Международное научное сотрудничество Финляндии и Канады в Арктике

 
Код статьиS0026868-4-1
DOI10.18254/S241328880026868-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского
Адрес: Российская Федерация,
Название журналаNauka.me
ВыпускНомер 2
Страницы56-63
Аннотация

В статье исследуется международное научное и образовательное сотрудничество в Арктике на примере партнерских отношений Канады и Финляндии. На основании арктических стратегий государств рассматриваются реализованные инициативы, а также делается вывод о результатах сотрудничества стран в региональной и глобальной перспективе.

Ключевые словаАрктика, международное научное сотрудничество, Канада, Финляндия, Арктический Совет.
Получено08.09.2023
Дата публикации03.10.2023
Кол-во символов14139
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 На сегодняшний день наблюдается заметное увеличение интереса к Арктике, в силу смещения центра геополитики на север, из-за чего обостряется борьба за регион1. Разграничение территории, особая культурно-историческая составляющая, биоразнообразие и экосистемы, районы разработки ископаемых ресурсов, транспортные пути – эти и многие другие вопросы становятся все более актуальными, специфику Арктики анализируют и изучают специалисты разных научных направлений и дисциплин. Арктика представляет собой многообещающую коммуникационную зону, которая способствует обеспечению и укреплению партнерства между странами посредством научной дипломатии. Так, исследования изменения климата Арктики могут привлекать ученых из множества стран и даже представителей коренных народов, которых ценят за их «традиционные знания». Результаты таких работ побуждают правительства арктических и неарктических государств обратить больше внимания на регион2. Международное научное сотрудничество может стать ключевым фактором в создании проектов, проведении совместных исследований, формировании международных образовательных программ, при организации которых странам необходимо учитывать геополитические, правовые и социально-исторические особенности региона. Одной из ведущих форм реализации взаимодействия стран служит Арктический Совет – межправительственный форум арктических государств: Канады, Королевства Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии, Российской Федерации, Швеции и Соединённых Штатов Америки. Страны реализуют совместную деятельность по общим арктическим вопросам, в частности по вопросам устойчивого развития и охраны окружающей среды региона. Функционирование Совета ведется в шести рабочих группах: группа по борьбе с загрязнением Арктики (ACAP); группа арктического мониторинга и оценки (AMAP); группа сохранения арктической флоры и фауны (CAFF); группа предотвращения чрезвычайных ситуаций (EPPR); группа охраны арктической морской среды (PAME); группа по устойчивому развитию (SDWG)3. Представляющим интерес для исследования является сравнение подходов к Арктическому региону Канады и Финляндии, как географически удаленных, но схожих по условиям и проблематике стран. В Основах политики в Арктике и Севере Канады закрепляются основные направления деятельности в регионе: повышение уровня жизни канадских арктических и северных коренных народов; укрепление инфраструктуры, устраняющее разрывы с другими регионами Канады; усиление местной и региональной экономики; устранение пробелов в знаниях об Арктике и ряд других4. Реализации поставленных целей способствуют различные учреждения, такие как Арктический Совет, Национальный исследовательский совет Канады (NRC), агентство «Полярные знания Канады» (POLAR), сеть центров ArcticNet и прочие5. Отличительной особенностью региона является высокая доля коренных жителей в населении, куда входят инуиты, гвичины, юпики и др. Из-за этого одним из наиболее приоритетных треков научно-исследовательской деятельности являются проблемы северных и арктических народов, которые сталкиваются с целым рядом затруднений в области продовольствия и воды, жилья, здоровья. Предоставление медицинских услуг затруднено из-за отсутствия инфраструктуры и подготовленных специалистов, к тому же, пандемия Covid-19 усугубила уже существующие проблемы. Для решения данных вопросов Канада в составе группы SDWG Арктического совета принимала участие в тематическом исследовании по оценке положительных и отрицательных социальных последствий в арктических сообществах6. Помимо проведения масштабных исследований, правительство Канады сотрудничает с большим количеством учебных заведений и совместно с ними организует образовательные программы по различным направлениям, в частности, по объединению и анализу знаний коренного населения7. Поддержание достойных условий жизни арктического населения невозможно без укрепления существующей инфраструктуры и ее улучшения: создание транспортных сетей, обновление портового, железнодорожного оборудования и тд. В то же время, создание производственных и инфраструктурных объектов - весьма долговременный и высокозатратный процесс, что является серьезным сдерживающим фактором интенсивного развития арктических регионов8. Однако, благодаря инвестиционному партнерству стран реализация проектов становится возможна. Так, агентство POLAR – за период 2017-2019 года профинансировало несколько крупных проектов, среди которых многоцелевая энергетическая модернизация племени гвичинов9. Схожие стремления можно наблюдать в стратегии другого арктического государства – Финляндии. Смягчение последствий изменения климата и адаптация, содействие благосостоянию и правам саамов как коренного народа, инфраструктура и логистика: все это способствует достижению поставленной цели – «мирный арктический регион, отмеченный конструктивным сотрудничеством»10. Ее достижению способствует активная деятельность Финляндии в Арктическом Совете, а также созданные внутри государства исследовательские центры и образовательные учреждения, такие как Академия Финляндии, Университет Лапландии и ряд других. Для достижения поставленных целей Академией Финляндии была организована программа ARKTIKO, направленная на изучение и понимание факторов изменений, влияющих на развитие арктического региона, процесс трансформации и динамику изменений. Программа способствовала укреплению лидирующих позиций финских арктических исследований в международных рейтингах и способствовала выявлению новых направлений исследований и, следовательно, новых решений. ARKTIKO не ограничилась деятельностью лишь в пределах Финляндии, но и включила в себя 20 международных проектов, в числе которых совместная инициатива стран Европейского союза – «Объединение знаний о климате для Европы»11. Ярким примером привлечения внимания молодого поколения к Арктическому региону служит Университет Лапландии. Благодаря сотрудничеству с образовательными центрами со всего мира осуществляется академическая мобильность студентов, которая направлена на распространение знаний об устойчивом развитии Арктики. В Арктическом Центре университета за годы его существования было реализовано более 200 проектов по арктической антропологии, управлении, политической экономии и экологии, что отвечает направлениям арктической стратегии12. Подчеркивая значимость международного арктического сотрудничества, стоит сказать о партнерстве Канады и Финляндии в регионе. Проанализировав арктические стратегии двух государств, можно сделать вывод о том, что направления деятельности обеих стран пересекаются и имеют под собой общие основания и цели. В качестве сквозных тем всего арктического сотрудничества Финляндия подчёркивает необходимость соблюдения принципов устойчивого развития, гендерного равенства и отсутствия дискриминации – те же положения наблюдаются в политике Канады. Такая схожесть позиций обуславливается тесными связями и общими ценностями государств. Эти две страны имеют много общего как северные парламентские демократии с похожей географией, климатом, природными ресурсами и экономикой, основанной на технологиях. Двусторонние коммерческие отношения Канады с Финляндией заключаются в основном в партнерстве и инвестициях в области науки, технологий и инноваций, в частности, в Арктике. Сотрудничество осуществляется преимущественно через Арктический совет, где страны участвуют в реализации научно-исследовательских и прикладных проектов13. Большая часть совместной деятельности связана с проблемами коренного населения обоих государств. Так, проект «Одна Арктика, одно здоровье II» позволяет более глубокое понимать последствия воздействия климатических условий на организм человека, а также направлена на снижение рисков для здоровья населения14. Не менее значимым является проект CREATES, поднимающий вопросы о ментальных проблемах, с которыми сталкиваются жители региона, а также затрагивающий тему чрезмерно высокого уровня самоубийств среди населения. Так, средний показатель смертности от самоубийств в Канаде за 2018 и 2019 г. составлял 10,3 и 12,1 случай соответственно (на 100 000 человек)15, в Финляндии – 14, 6 и 1416. Усугубление ситуации произошло с началом пандемии Covid-19 - миллионы людей по всему миру оказались в самоизоляции, из-за чего число самоубийств увеличилось, в особенности коренного населения. Можно заключить, что проекты предотвращения самоубийств – крайне актуальны и необходимы. Совместными усилиями Канады и Финляндии был принят ряд мер по укреплению психического здоровья среди молодежи и сообществ коренных народов Арктики17. Стоит отметить, что в сотрудничестве в Арктике Канада и Финляндия крайне заинтересованы, ведь преимущества от взаимодействия существенны как в региональном, так и в глобальном масштабе. Во-первых, это разработка инновационных технологий для использования природных ресурсов Арктики. Обладая огромным потенциалом технологического развития, Канада в сотрудничестве с Финляндией сможет создать новые и развить уже имеющиеся возможности добычи полезных ископаемых в Арктическом регионе. В 2022 году Национальный исследовательский совет Канады в партнерстве с Финляндией объявили о запуске совместных проектов исследований и разработок в рамках кластера ITEA Eureka.18, в котором уже реализуется канадский проект Canatec, работающий с арктическими оффшорными нефтяными компаниями19. Во-вторых, усиление сотрудничества в Арктике может способствовать созданию более мощной и развитой инфраструктуры, которая обладает лучшей технологической базой и талантливыми научными работниками, что увеличит потенциал региона. В-третьих, научное сотрудничество может помочь в улучшении жизненных условий коренных народов Арктики, через разработку научных исследований, которые помогут решить проблемы, связанные с экологией, здравоохранением и образованием. В-четвертых, международное сотрудничество может помочь в обеспечении стабильности в Арктике, благодаря более глубокому сотрудничеству, учету интересов коренных народов и соблюдению международных норм, которые обеспечивают экологическую безопасность и уважение культурных и традиционных ценностей региона. Важно заметить, что сотрудничество стран в Арктике может работать в обоих направлениях: оно может приводить к конкуренции и напряженности, но также может содействовать международному сотрудничеству и улучшать отношения между странами. Чтобы достичь продуктивного сотрудничества, странам необходимо обмениваться знаниями и научными исследованиями, чтобы получить более глубокое понимание региона и внести свой вклад в сохранение экосистемы Арктики. Таким образом, Арктика — это регион, обладающий множеством проблем, которые не всегда связаны с политическими или экономическими вопросами. Арктику можно рассматривать в качестве уникального экосистемного объекта, который заслуживает уважения и охраны. Будущее региона будет зависеть от того, сможет ли человечество научиться более уважительно относиться к природным и социально-историческим факторам, которые являются не только источником ценных ресурсов, но также представляет ценность само по себе, и нуждается в сохранении. 1. Никитенкова, М. А. Научная дипломатия в Арктике: прикладные исследования, научно-технические программы, развитие инфраструктуры / М. А. Никитенкова // Россия и Канада: возможности для сотрудничества : Сборник научных материалов. – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2020. – С. 83-95. – EDN QDYFZM.

2. Byers, M. (2017). Crises and international cooperation: an Arctic case study. International Relations, 31(4), С.375–402.

3. Рабочие группы / Арктический Совет - официальный сайт [электронный ресурс] URL: >>>> (дата обращения 10.05.2023).

4. Основы политики в Арктике и Севере / Правительство Канады –официальный сайт [электронный ресурс] URL: >>>> (дата обращения 12.05.2023)

5. Полярные исследования и проекты / Правительство Канады –официальный сайт [электронный ресурс] URL: >>>> (дата обращения 12.05.2023)

6. Проект «COVID-19 в докладе об оценке Арктике» / Рабочая группа Арктического совета – официальный сайт [электронный ресурс] URL: >>>> (дата обращения 13.05.2023).

7. Список финансируемых проектов POLAR на 2017-2019 гг. / Правительство Канады –официальный сайт [электронный ресурс] URL: >>>> (дата обращения 12.05.2023)

8. Половинкин В.Н., Симонов Ю.А. Инновационный подход к дальнейшему развитию инфраструктурных объектов в Арктике и Арктической зоне // Инновации. 2018. №11 (241). URL: >>>> (дата обращения: 12.05.2023).

9. Список финансируемых проектов POLAR на 2017-2019 гг. / Правительство Канады –официальный сайт [электронный ресурс] URL: >>>> (дата обращения 12.05.2023)

10. Стратегия Финляндии в отношении арктической политики / Канцелярия премьер-министра Финляндии –официальный сайт [электронный ресурс] URL: >>>> (дата обращения 10.05.2023)

11. Программа ARKTIKO 2014-2020 / Академия Финляндии –официальный сайт [электронный ресурс] URL: >>>> (дата обращения 11.05.2023)

12. Арктический Центр / Университет Лапландии – официальный сайт [электронный ресурс] URL: >>>> (дата обращения 08.05.2023)

13. Канадско-финляндские отношения / Правительство Канады – официальный сайт [электронный ресурс] URL: >>>> (дата обращения 08.05.2023)

14. Проект «Одна Арктика, одно здоровье II» / Рабочая группа Арктического совета – официальный сайт [электронный ресурс] URL: >>>> (дата обращения 13.05.2023).

15. Федеральная система предотвращения самоубийств/ Правительство Канады –официальный сайт [электронный ресурс] URL: >>>> (дата обращения 16.05.2023)

16. Причины смерти – 2019 / Статистика Финляндия – официальный сайт [электронный ресурс] URL: >>>> (дата обращения (16.05.2023)

17. Проект «Циркумполярная устойчивость, вовлечение и действие через историю (CREATES)» / Арктический совет – официальный сайт [электронный ресурс] URL: >>>>

18. Поддержка технологических инноваций / Правительство Канады – официальный сайт [электронный ресурс] URL: >>>> (дата обращения 14.05.2023)

19. Проект «Canatec» / ITEA – официальный сайт [электронный ресурс] URL: >>>> (дата обращения14.05.2023)

всего просмотров: 123

Оценка читателей: голосов 0

1. Никитенкова, М. А. Научная дипломатия в Арктике: прикладные исследования, научно-технические программы, развитие инфраструктуры / М. А. Никитенкова. – Текст : непосредственный // Россия и Канада: возможности для сотрудничества : сборник научных материалов. – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2020. – С. 83-95. – EDN QDYFZM.

2. Byers, M. Crises and international cooperation: an Arctic case study / M. Byers. – Текст : непосредственный // International Relations. – 2017. – № 31 (4). – Pp. 375-402.

3. Working group. – Текст : электронный / Arctic Council : [офиц. сайт]. – URL: https://arctic-council.org/about/working-groups/ (дата обращения: 10.05.2023).

4. Arctic and Northern Policy Framework. – Текст : электронный / Government of Canada : [офиц. сайт]. – URL: https://www.rcaanc-cirnac.gc.ca/eng/1560523306861/1560523330587#s7 (дата обращения: 12.05.2023).

5. Polar research and project. – Текст : электронный / Government of Canada : [офиц. сайт]. – URL: https://www.canada.ca/en/polar-knowledge/advancingpolarknowledge.html (дата обращения: 12.05.2023).

6. COVID-19 in the Arctic Assessment Report. – Текст : электронный / Arctic council working group : [офиц. сайт]. – URL: https://sdwg.org/what-we-do/projects/covid-19-in-the-arctic-assessment-report/ (дата обращения: 13.05.2023).

7. 2017-2019 POLAR Funded Projects List. – Текст : электронный / Government of Canada : [офиц. сайт]. – URL: https://www.canada.ca/en/polar-knowledge/advancingpolarknowledge/projects-funded-2017-2019.html (дата обращения: 12.05.2023).

8. Половинкин, В. Н. Инновационный подход к дальнейшему развитию инфраструктурных объектов в Арктике и Арктической зоне / В. Н. Половинкин, Ю. А. Симонов // Инновации. – 2018. – №11 (241). – С. 77-84. – Текст : электронный // КиберЛенинка : научная электронная библиотека. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnyy-podhod-k-dalneyshemu-razvitiyu-infrastrukturnyh-obektov-v-arktike-i-arkticheskoy-zone (дата обращения: 12.05.2023).

9. Finland’s Strategy for Arctic Policy. ¬– Текст : электронный / Prime minister’s office : [офиц. сайт]. – URL: https://vnk.fi/en/arctic-issues/finland-s-strategy-for-arctic-policy (дата обращения: 10.05.2023).

10. Arctic Academy Programme (ARKTIKO) 2014-2020. – Текст : электронный / Academy of Finland : [офиц. сайт]. – URL: https://www.aka.fi/en/research-funding/programmes-and-other-funding-schemes/academy-programmes/alasivut/academy-programmes-under-evaluation/arctic-academy-programme-arktiko-2014-2020/ (дата обращения: 11.05.2023).

11. Arctic Centre. – Текст : электронный / University of Lapland : [офиц. сайт]. – URL: https://research.ulapland.fi/en/organisations/arktinen-keskus (дата обращения: 08.05.2023).

12. Canada-Finland relations. – Текст : электронный / Government of Canada : [офиц. сайт]. – URL: https://www.international.gc.ca/country-pays/finland-finlande/relations.aspx?lang=eng (дата обращения: 08.05.2023).

13. One Arctic, One health II. – Текст : электронный / Arctic council working group : [офиц. сайт]. – URL: https://sdwg.org/what-we-do/projects/one-arctic-one-health-ii/ (дата обращения: 13.05.2023).

14. The Federal Framework for Suicide Prevention – Progress Report 2020. ¬¬¬– Текст : электронный / Government of Canada : [офиц. сайт]. – URL: https://www.canada.ca/en/public-health/services/publications/healthy-living/2020-progress-report-federal-framework-suicide-prevention.html#a3 (дата обращения: 16.05.2023).

15. Causes of death. – Текст : электронный / Statistics Finland : [офиц. сайт]. – URL: https://www.stat.fi/til/ksyyt/2019/ksyyt_2019_2020-12-14_kat_007_en.html#:~:text=In%202019%2C%20a%20total%20of,of%20suicides%20has%20decreased%20again (дата обращения: 16.05.2023).

16. Circumpolar resilience, engagement & action through story (creates). – Текст : электронный / Arctic Council : [офиц. сайт]. – URL: https://sdwg.org/what-we-do/projects/circumpolar-resilience-engagement-action-through-story-creates/ (дата обращения: 13.05.2023).

17. Canadian software innovation partnering mission to ITEA PO Days in Finland – September 12-16, 2022. – Текст : электронный / Government of Canada : [офиц. сайт]. – URL: https://nrc.canada.ca/en/irap/about/international/?action=view&id=115 (дата обращения: 14.05.2023).

18. Canatec. – Текст : электронный / ITEA : [офиц. сайт]. – URL: https://itea4.org/organisation/canatec.html (дата обращения: 14.05.2023).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх