Конституция Интернета: идея, проекты и перспективы

 
Код статьиS086904990003943-9-1
DOI10.31857/S086904990003943-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: “Высшая школа экономикиˮ (факультет социальных наук)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаОбщественные науки и современность
ВыпускНомер 1
Страницы71-86
Аннотация

Международные споры о Конституции Интернета являются отражением развивающегося соревнования между основными вовлеченными сторонами и растущего социального запроса на правовое регулирование в области сетевых коммуникаций. Для эффективности правового регулирования Интернета признается необходимым, чтобы оно: во-первых, было легитимным, соответствуя публичной этике; во-вторых, его нормы действовали беспристрастно; в-третьих, их применение гарантировалось независимыми институтами медиации. Решающими вопросами состоятельности Интернет-конституции должно быть признано, как новый “общественный договор“ в этой сфере может способствовать: созданию стабильных рамок для прямого (online) и непрямого (offline) информационного обмена; накоплению достоверной информации; обеспечению защиты прав человека и прозрачного международного правового контроля над всем процессом производства, обмена и распределения информации; применению сопоставимых правовых и технических критериев оценки возникающих проблем независимыми и профессиональными экспертами. Согласно авторской позиции, этот конституционно-ориентированный подход к созданию Интернет-правил позволяет переосмыслить комплекс фундаментальных правовых оснований всего проекта Интернета, равно как и критерии оценки концепции виртуального государства и электронного правительства – правовые рамки, роль методов жесткого и мягкого правового и административного регулирования, внедрение технических инноваций и расчет социальных последствий их использования

Ключевые словаконституционализм, Конституция Интернета, Система доменных имен и номеров, информация, демократия, защита прав человека, жесткое и мягкое право, виртуальное государство, электронное правительство, электронная бюрократия
Получено14.03.2019
Дата публикации15.03.2019
Кол-во символов50046
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Ныне Интернет – мощный инструмент производства, обмена и распределения информации в глобальном масштабе. Он породил ожидания новых форм социальной и политической организации – проектов мирового гражданского общества, непосредственной (делиберативной) демократии и виртуального государства, взаимоотношения между которыми будут в идеале строиться на основе активного участия индивидов в принятии решений в рамках сетевых электронных коммуникаций. Между тем сам Интернет как социальный феномен чрезвычайно далек от выработки единых принципов, норм и правил его организации и деятельности, а основные ее участники пребывают, скорее, в естественном состоянии “войны всех против всехˮ, некогда описанной Т. Гоббсом, нежели в рамках стабильной правовой организации.
2 В связи с этим в отношении Интернета все чаще ставятся вопросы, аналогичные тем, которые возникают при разработке национальных конституций: должна ли существовать единая хартия принципов интернет-сообщества, закрепляющая права и обязанности его участников; если да, то как мог бы выглядеть “общественный договорˮ в этой области и кто выступает его сторонами и гарантами; должны ли соответствующие этические и правовые нормы вырабатываться спонтанно (самими участниками инернет-коммуникаций) или стать результатом международно-правового регулирования с участием национальных государств, ведущих информационные войны и отстаивающих свой “информационныйˮ суверенитет, наконец, какие существуют механизмы гарантий прав человека в интернет-пространстве, защищающие его от неоправданного вмешательства со стороны правительств, международных организаций или политических групп, использующих Интернет в антиправовых целях.
3 Существует убеждение, что создание Конституции Интернета – то есть системы норм, гарантирующих права человека, соответствующих инструментов и институтов управления, выражающих интересы всех участников коммуникации, создаст основу для новой децентрализованной модели принятия решений поверх идеологий, национальных правительств и бюрократии. В задачу данной статьи входит определения смысла и перспектив интернет-конституционализма, очерчивание круга выдвигаемых в этой области идей и проектов, определение гипотетических контуров и препятствий их возможной реализации в текущей и долговременной перспективе.
4 Интернет-конституция с позиций традиционного конституционализма
5 Создание единой хартии Интернета – идея, высказывавшаяся со времени его изобретения и распространения, во всяком случае – с появления “Декларации независимости Киберпространстваˮ Дж.П. Барлоу (1996). Ее суть – в обеспечении права интернет-сообщества на глобальный обмен информацией, свободный от вмешательства отдельных государств. “Мы, – заявляет этот манифест киберлибертарианства правительствам, – устанавливаем свой собственный Общественный договор. Этот способ правления возникает согласно условиям нашего, а не вашего мира. Наш мир – другойˮ. Позднее стало ясно, что это пожелание выглядит скорее утопией в ситуации, когда национальные правительства и корпорации рассматривают Интернет как поле взаимной конкуренции, а информационный обмен – как часть и продолжение своей политики безопасности, предпринимая усилия по установлению контроля над ним или, в ряде случаев, закрытия общества от его влияния. Данная тенденция в дальнейшем лишь набирала силу, ставя под вопрос исходные фундаментальные принципы всего проекта Интернета. Осознание этой угрозы в новейшее время выражено в интернациональном движении “Web We Wantˮ (Сеть, которую мы хотим), лидер которого и один из создателей Интернета Т. Бернерс-Ли заявил в 2014 г. о необходимости принятия единых правил для защиты нейтральности Всемирной паутины. Эта позиция выражена, в частности, Э. Сноуденом, четко сформулировавшим проблему защиты открытого Интернета и актуализировавшим идею Конституции Интернета [Toobin 2016].

всего просмотров: 1655

Оценка читателей: голосов 0

1. Ионин Л.Г. (2013) Восстание меньшинств. М.; СПб.: Университетская книга.

2. Кастельс М. (2016) Власть коммуникации. М.: Издательский дом ВШЭ.

3. Кастельс М. (2000) Информационная эпоха: Экономика, общество и культура. М.: ГУ–ВШЭ.

4. Медушевский А.Н. (2006) Право и новые технологии: параметры регулирования Интернета (Рунета) // Сравнительное конституционное обозрение. № 1. С. 106–113.

5. Плискевич Н.М. (2012) Человеческий капитал в трансформирующейся России. М.: Институт экономики РАН. С. 221–222.

6. Черных А.И. (2013) Медия и ритуалы. М.; СПб.: Университетская книга.

7. Abramovay P. (2014) Brazil’s Statute of Virtual Liberty [online]. Project –Syndicate.Org (https://www.project-syndicate.org/commentary /pedro-abramovay-highlights-the-global-significance-of-the-country-s-new-internet--bill-of-rights#x00R3PBQ5Dli6DaY.99).

8. Bekkers V., Vincent H. (2007) The Myths of E-Government: Looking Beyond the Assumptions of a New and Better Government // The Information Society. No. 5. Pp. 373–382.

9. Bradshaw S., Harris K. (Eds.) (2013) Governing the Internet: Chaos, Control or Consensus? (https://www.cigionline.org/publications/2013/1/internet-governance-hard-and-soft-laws-choosing-right-tools-job).

10. Budd L., Harris L (Ed.) (2009) E-governance: Managing or Governing? New York: Routledge.

11. Calista D.J., Melitski J. (2007) E-Government and E-Governance: Converging Constructs of Public Sector Information and Communication Technologies. New York: Routledge.

12. Fontaine J. (2001) Building the Virtual State: Information Technology and Institutional Change. Washington: Brookings institution press.

13. Garson G.D. (2006) Public Information Technologies and E-Government: Managing the Virtual State. Sadbury: Jones and Bartlett.

14. Kahin B., Keller J. (Eds.) (2000) Coordinating the Internet. Cambridge (Mass.): Cambridge Univ. Press.

15. Lemley M., Menell P., Merges R., Samuelson P. (2006) Introduction to Computer Technology, Network Economics and Intellectual Property // Software and Internet Law. 3rd ed. (ebook). New York; London: Aspen Law & Business (https://www.law.berkeley.edu/research/bclt/research/faculty-casebooks/software-and-internet-law/).

16. Macintosh A. (2008) E-democracy and e-participation research in Europe // Digital Government: e-government research, case studies and implementation. New York: Springer.

17. Mckeown M. (2014) The Internet and the Constitution: A selective Retrospective // Washington Journal of Law, Technology and Arts. Vol. 9. No. 3 (http://digital.law.washington.edu/dspace-law/handle/1773.1/1327).

18. Medushevsky A.N. (2007) Terrorism and the State: Limits of Self-Protection (The Parameters of Internet (RUNET) Regulation // Cardozo Law Review. No. 1. Pp. 21–23.

19. Meier P. (2009) The prospects of Cyberocracy. Comments (https://irevolutions.org/2009/01/17/the-prospects-for-cyberocracy/).

20. Nixon G.P., Koutrakon V.N., Raval R. (Eds.) (2010) Understanding E-Government in Europe. London; New York: Routledge.

21. Rodota S. (2006) A Constitution for the Internet, 19 (1) [online]. Federalist debate org (http://www.federalist-debate.org/index.php/current/ item/371-a-constitution-for-the-internet).

22. Ronfeldt D. (1992) Cyberocracy is Coming // The Information Society. No. 4. Pp. 243–296.

23. Ronfeldt D., Varda D. (2008) The Prospects of Cyberocracy (Revisited). Working papers. Paper 29 (http://opensinc.lib.siu.edu/pn_wp/29).

24. Takala R. (2015) Lawmakers: U.S. Plan for Internet may be Unconstitutional. Washingtonexaminer.com (http://www. washingtonexaminer.com/lawmakers-u.s.-plan-for-internet-may-be-unconstitutional/article/2572941).

25. Toobin A. (2016) Edward Snowden is Writing a Constitution for the Internet [online]. Inverse.com (https://www.inverse.com/article/12593-edward-snowden-is-writing-a-constitution-for-the-internet-says-oliver-stone).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх