"Кантовские явления, интенциональные предметы и некоторые варианты феноменализма" (Перевод: М. Евстигнеев, Г. Филатов)

 
Код статьиS123456780008407-8-1
DOI10.18254/S271326680008407-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор философии
Аффилиация: Университет Теннеси
Адрес: США, Ноксвил
Название журналаТрансцендентальный журнал
ВыпускТом 1 Выпуск 1
Аннотация

Задачей данного текста является развитие некоторых новых альтернатив феноменалистского прочтения Канта. Что, конечно, включает в себя рассматривание обыденных эмпирически реальных вещей в качестве “явлений”. Однако я начну с кантовского взгляда на “явления” как на (каким бы то ни было способом, по крайней мере, возможные) явления обыденных вещей. Выражая это в гуссерлевской терминологии, я рассматриваю их в качестве “ноэматического коррелята” фундаментального модуса направленности, порожденного чисто эстетическим ноэзисом. Соответственно, вместе с новым прочтением "трансцендентального предмета  = X",  открываются новые возможности для Канта-феноменалиста рассматривать эмпрически реальные объекты как что то большее, нежели чем просто "логические конструкты" из "явлений" эстетики, при этом не рассматривая эти объекты, как нечто существующее в себе.

Ключевые словаКант, явления, интенциональные объекты, ноэзис/ноэма, трансцендентальный объект = Х
Источник финансированияПеревод выполнили: Максим Евстигнеев, Георгий Филатов
Получено07.02.2020
Дата публикации06.07.2020
Кол-во символов79705
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1

ВВЕДЕНИЕПосле некоторой предварительной подготовки я предложу различные способы рассматривать Канта в качестве феноменалиста. Что, конечно, включает в себя рассматривание обыденных эмпирически реальных вещей в качестве “явлений”. Однако я начну с кантовского взгляда на “явления” как на (каким бы то ни было способом, по крайней мере, возможные) явления (of) обыденных вещей. Выражая это в гуссерлевской терминологии2, я буду говорить о явлениях (или, если быть более точным, о явлении) как лишь о “ноэматическом корреляте” – корреляте на “предметной” (или, хотя бы, прото-предметной) стороне сознания – фундаментального модуса (mode) направленности, порожденного видом ноэзиса, который был введен в Трансцендентальной Эстетике. Несмотря на то, что Кант представляет последний, как лишь “рецептивный” аспект познания, я полагаю, что он, тем не менее, порожден фундаментальным видом ментальной “деятельности”3.

1. Как заметил профессор Катречко, английский термин “object” может использоваться для перевода как слова Gegenstand, так и Object. Можно, конечно, спорить о том возможно ли провести cколько-либо когерентное разделение у Канта. В любом случае, там, где термин используется вне цитат из Канта, Gegenstand используется для того, чтобы говорить об “объектах” в исключительно “семантическом” или “интенционалистском” смысле. [На русский язык Gegenstand мы переводим как “предмет”, а Object как “объект”, соответственно. Так как русский язык обладает достаточными ресурсами для выражения этого различия, мы опустили, предложенное Аквилой указание немецких терминов в скобках – Е.М., Ф.Г.].

2. Это не значит, что Гуссерль читал Канта сквозь эти термины. В последующем я также использую слово “сознание” в более широком смысле, нежели в том, в котором Кант обыкновенно (но не всегда) употребляет слово Bewusstsein.

3. То, что Кант не унаследовал никакой специальной терминологии для особого вида “деятельности”, может рассматриваться как причина его порой безрассудного использования терминов “пространство” и “время” для того, чтобы отсылать не к чему-нибудь, что мы обыкновенно ассоциируем с ними, а скорее к чему-то на ноэтической стороне познавательно процесса. Действительно, в дополнение к использованию их для того, чтобы отсылать к внутреннему свойству познавательного процесса – «неотъемлемое свойство нашей чувственности» (IV, 287) [Кант, 1994a, с. 43] – он говорит о “пространстве” и “времени” как о том, посредством чего (vermittelst) определенный познавательный (или прото-познавательный) результат (upshot) достигается (A89/B121; IV, 283, 287, 318). И мы даже сталкиваемся с формулировками, что пространство есть, или не что иное как, «Anschauung чистой формы» или «сознание своей собственной рецептивности, воспринимающей представления (впечатления)» (R4673) [Кант, 2000, с. 37] или «реальное отношение меня a priori к другим вещам» (“Ленинградский фрагмент” [Kant 2005, с. 365]).
2

Я полагаю, что то, о чем идет речь в Эстетике, это модус направленности, (а) независимый от онтологического статуса ее цели/объекта; и (b) конститутивный в отношении механизмов, предрасположенных к не-концептуальному, но на этом основании также концептуальному, обогащению, и, тем самым, конститутивного в отношении внутренних трансформаций, конститутивных, в свою очередь, для ноэматически коррелятивного измерения значения или смысла. Наконец, (с) этот модус направленности рассматривается в качестве априорной “формы” ментальных механизмов и, таким образом, как неопределенный в отношении к предыдущему “содержанию” ментального состояния4. Это открывает новые возможности не только для феноменалистского взгляда на эмпирическую реальность, но и, более определенно, для взгляда на нее, как на составленную только из “интенциональных предметов” в оппозиции к “логическим конструктам” из последних. В то же время это открывает новые возможности для того, чтобы рассматривать Канта в качестве феноменалиста и, вместе с тем, в качестве трансцендентального реалиста в отношении эмпирически реальных вещей. Или, как это лучше выразить с ноэтической стороны: то как фундаментальные направленности лежат в основе референции к эмпирически реальным вещам, даже феноменалистски сконструированным, может быть также рассмотрено в качестве некоторого вида направленности – даже в отсутствии возможности актуальной референции – на что-либо существующее в себе5.

4. В некотором смысле даже чистые пространство и время суть “содержание” в том смысле, что они являются ноэматическими коррелятами обладания этой формой ментального (или, по крайней мере, человеческого ментального) состояния. Впрочем, смотрите предшествующую сноску.

5. Так или иначе, я уже обсуждал (b) здесь [Aquila, 2013], и (с), хотя и менее обосновано, здесь [Aquila, 2016]. См. также: [Aquila, 2003]. Следующая работа до сих пор кажется мне полезной, несмотря на непростительное упрощение в некоторых аспектах: [Aquila, 1989] (пункт (а) пока остается для обсуждения).
3

Я начинаю первую секцию с краткого обсуждения Эстетики, затем во второй ввожу так называемую упущенную возможность для кантовского феноменализма. Третья секция является сердцем работы. Там, я утверждаю, что понятие трансцендентального предмета = X – это попытка выразить потребность в некотором виде интеллектуальной трансформации фундаментального модуса направленности на явления, введенного в Эстетике. В четвертой секции я приложу это к некоторым вариантам феноменализма.

всего просмотров: 616

Оценка читателей: голосов 0

1. Кант И. Пролегомены ко всякой будующей метафизике, которая может появиться как наука // Сочинения. В 8-ми т. Т.4. Москва: Чоро, 1994a. С. 5–152.

2. Кант И. Избранные письма // Сочинения. В 8-ми т. Т.8. Москва: Чоро, 1994b. С. 463–589.

3. Кант И. Из рукописного наследия (материалы к «Критике чистого разума», Opus postumum) / пер. с нем. В.А. Жучков, В.В. Васильев, С.А. Чернов. Москва: Прогресс-Традиция, 2000.

4. Кант И. Т.2: Критика чистого разума: в 2ч. Ч.1 // Сочинения на немецком и русском языках / под ред. Б. Бушлинг, Н. Мотрошилова. Москва: Наука, 2006a.

5. Кант И. Т.2: Критика чистого разума: в 2ч. Ч.2 // Сочинения на немецком и русском языках / под ред. Н. Мотрошилова, Б. Бушлинг. Москва: Наука, 2006b.

6. Aquila R.E. Is sensation the matter of appearances // Interpreting Kant / ed. M.S. Gram. Iowa City: University of Iowa Press, 1982. P. 11–29.

7. Aquila R.E. Matter in Mind: A Study of Kant’s Transcendental Deduction // Philos. Phenomenol. Res. 1989. V. 51. № 4. P. 929–934.

8. Aquila R.E. Hans Vaihinger and Some Recent Intentionalist Readings of Kant // J. Hist. Philos. 2003. V. 41. № 2. P. 231–250.

9. Aquila R.E. Cartesian Consciousness and the Transcendental Deductionofthe Categories // Internationales Jahrbuch des Deutschen Idealismus: Bewusstsein / eds. D. Emundts, S. Sedwick. Berlin: DE GRUYTER, 2013.

10. Aquila R.E. The Transcendental Idealisms of Kant and Sartre // Comparing Kant and Sartre / ed. S. Baiasu. London: Palgrave Macmillan, 2016. P. 217–256.

11. Howell R. Kant, the I Think, and Self-Awareness // Kant’s Legacy. Essays in Honor of Lewis White BeckUniv / ed. P. Ciovacki. Rochester: University of Rochester Press, 2000. P. 117–152.

12. Kant I. Critique of Pure Reason / eds. P. Guyer, A. Wood. New York: Cambridge University Press, 1998.

13. Kant I. Notes and Fragments / eds. P. Guyer, C. Bowman, F. Rauscher. Cambridge: Cambridge University Press, 2005.

14. Sellars W. Science and metaphysics: Variations on Kantian Themes. London: Routledge & Kegan Paul, 1968.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх