Цифровая грамотность как ключевой фактор успешной адаптации человека и общества к цифровым реалиям

 
Код статьиS020736760008037-9-1
DOI10.31857/S020736760008037-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: директор Института социологии НАН Беларуси
Аффилиация: Институт социологии НАН Беларуси
Адрес: Белоруссия, Минск
Должность: зав. отделом экономической социологии Института социологии НАН Беларуси
Аффилиация: Институт социологии НАН Беларуси
Адрес: Белоруссия
Название журналаОбщество и экономика
ВыпускВыпуск 1
Страницы38-58
Аннотация

Авторами обобщен и систематизирован актуальный мировой опыт в области изучения цифровой грамотности как фактора успешного функционирования социальных субъектов в дигитализирующемся мире, предложена оригинальная интерпретация понятия цифровой грамотности как социологической категории, намечены пути дальнейших исследований цифровой грамотности.

Ключевые словацифровая грамотность, цифровая экономика, цифровой разрыв, цифровая адаптация, методика измерения цифровой грамотности
Получено30.01.2020
Дата публикации31.01.2020
Кол-во символов49686
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1431

Оценка читателей: голосов 0

1. Сляднева Н.А. Информационно-аналитическая культура как условие современных социокультурных и политических процессов // Культура: теория и практика: электронный научный журнал – [Электронный ресурс]. – 2015. –Том 1. – № 4. – Режим доступа: http://theoryofculture.ru/issues/36/749/. – Дата доступа: 18.09.2019.

2. Ратнер С.В. Сценарии стратификации научно-инновационной сети / Управление большими системами. Специальный выпуск 30.1 «Сетевые модели в управлении» // М.: ИПУ РАН, 2010. С.774–798.

3. The Future of the Jobs 2018 [Electronic resource]. – World Economic Forum. – 2018. – Mode of access: http://reports.weforum.org/future-of-jobs-2018/?doing_wp_cron=1544100230.8416740894317626953125 – Date of access: 15.08.2019.

4. Горелов Н.А., Литун В.В. Зарубежный опыт обучения населения цифровой грамотности // Экономика труда. 2018. Том 5. № 2. С. 343–350.

5. Вершинская О.Н. Цифровая депривация // Россия: тенденции и перспективы развития. 2016. Выпуск 11. Часть 2. С. 431–435.

6. Цифровая грамотность и digital-среда: как дела в Европе. – Портал цифроваяграмотность.рф. – Региональная общественная организация «Центр Интернет-технологий» (РОЦИТ). – 27 января 2017 года. – Режим доступа: http://xn--80aaefw2ahcfbneslds6a8jyb.xn--p1ai/library/28/ – Дата доступа: 12.09.2019.

7. Цифровая грамотность и digital-среда: как дела в Европе // Официальный сайт Проекта Региональной общественной организации «Центр Интернет-технологий» (РОЦИТ) [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: http://xn--80aaefw2ahcfbneslds6a8jyb.xn--p1ai/library/28/. – Дата доступа: 03.07.2019.

8. TALIS 2018 Results (Volume I) Teachers and School Leaders as Lifelong Learners. – Official site of OECD. [Электронный ресурс]. – 2018. – Mode of access: https://read.oecd-ilibrary.org/education/talis-2018-results-volume-i_1d0bc92a-en. – Date of access: 18.09.2019.

9. Информационное общество в Республике Беларусь. Статистический сборник. – Минск: Национальный статистический комитет, 2017. 105 с.

10. Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants. Part 1. /2001. – On the Horizon. – Vol. 9. – Issue: 5. – pp. 1–6. – [Electronic resource]. – Mode of access: http://dx.doi.org/10.1108/10748120110424816. – Date of access: 22.08.2019.

11. White D. Not “natives” & “immigrants” but “Visitors” & “Residents.” / [Electronic resource]. – April 23, 2008. – TALL Blog: Online Education with the University of Oxford. – Mode of access: https://tallblog.conted.ox.ac.uk/index.php/2008/07/23/not-natives-immigrants-but-visitors-residents/. – Date of access: 21.08.2019.

12. Silipigni C.L., White D., Lanclos D., Le Cornu A. Visitors and residents: What motivates engagement with the digital information environment? / C.L. Silipigni, D. White [and oth.]. – Information Research.– March 2013. –18(1). – [Electronic resource]. – Mode of access: http://informationr.net/ir/18-1/paper556.html#.XV6QKeMzaUl. – Date of access: 22.08.2019.

13. Samuel A. Opinion: Forget “digital natives.” Here’s how kids are really using the Internet / [Electronic resource]. – May 4, 2017. Mode of access: https://ideas.ted.com/opinion-forget-digital-natives-heres-how-kids-are-really-using-the-internet/ – Date of access: 22.08.2019.

14. Deh D., Glođović D. The Construction of Identity in Digital Space / AM Journal. – 2018. – №16. – pp. 101−111; Sullivan, C. Digital Identity / C. Sullivan // Adelaide: University of Adelaide Press, 2011. 182 p.

15. Ribble M. Digital citizenship defined: teach the 9 elements to enhance students’ safety, creativity and empathy [Electronic resourse]. – Mode of access: https://otis.coe.uky.edu/DDL/Digital_Citizenship_Downloadable_10-2016_v11_web.pdf. – Date of access: 16.08.2019.

16. Lankshear C., Knobel M. New Literacies. Everyday Practices and Classroom Learning. Second Edition – [Electronic resource]. – 2006. – Open University Press. – Mode of access: https://www.researchgate.net/publication/291333923_New_Literacies_Everyday_Practices_and_Classroom_Learning_2e – Date of access: 23.08.2019.

17. Dalton B., Proctor P. The changing landscape of text and comprehension in the age of new literacies / Handbook of research on new literacies / Coiro, J., Knobel, M., Lankshear, C., Leu, D. // New York: Lawrence Erlbaum Associates, 2008. pp. 287–324.

18. Seglem R., Witte S., Beemer J. 21st Century Literacies in the Classroom: Creating Windows of Interest and Webs of Learning // Journal of Language and Literacy Education. – 2012. – Issue 8(2). – pp. 47–65. – Mode of access: https://pdfs.semanticscholar.org/c214/7c2ed23d651ded5cc904b5d99674b2fea796.pdf – Date of access: 23.08.2019.

19. Collier L. The Shift to 21st-Century Literacies – [Electronic resource]. – The National Council of teachers of English. – The Council Chronicle. – November 2007. – Mode of access: http://lornacollier.com/The+Shift+to+21st+Century+Literacies.pdf. – Date of access: 23.08.2019.

20. Burkhardt G., Monsour M., Valdez G. 21st Century Skills: Literacy in the Digital Age – [Electronic resource]. – North Central Regional Educational Laboratory. – 2003. – Mode of access: https://pict.sdsu.edu/engauge21st.pdf. – Date of access: 23.08.2019.

21. Special report: The Changing Face of Literacy. – [Electronic resource]. – Education Week, Vol. 36, Issue 12, Nov. 9, 2016. – Mode of access: https://www.edweek.org/ew/collections/changing-literacy// – Date of access: 16.08.2019.

22. Gilster P. Digital Literacy // N.Y.: Wiley Computer Publishing, 1997. 276 p.

23. Cornell University. (2015). Cornell University Digital Literacy resource: Digital literacy is… – Mode of access: https://digitalliteracy.cornell.edu/ – Date of access: 21.08.2019.

24. Jones-Kavalier B.R., Flannigan S.L. Connecting the Digital Dots: Literacy of the 21st Century – [Electronic resourse]. –January 1, 2006. – Mode of access: https://er.educause.edu/articles/2006/1/connecting-the-digital-dots-literacy-of-the-21st-century – Date of access: 22.08.2019.

25. Spires H.A., Bartlett M.E. Digital Literacies and Learning: Designing a Path Forward – [Electronic resource]. – Mode of access: https://www.fi.ncsu.edu/wp-content/uploads/2013/05/digital-literacies-and-learning.pdf – Date of access: 22.08.2019.

26. Jisc http://web.archive.org/web/20141011143516/http://www.jiscinfonet.ac.uk/ infokits/digital-literacies/

27. Гайсина С.В. Цифровая грамотность и цифровая образовательная среда школы – [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: https://spbappo.ru/ – Дата доступа: 7.08.2019.

28. Ilomaki L., Lakkala M., Kantosalo A. What is Digital Competence? /– Linked Portal // Brussels: European Schoolnet (EUN). 2011, рp. 1–12.

29. Денисов Д.В. Применение компетентностной модели при обучении безопасному поведению в сети Интернет // Прикладная информатика. 2018. Том 13. № 6 (78). С. 105-117.

30. Belshaw D. The Essential elements of digital literacies – [Electronic resource]. – 2016. – Mode of access: http://www.frysklab.nl/wp-content/uploads/2016/10/The-Essential-Elements-of-Digital-Literacies-v1.0.pdf. – Date of access: 11.08.2019.

31. Project SAILS. – Kent State University. – Mode of access: https://www.projectsails.org/site/. – Date of access: 18.09.2019.

32. Beile Test of Information Literacy for Education. – [Electronic resource]. – 2008. – Mode of access: http://ilassessments.pbworks.com/w/page/7760872/ Beile%20Test%20of%20Information%20Literacy%20for%20Education. – Date of access: 11.08.2019.

33. Лесин С.М. Анализ международной модели сертификации цифровой грамотности: европейские компьютерные права // Интерактивное образование. 2018. №4. С. 44-48.

34. Working Group on Education: Digital skills for life and work [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2017/10/Digital-skills-for-life-and-work_259013e.pdf. – Дата доступа: 22.08.2019.

35. DigComp 2.1: The Digital Competence Framework for Citizens with eight proficiency levels and examples of use. – 2017. – Mode of access: http://publications.jrc.ec.europa.eu/repository/bitstream/JRC106281/web-digcomp2.1pdf_ (online).pdf – Date of access: 01.07.2019.

36. A Global Framework of Reference on Digital Literacy Skills for Indicator 4.4.2. [Electronic resource]. – 2018. – Mode of access: http://uis.unesco.org/sites/default/files/documents/ip51-global-framework-reference-digital-literacy-skills-2018-en.pdf. – Date of access: 22.08.2019.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх