.277–321). М.: Чоро, 1994.

14. Катречко С.Л. Воображение как «деятельная способность синтеза многообразного» в составе познавательной способности //Воображение в свете философских рефлексий. М.: Полиграф–Информ, 2008, с.117–179.

15. Катречко С.Л. Трансцендентальная (кантовская) модель сознания как новая парадигма «искусственного разума» //Искусственный интеллект: междисциплинарный подход. М.: ИИнтеЛЛ, 2006, с.276–289.

16. Катречко С.Л. Кантовский синтез схватывания и проблема генезиса априорных форм //Х Кантовские чтения. Классический разум и вызовы современной цивилизации: материалы международной конференции: в 2 ч.– Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010. Ч.1. С.190–205.

17. Катречко С.Л. Роль (функции) рефлексии в познании. Рефлексивное переключение и генезис априорных форм чувственности //Трансцендентальный поворот в современной философии (7): эпистемология, когнитивистика и искусственный интеллект: Сборник тезисов международной научной конф. Москва, 21–23 апреля 2022 г. / Oтв. ред. С.Л. Катречко, А.А. Шиян. М.: РГГУ, 2022, с.73–76.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх