«Ты видел деву?»: поэтика и психология романтического экфрасиса

 
Код статьиS013160950001534-1-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Европейский Университет в Санкт-Петербурге
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаРусская литература
ВыпускНомер 3
Страницы141-153
Аннотация

В статье прослеживается возможная связь между поэтикой романтического экфрасиса и представлениями о воображении в психологии и эстетике той эпохи. Отличительным приемом романтического экфрасиса названа одновременная опора на литературную и живописную топику. Обращение к «общим местам» европейской культуры облегчало работу воображения, памяти и так называемого «умного зрения», отвечавшего за визуализацию умозрительных идей, и в частности идеи прекрасного. Эта гипотеза доказывается на примере стихотворений Пушкина («Нереида», «Буря») и Тютчева («Я помню время золотое...»).

Ключевые словапоэтика романтического экфрасиса, литературная и живописная топика, природа воображения, «умное зрение», идея прекрасного
Получено11.10.2018
Дата публикации13.10.2018
Кол-во символов637
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться

Цена публикации: 0

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1827

Оценка читателей: голосов 0

1. Аринштейн Л. М. Одесский собеседник Пушкина // Временник Пушкинской комиссии: 1975. Л., 1979.

2. Балакин А. Ю. Близко к тексту. СПб., 2017.

3. Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. М., 1955. Т. 7.

4. Бодрова А. С. Из комментариев к «михайловским» стихам Пушкина // Временник Пушкинской комиссии. СПб., 2016. Вып. 32.

5. Вересаев В. И. Поэт (Комментарии) // Красная новь. 1924. № 2.

6. Вилкко Э. Философско-эстетические идеи французского Просвещения в русском романтизме в 20-е гг. XIX века. Хельсинки, 1991.

7. Виноградов В. В. О стиле Пушкина // Лит. наследство. 1934. Т. 16/18.

8. Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963.

9. Виноградов В. В. Стиль Пушкина. М., 1941.

10. Воейков А. Ф. Искусства и науки // Славянин. 1827. Ч. 1. № 4.

11. Галич А. И. Опыт науки изящного. СПб., 1825.

12. Долинин А. А. Из разысканий вокруг «Анчара»: источники, параллели, истолкования // Пушкинская конференция в Стэнфорде, 1999: Материалы и исследования. М., 2001.

13. Есипов В. М. Божественный глагол (Пушкин, Блок, Ахматова). М., 2010.

14. Жуковский В. А. Полн. собр. соч. и писем. М., 1999. Т. 1.

15. Казарин В. П. К истории написания Пушкиным стихотворения «Буря» // Крымские пенаты: Альманах литературных музеев Крыма. Симферополь, 1994. Вып. 1.

16. Лицейские лекции // Красный архив. 1937. № 1 (80).

17. Мазур Н. Н. «Возможна ли женщине мертвой хвала»: о стихотворении Баратынского «Всегда и в пурпуре и в злате» // Пермяковский сборник. М., 2010. Т. 2.

18. Мазур Н. Н. «Правда без покрова» — об одной эпиграмме Баратынского // In other Words: Studies to Honor Vadim Liapunov. Bloomington, 2002.

19. Мазур H. H. Пушкин и «московские юноши»: вокруг проблемы гения // Пушкинская конференция в Стэнфорде, 1999: Материалы и исследования. М., 2001.

20. Охотин Н. Г. «Нереида» // Пушкинская энциклопедия. Произведения. СПб., 2017. Т. 3.

21. Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 16 т. М.; Л., 1937—1959. Т. 2, 13.

22. Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 20 т. СПб., 2016. Т. 2. Кн. 2.

23. Русские эстетические трактаты первой трети XIX в.: В 2 т. М., 1974.

24. Соколов Д. Н. К вопросу о пушкинских местах в Гурзуфе // Пушкин и его современники. Пг., 1916. Вып. 23—24.

25. Старобинский Ж. К понятию воображения: вехи истории // Старобинский Ж. Поэзия и знание: история литературы и культуры. М., 2002.

26. Строганов М. В. Стихотворение Пушкина «Буря»: Проблема комментария // Пушкин и его современники. СПб., 2002. Вып. 3 (42).

27. Тютчев Ф. И. Полн. собр. соч. и писем: В 6 т. М., 2002. Т. 1.

28. Черняев Н. И. Критические статьи и заметки о Пушкине. Харьков, 1900.

29. Шевырев С. П. Теория поэзии в историческом развитии у древних и новых народов. М., 1836.

30. Щербина Н. Греческие стихотворения. Одесса, 1850.

31. Anacréon, Sapho, Bion et Moschus / Trad. J.-J. Moutonnet de Clairfons. Pathos [Paris], 1780.

32. Barth J. R. The Symbolic Imagination: Coleridge and the Romantic Tradition. New York, 2001.

33. Blin De Sainmore A.-M.-H. Lettre de Sapho à Phaon. Paris, 1766.

34. Bond D. F. The Neo-Classical Psychology of the Imagination // A Journal of English Literary History (ELH). 1937. Vol. 4. № 4.

35. Burke Е. A Philosophical inquiry into the origin of our ideas on the sublime and the beautiful. London, 1823.

36. Centanni M. Malinconica Polimnia. La Musa pensosa come figura del pathos dell’intel-lettuale / La Musa Pensosa. Roma, 2006.

37. Curtius E. R. Zur Literarästhetik des Mittelalters (II) // Zeitschrift für romanische Philologie. 1938. Bd 58.

38. Darwin E. The Temple of Nature: Or, The Origin of Society. A Poem, with Philosophical Notes. London, 1803.

39. L’Encyclopédie, ou Dictionnaire raisonné des sciences, des arts et des métiers. 1re éd. 1751. T. 2.

40. Engell J. The Creative Imagination: Enlightenment to Romanticism. Cambridge, Mass., 1981.

41. Enthusiasm and Enlightenment in Europe, 1650—1850 (Huntington Library Quarterly. 1997. Vol. 60. № 1/2).

42. Fabiani P. The Philosophy of Imagination in Vico and Malebranche. Firenze, 2009.

43. Gustafson R. F. The Upas Tree: Pushkin and Erasmus Darwin // PMLA. 1960. Vol. 75. № 1.

44. Hagstrum J. The Sister Arts: The Tradition of Literary Pictorialism and English Poetry from Dryden to Gray. Chicago, 1958.

45. Haskell F., Penny N. Taste and the Antique: The Lure of Classical Sculpture, 1500—1900. New Haven, 2000. № 84, 86, 88, 90.

46. Kahn A. Pushkin’s Lyric Intelligence. Oxford, 2008.

47. Komaromy Z. Figures of Memory. From the Muses to Eighteenth-Century British Aesthetics. Lewisburg, Phil., 2011.

48. Mazur N. Alcibiade et son image: autour d’une épigramme par Eugène Baratynski // Revue des Études Slaves. 2016. T. LXXXVII (1).

49. Pigler A. Barocktemen, Eine Auswahl von Verzeichnissen zur Ikonographie des 17. und 18. Jahrhunderts. Budapest, 1956. Bd 2.

50. Potts A. Flesh and the Ideal: Winckelmann and the Origins of Art History. New Haven, 1994.

51. Priestman M. The Poetry of Erasmus Darwin: Enlightened Spaces, Romantic Times. Farnham, 2013.

52. Reid J. D. The Oxford Guide to Classical Mythology in the Arts, 1300—1900s. New York; Oxford, 1993. Vol. 1.

53. Richardson A. British Romanticism and the Science of the Mind. Cambridge, 2001.

54. Rosenblum R. The Origin of Painting: A Problem in the Iconography of Romantic Classicism // Art Bulletin. 1957. Vol. 39. № 4.

55. Rosenblum R. Transformations in Late Eighteenth Century Art. Princeton, 1967.

56. Spitzer L. The «Ode on a Grecian Urn», or Content vs. Metagrammar // Comparative Literature. 1955. Vol. 7. № 3.

57. Whale J. Imagination under Pressure (1789—1832): Aesthetics, Politics, Utility. Cambridge, 2000.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх