Традиционная культура в полицентричном мире. Статья 2. Традиционная культура в контексте вызовов модернизации. Российский опыт в сравнительно-исторической перспективе

 
Код статьиS086904990002760-8-1
DOI10.31857/S086904990002760-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Главный научный сотрудник кафедры истории России до начала XIX века исторического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
Аффилиация: МГУ им. М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаОбщественные науки и современность
ВыпускНомер 6
Страницы174-186
Аннотация

Достижение оптимального баланса ценностей модернизации (единый комплекс которых впервые сформировался на Западе в XVII – XVIII вв.) и традиционной культуры, включая ее архаическую составляющую, – необходимое условие достижения целостности национальных организмов. Игнорирование же творческого потенциала традиционной культуры, в том числе и архаики, неспособность вступить с ней в конструктивный диалог – одни из главных факторов, породивших кризис как западного цивилизационного дискурса, так и первого отечественного “модерн-проекта” – “Санкт-Петербургской России” XVIII в. То, что подобный конструктивный диалог был в принципе вполне возможен, убедительно свидетельствует, по заключению автора, пример русских старообрядцев, ключевая роль, которую они сыграли в процессе капиталистической модернизации России в XIX–начале XX в., проект обновления России, выдвинутый В. Рябушинским и его единомышленниками и предполагавший органическое соединение наследия допетровской Руси и ценностей модернизации.

Ключевые словамодернизация, модерн-проект, традиционное общество, аристотелевская парадигма, архаика
Получено28.12.2018
Дата публикации28.12.2018
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.

всего просмотров: 1248

Оценка читателей: голосов 0

1. Ахиезер А.С. (2006) Труды. М.: Новый хронограф.

2. Вебер М. (1990) Избранные произведения. М.: Прогресс.

3. Вульф Л. (2003) Изобретая Восточную Европу: Карта цивилизации в сознании эпохи Просвещения. М.: Новое литературное обозрение.

4. Ильин В.Н. (1997) Эссе о русской культуре. СПб.: Акрополь.

5. Живов В.М. (2002) Разыскания в области истории и предыстории русской культуры. М.: Языки славянской культуры.

6. Карташев А.В (1992) Смысл старообрядчества // Церковь. Старообрядческий церковно-общественный журнал. № 2. С. 18–20.

7. Керов В.В. (2005а) “Се человек и дело его…”: Конфессионально-этические факторы старообрядческого предпринимательства в России. М.: ЭКОН-ИНФОРМ.

8. Керов В.В. (2005b) Новый строй личности и новый тип религиозности в старообрядчестве // Липоване. История и культура русских старообрядцев. Вып. № 2. Одесса: ОНУ. С. 3–9.

9. Копосов Н.Е. (2001) Как думают историки. М.: Новое литературное обозрение.

10. Малявин В.В. (2011) Средоточия. Избранные эссе, доклады, интервью, рецензии. Иваново: Роща Академии.

11. Медушевский А.Н. (2014) Российская правовая традиция: опора или преграда? М.: Либеральная миссия.

12. Мельников Ф.Е. (1911) Блуждающее богословие. М.: Типография П.П. Рябушинского.

13. Мильков В.В. (1997) Предисловие // Древняя Русь: пересечение традиций. М.: Научно-издательский центр “Скрипторий”. С. 3–10.

14. Панченко А.М. (1984) Русская культура в конце петровских реформ. Ленинград: Наука.

15. Пигин А.В. (2006) Видения потустороннего мира в русской рукописной книжности. СПб.: Дмитрий Буланин.

16. Рябушинский В.П. (1994) Старообрядчество и русское религиозное чувство. Москва; Иерусалим: Мосты.

17. Следзевский И.В. (2005) Модели хаоса в глобальном и цивилизационном видении // Границы. Рубеж. Переход. Социокультурное пограничье в глобальном и региональном аспектах. М.: Институт Африки РАН. С. 89–99.

18. Смилянская Е.Б. (2003) Волшебники. Богохульники. Еретики. Народная религиозность и “духовные преступления” в России XVIII в. М.: Индрик.

19. Топоров В.Н. (1995) Святость и святые в русской духовной культуре. Т.1. Первый век христианства на Руси. М.: Гнозис – Школа “Языки русской культуры”.

20. Шахов М.О. (1998) Философские аспекты староверия. М.: Издательский дом “Третий Рим”.

21. Шемякин Я.Г. (2001) Европа и Латинская Америка: взаимодействие цивилизаций в контексте всемирной истории. М.: Наука.

22. Шемякин Я.Г., Шемякина О.Д. (2006) Старообрядчество и процесс формообразования в российской цивилизации // Общественные науки и современность. № 2. С. 98–108.

23. Шемякина О.Д. (2008) Власть линии в россиеведении и нелинейный характер российского хаокосмоса // Общественные науки и современность. № 2. С. 92–103.

24. Шемякина О.Д. (1994) Эмоциональные преграды во взаимопонимании культурных общностей (заметки историка о межгрупповой враждебности) // Общественные науки и современность. № 4. С. 104–114.

25. Шеффел Д. (1992) Старая вера и русский церковный обряд // Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосибирск: Наука. С. 22–27.

26. Эткинд А., Уффельман Д., Кукулин И. (2012) Внутренняя колонизация России: между практикой и воображением // Там, внутри. Практики внутренней колонизации в культурной истории. М.: Новое литературное обозрение. С. 31–56.

27. Якимович А. (1995) Магическая вселенная. Очерки по искусству, философии и литературе XX века. М.: Галарт.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх