РИТМЫ И ВАРИАЦИИ: ЕЩЕ РАЗ О ПОЭТИКЕ «ВИЗАНТИЙСКИХ ЛЕГЕНД» Н. С. ЛЕСКОВА

 
Код статьиS013160950023330-7-1
DOI10.31860/0131-6095-2022-4-153-162
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Научный сотрудник
Аффилиация: Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
Адрес: Российская Федерация,
Название журналаРусская литература
ВыпускНомер 4
Страницы153-162
Аннотация

В статье рассматривается ритм в произведениях Н. С. Лескова, составивших цикл «проложных» («византийских») легенд. Ритмически организованные фрагменты не только служат архаизации и драматизации текста, но и становятся способом психологической характеристики персонажей. Также показано, что композиционный и сюжетный ритм сближает легенды Н. С. Лескова с «Иродиадой» и другими легендами Г. Флобера.

Ключевые словаритм художественного текста, метризованная проза, Н. С. Лесков, «проложные» («византийские») легенды, Г. Флобер.
Источник финансированияИсследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 21-18-00527, https://rscf.ru/project/21-18-00527/, ИРЛИ РАН.
Получено27.11.2022
Дата публикации30.11.2022
Кол-во символов42319
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 284

Оценка читателей: голосов 0

1. Балыкова Л. А. "Праведники" Лескова и "святые" Флобера (К вопросу о национальном своеобразии эстетического идеала) // Творчество Н. С. Лескова. Курск, 1980. Вып. 2 (Научные труды. Т. 213).

2. Буткевич А. А. Слово и изображение в творчестве Н. С. Лескова: поэтика "обстановочной" повести. Дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2017.

3. Васильева И. Э. "Восьмидесятые годы" XIX века как "переходная эпоха" в истории русской литературы // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2007. № 40.

4. Водолазкин Е. Г. Интерпретация древнерусского Пролога Н. С. Лесковым // Новгород в культуре Древней Руси: Материалы чтений по древнерусской литературе. Новгород, 1995.

5. Гебель В. А. Н. С. Лесков. В творческой лаборатории. М., 1945.

6. Гиршман М. М. Ритм художественной прозы. М., 1982.

7. Горелов А. А. О "византийских" легендах Лескова // Русская литература. 1983. № 1.

8. Гроссман Л. П. Н. С. Лесков. Жизнь - творчество - поэтика. М., 1945.

9. Доливо A. Л. Речитативы в вокальном искусстве // Вопросы музыкально-исполнительского искусства. М., 1962. Вып. 3.

10. Заборов П. Р. Из творческой лаборатории Тургенева-переводчика ("Иродиада" Г. Флобера) // Тургенев и его современники. Л., 1977.

11. Кормилов С. И. Русская метризованная проза (прозостих) конца XVIII-XIX века // Русская литература. 1990. № 4.

12. Лесков Н. С. Легендарные характеры. М., 1989.

13. Лесков Н. С. Собр. соч.: В 11 т. М., 1958. Т. 11.

14. Лихачев Д. С. Человек в литературе Древней Руси // Лихачев Д. С. Избр. работы: В 3 т. Л., 1987. Т. 3.

15. Меднис Н. Е. Мотив пустыни в лирике А. С. Пушкина // Материалы к словарю сюжетов и мотивов русской литературы: Сб. науч. тр. Новосибирск, 1998. Вып. 2. Сюжет и мотив в контексте традиции.

16. Минеева И. Н. Древнерусский Пролог в творчестве Н. С. Лескова. Дис. . канд. филол. наук. Петрозаводск, 2003.

17. Минеева И. Н. Старопечатный Пролог XVII века в творчестве Н. С. Лескова: К реконструкции одного литературного казуса // Проблемы исторической поэтики. 2014. № 12.

18. Минеева И. Н. Творческая история повести Н. С. Лескова "Аскалонский злодей. Происшествие в Иродовой темнице (из сирийских преданий)": источники, генезис, поэтика // Учен. зап. Петрозаводского гос. ун-та. 2016. № 7-2 (160).

19. Николаев С. И. Литературная культура Петровской эпохи. СПб., 1996.

20. Полухина Ю. В. Три повести Флобера: хронологическая структура, фигуры пространства и использование в произведениях образа "слова" // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та. Сер. III. Филология. 2006. Вып. 2.

21. Ранчин А. М. "Византийские легенды" Н. С. Лескова и их источник - Старопечатный Пролог // Творчество Н. С. Лескова в контексте русской и мировой литературы: Материалы междунар. научно-теоретической конф., посвященной 100-летию со дня смерти писателя. Орел, 1996.

22. Ранчин А. М. К творческой истории легенд Лескова "Повесть о богоугодном дровоколе" и "Скоморох Памфалон" (по материалам цензурных дел) // Лит. наследство. 1997. Т. 101. Неизданный Лесков: В 2 кн. Кн. 1.

23. Реизов Б. Г. Творчество Флобера. М., 1955.

24. Руфанов Н. Историзм Лескова (По страницам записных книжек) // Вопросы литературы. 1990. № 12.

25. Троицкий В. Ю. Лесков-художник. М., 1974.

26. Троицкий В. Ю. О художественном своеобразии легенд Н. С. Лескова, написанных по материалам Пролога // Вопросы истории русской литературы и методики преподавания ее в средней школе. М., 1964 (Учен. зап. Московского гос. педагогического института им. В. И. Ленина; вып. 213).

27. Тургенев И. С. Полн. собр. соч.: В 30 т. Соч.: В 12 т. М., 1982. Т. 10.

28. Федосеенко Н. Г. Семантика пустыни в русской литературе эпохи романтизма // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. Сер. 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. 2009. Вып. 2. Ч. 2.

29. Федотова А. А. Легенда Н. С. Лескова "Прекрасная Аза" в литературном контексте 1860-х - 1880-х годов // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. 2011. Т. 17. № 3.

30. Федотова А. А. Особенности актуализации "чужого" текста в легенде Н. С. Лескова "Прекрасная Аза" // Человек в информационном пространстве: Межвузовский сб. науч. тр.: В 2 т. Ярославль, 2011.

31. Федотова А. А. Своеобразие актуализации текста "Египетских ночей" А. С. Пушкина в "египетской" повести Н. С. Лескова "Гора" // Научные труды молодых ученых-филологов. М., 2011. Вып. 10.

32. Штокмар М. П. Ритмическая проза в "Островитянах" Лескова // Ars poetica. M., 1928. Вып. 2.

33. Эйхенбаум Б. М. О прозе. О поэзии: Сб. статей. Л., 1986.

34. Ansberg A. B. Frame Story and First Person Story in N. S. Leskov // Scandoslavica. 1957. Vol. III.

35. Brombert V. The Novels of Flaubert. Princeton, 1966.

36. Debray-Genette R. Re-presentation d'Herodias // La Production du sens chez Flaubert. Paris, 1975.

37. Eekman T.Об источниках и типах стиля H. С. Лескова // Revue des etudes slaves. 1983. Vol. 58. Fasc. 3.

38. Issacharoff M. Herodias et la symbolique combinatoire de Trois contes// Langage de Flaubert. Paris, 1976.

39. Kompaniec-Barsom V.Идеологическая дилемма: место Лескова в советской литературной критике // Revue des etudes slaves. 1986. Vol. 58. № 3.

40. Leal R. B. Spatiality and Structure in Flaubert's Herodias // The Modern Language Review. 1985. Vol. 80. № 4.

41. Lottridge S. Nikolaj Leskov and the Russian Prolog as a Literary Source // Russian Literature. 1972. № 3.

42. Lottridge S. S. Nikolaj Leskov's Moral Vision in the Prolog Tales // Slavic and East European Journal. 1974. Vol. 18.

43. O'Connor J. R. Trois contesand the Figure of the Double Cone // Publications of the Modern Language Association of America. 1980. Vol. 95.

44. Poulet G. La Pensee Circulaire de Flaubert // La Nouvelle Revue Francaise. 1995. July.

45. Tuliakova N., Kuznetsova E.Eastern Tales for Western Readers: A Combination of Tradition within D. Mamin-Sibiryak's Legends// Anafora. 2016. Vol. III. № 1.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх