Мотивы странничества в житиях Христа ради юродивых (Прокопий Устюжский, Исидор Твердислов, Василий Блаженный)

 
Код статьиS0869544X0015974-4-1
DOI10.31857/S0869544X0015974-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: главный редактор
Аффилиация: библейский портал ekzeget.ru
Адрес: Москва, Россия
Название журналаСлавяноведение
ВыпускНомер 4
Страницы117-126
Аннотация

В статье на материале древнерусских житий трех юродивых – Прокопия Устюжского, Исидора Твердислова и Василия Блаженного демонстрируется связь похабства и странничества. Показывается, что в целом ряде случаев страннические мотивы являются частью мифопоэтики указанных литературных памятников. Особое внимание уделяется мотивному и текстологическому сопоставлению агиографических произведений со «Словом о странничестве» («Лествица») преподобного Иоанна Синайского. Автор приходит к выводу, что изображение юродивого в виде земного странника можно отнести к топосам житийной литературы.

Ключевые словаюродство, странничество, Прокопий Устюжский, Исидор Твердислов, Василий Блаженный.
Получено04.08.2021
Дата публикации06.08.2021
Кол-во символов22080
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Юродство нераздельно связано с духовным странничеством. Жития Христа ради юродивых представляют собой репрезентацию двух видов этого феномена: пространственного перемещения и молитвенной устремленности горе, в Иерусалим Небесный. В данной статье я остановлюсь на анализе трех наиболее репрезентативных житиях – Прокопия Устюжского (~1303), Исидора Ростовского (Твердислова) (~1474) и Василия Блаженного (~1557). Выбор именно этих святых обусловлен их «первенством». Прокопий – первый юродивый, канонизированный русской православной церковью, «первым подражателем бл. Симеону и Иоанну, путем юродства взошедшим на небо» называет его архиепископ Филарет Гумилевский в своем труде «Русские святые, чтимые всею Церковию или местно» [6. С. 346]. В литературном же отношении, как показал С.А. Иванов, историю «русского похабства» следует начинать с блаженного Исидора [10. С. 247]. Выбор третьего святого обусловлен его значимостью в историко-культурном отношении: по справедливому наблюдению Л. М. Сабировой, «Василий Блаженный – это эпиграф к русскому юродству, его своеобразная энциклопедия» [16. С. 1]. И сегодня как дань народной памяти и любви высится на Красной площади собор, названный именем этого угодника Божия. Вопреки хронологии появления святых в истории следует начать анализ древнерусских памятников с жития Исидора Твердислова, которое послужило источником для последующей житийной литературы о юродивых [10. С. 247].
2 Уже в самой древней, «Полной» (1500–1508 гг.) [3. С. 31], редакции памятника тема странничества появляется с первых строк повествования. Так, агиограф описывает житие Исидора как «еже в вѣрѣ по градω(м) Х[ристра(ди) страньствiе»1. Характерно, что словосочетание «Христа ради» соседствует именно со словом «страньствiе», а не со словом буйство, невзирая на то, что новозаветные тексты способствовали выбору совершенно определенной риторики: «Мы (оубω) буи Хр[и](с)та ради» (1 Кор. 4:10). Похвалу за земное странствие, а не за юродство можно встретить и в начале Памяти святому, содержащейся в Великих Минеях Четьих митрополита Макария: «И играа, Исидоръ житие се преиде и небеснаго царствиа доиде» [7. С. 242]. Как истинный странник, «иноязычный среди иноязычного народа» (преп. Иоанн Лествичник) [13. С. 51], блаженный Исидор является иностранцем: «ω(т) западныхъ оубо странъ ω(т) латынскаго rазыка, ω(т) нѣмечьскыа же землѧ»2. Неабсолютная достоверность известия –  «rако же повѣдаю(т) нѣци»3 указывает на устный источник [4. C. 437]. В научной литературе высказывались различные взгляды на природу этой житийной детали. Так, по мнению М.Д. Каган, иноземство святого «было вполне реальным, однако какая западноевропейская страна была родиной юродивого неизвестно» [11. C. 575]. По словам С.А. Иванова, иностранные корни Исидора, с одной стороны, напоминают об Андрее Царьградском и могут оказаться «литературным топосом», а с другой – производят впечатление подлинного факта [10. C. 248], к «пустым топосам» относит эту агиографическую черту О.В. Гладкова [2. C. 204]. Опираясь на последнюю гипотезу, можно предположить, что в литературном отношении иноземство подчеркивало чуждость похаба этому миру, актуализируя мотив странничества в земной юдоли. Если рассматривать указание на происхождение святого как элемент мифопоэтики, нельзя не заметить одной символической особенности: придя из немецкой земли, т.е. земли немой по отношению к вере в Божественное Слово, Исидор становится Твердисловом: «утверди бо умъ и со словом вкупѣ, еже обѣща к Богу» [7. С. 242]. 1. 1Государственный архив Ярославской области (далее – ГАЯО). Оп 1. № 446 (196). Нач. XVI века. Л. 99об.

2. 2 ГАЯО Оп 1. № 446 (196). Нач. XVI века. Л.100об.–101.

3. 3 ГАЯО Оп 1. № 446 (196). Нач. XVI века. Л. 100об.

Цена публикации: 0

Всего подписок: 0, всего просмотров: 730

Оценка читателей: голосов 0

1. Власов А.Н. Литературная история праведного Прокопия, Устюжского чудотворца // Житие святого праведного Прокопия Устюжского. М.: Памятники ист. мысли, 2003. С. 103–122.

2. Гладкова О.В. Древнерусский святой, пришедший с Запада (о малоизученном «Житии Исидора Твердислова, ростовского юродивого) // Древнерусская литература: тема Запада в XIII – XV вв. и самостоятельное творчество, М.: Азбуковник, 2002. С. 167 – 210.

3. Гладкова О.В. К истории текста жития св. Исидора Твердислова // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. № 3(61). 2015. С. 31–32.

4. Городилин С.В. Между «немечьскою землею» и Ростовом: исторические реалии в Житии Исидора Твердислова // Slov?ne. Т. 7. № 2. 2018. С. 414 – 450.

5. Гумилевский Филарет (архиеп). Русские святые, чтимые всею церковью или местно. Май. Чернигов: Тип. Ильинского монастыря, 1863. 194 с.

6. Гумилевский Филарет (архиеп.) Русские святые, чтимые всею Церковию или местно. Опыт описания жизни их. Т. 2. Май, июнь, июль, август. СПб.: И.Л. Тузов, 1882. 585 с.

7. Житие Исидора Твердислова (14 мая. В той же день паметь святаго Сидора, юродиваго Христа ради, нарицаемого Твердислова, ростовскаго чюдотворца)» // Библиотека литературы Древней Руси. Т. XII. СПб., 2003. С. 242 – 254.

8. Житие преподобного Прокопия Устюжского. СПб.: Общество любителей древней письменности. Вып. 103. 1893. 324 с.

9. Житие, преставление и сказание о чудесах святого праведного и блаженного Иоанна, нарицаемого Большого Колпака, Московского и Вологодского Чудотворца. Краткая рукописная запись, находящаяся при Покровском соборе. Цит. по Ковалевский И. свящ. Юродство о Христе и Христа ради юродивые восточной и русской Церкви. Исторический очерк и жития сих подвижников благочестия. М., 1902. С. 244

10. Иванов С.А. Блаженные похабы: Культурная история юродства. М.: Языки славянских культур, 2005. 448 с.

11. Каган М.Д. коммент. Память святого Сидора, юродивого Христа ради // Библиотека литературы Древней Руси. Т. XII. СПб.: Наука, 2003. С. 575 – 576.

12. Кузнецов И.И. (прот.) Святые блаженные Василий и Иоанн Христа ради Московские чудотворцы (историко-агиографическое исследование) // Записки Московского Археологического Института, изд. под ред. А.И. Успенского. Т. VIII. М.: Тип. Л.В. Пожидаевой, 1910. 494 с.

13. Лествичник И. игумен. Лествица. М.: Сибирская благозвонница, 2011. 573 с.

14. Лихачев Д.С., Панченко А.М. «Смеховой мир» Древней Руси. Л.: Наука, 1976. 204 с.

15. Лихачев Д.С. Текстология. Краткий очерк. М. -Л.: Наука. 1964. 102 с.

16. Сабирова Л.М. Житие Василия Блаженного – памятник древнерусской агиограммы XVI века (проблемы текстологии и литературной истории произведения). Автореф. дис… канд. филол. наук. СПб., 1992. 22 с.

17. Святые блаженные Василий и Иоанн Христа ради юродивые Московские чудотворцы. М., 1866. 54 с.

18. Сидоров С.А. О странниках русской земли / Записки священника Сергия Сидорова с приложением жизнеописания, составленного его дочерью В.С. Бобринской. М.: ПСТГУ, 2019. 494 с.

19. Словарь русского языка XI–XVII вв. Выпуск 3. Волод?нье – вящьшина. М.: Наука, 1976. 288 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх