Роль коренных народов как негосударственных акторов мировой политики (на примере США и Канады)

 
Код статьиS241328880026752-1-1
DOI10.18254/S241328880026752-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Студент-магистрант
Аффилиация: Дипломатическая Академия МИД РФ
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаNauka.me
ВыпускНомер 1
Страницы53-62
Аннотация

В этой статье анализируется степень влияния деятельности коренных народов США и Канады на процессы в международных отношениях. Исследуется терминологическая составляющая понятия "коренные народы", правовой статус коренного населения США и Канады и примеры участия представителей коренного населения в решении международных вопросов. Установлено, что изучение проблематики коренного населения в мировой политике - актуальный аспект для  современных исследований международных отношений.  

Ключевые словаКоренные народы, международные отношения, негосударственные акторы, США, Канада
Получено30.01.2024
Дата публикации10.02.2024
Кол-во символов20453
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 ВВЕДЕНИЕ
2

В настоящее время вопрос о положении коренных народов стран мира является одним из насущных и обсуждаемых в мировом сообществе, в том числе и в таких государствах, как США и Канада. По этой причине необходимо исследовать степень влияния коренного населения на внешнюю политику государств и на международные отношения. По данным ООН, в 90 странах мира проживает более 476 млн представителей коренных народов, что составляет 6,2% населения планеты1. Аборигенные народы, будучи носителями огромного культурного, языкового и мировоззренческого наследия, представляют собой важный субъект современных политических процессов. Коренные народы вносят культурное разнообразие в общество, и в качестве акторов мировой политики участвуют в решении мировых глобальных вызовов, в частности в сфере экологии, освоении мирового океана, в особенности в Арктике, решении демографического кризиса в развитых странах, преодолении социального неравенства. Сотрудничество с аборигенными народами в регионах их компактного проживания позволит найти решение многих актуальных проблем и обеспечить устойчивое развитие мирового сообщества. С этой точки зрения, США и Канада вызывают повышенное внимание, поскольку является развитыми государствами, в которых проводится политика мультикультурализма, причем по-разному. Более того, использование опыта североамериканских стран позволит найти точки развития отношений с коренными народами во многих странах мира, в том числе и в России. Также следует отметить, что в США и Канаде в середине 2010-х гг. развернулось движение «Верните землю» (Land Back Movement), усилив свои позиции в начале 2020-х на фоне развития движения BLM2. Целью этого движения является восстановления политического и экономического контроля североамериканских индейцев над территориями, которые ими осваивались до начала колонизации континента. Все эти факторы объясняют актуальность анализа роли коренных народов в мировой политике.

1. Международный день коренных народов мира. – Текст : электронный // Организация объединенных наций : [офиц. сайт]. – URL: https://www.un.org/ru/observances/indigenous-day (дата обращения: 22.03.2022).

2.‘Land Back’ is more than a slogan for a resurgent Indigenous movement. – Текст : электронный // The Globe and Mail : [офиц. сайт]. – URL: https://www.theglobeandmail.com/opinion/article-land-back-is-more-than-a-slogan-for-a-resurgent-indigenous-movement/  (дата обращения: 30.01.2022).
3 ПОНЯТИЕ «КОРЕННЫЕ НАРОДЫ» В РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ РЕАЛИЯХ
4

Для того, чтобы исследовать на практике особенности политической деятельности коренных народов, следует определиться на уровне терминологии, какие группы населения следует относить к коренным народом. С точки зрения российской науки, коренные народы понимаются как «народы, обитавшие на своих землях до прихода туда переселенцев из других районов3.» В словаре, изданном американской компанией «Мариам-Уэбстер», являющейся подразделением крупнейшего и старейшего издательства энциклопедий «Британика», коренные народы представлены как культурно различные этнические группы, члены которых являются прямыми потомками самых ранних известных жителей определенного географического региона и, в некоторой степени, сохраняют язык и культуру своих предков4. Эти определения объединяет обозначение некоторой территории, на которой, согласно российскому источнику, они проживали до прихода переселенцев или на которой жили их прямые предки, чей язык и культуру они сохранили, согласно англоязычному словарю. То есть основным признаком, характеризующим коренные народы, является определенный ареал их обитания. После рассмотрения общих словарных определений в российской и зарубежной науке необходимо изучить, как в американской и канадской юридической практике используется термин «коренные народы», и кто к ним относится. В США для определения представителей коренных народов, как правило, используются два термина: «американский индеец» (American Indian) и «коренной американец» (Native American). Ко второй категории относят лиц, которые родились на территории США вне зависимости от расовой или этнической принадлежности. К индейской расе в США причисляют также коренных жителей Аляски – алеутов и инуитов. Официальное название индейской расы – American Indian and Alaska Native. Права индейских племен закреплены в Конституции США, они признаются в договорах, ратифицированных Конгрессом, а также в решениях судов. Все это в совокупности является правовой основой взаимоотношений коренных народов и государства. Федеральное правительство США признает 566 коренных племен5. Согласно юридическому, политическому и традиционно общеупотребимому определениям, к числу коренного населения Канады относят три основные национальные группы – индейцы, инуиты и метисы. Все эти группы имеют разное обозначение в английском языке. Среди них наиболее распространены 5 вариантов: First Nations («Первые народы»), Indians (Индейцы), Indigenous peoples (Коренные народы), Aboriginal peoples (аборигены) и Native peoples или Natives (Местные народы). Среди всех пяти терминов, употребляемых в отношении коренного населения, с точки зрения современных канадских реалий в английском языке наиболее желательно употреблять термины First Nations и Indigenous peoples. Также, когда инуиты или метисы упоминаются как отдельная этническая группа, их, соответственно, называют Inuit и Métis. Отдельно иногда выделяют Innu (инну) – представителей двух северных коренных племен народа кри: монтанье и наскапи, проживающих на востоке полуострова Лабрадор в провинциях Квебек и Ньюфаундленд и Лабрадор6. Помимо терминологической составляющей, правовое положение коренного населения в США и Канаде также различно. Например, как утверждают специалисты из США, одним из главных отличий индейских резерваций в Канаде и Штатах является тот факт, что доходы, зарабатываемые резервациями, в Америке индейцы получают напрямую, а в Канаде эти доходы поступают в государственную казну, и оттуда их часть поступает в резервации7. В то же время в отличие от Канады в США не предпринимались попытки урегулирования последствий злоупотреблений, имевших место в школах-интернатах. Так, в 2005 г. было отказано в возбуждении дела по иску целого класса школы-интерната к правительству. Хотя посещение таких школ не является обязательным, положение в ныне действующих школах-интернатах по-прежнему вызывает озабоченность8. Как следует из вышеупомянутого утверждения, в США и в настоящее время функционируют школы-интернаты для индейцев, которые в Канаде полностью ликвидированы. После изучения терминологии и юридической практики следует в целом проанализировать, как в зарубежной и российской науке изучаются вопросы коренного населения США и Канады. Американские и канадские учёные, исследуя коренные народы, прежде всего опираются на различие европейских ценностей и ценностей аборигенного населения, что в свою очередь отражается на восприятии государства и международных отношений как явлений. С точки зрения западных экспертов9 понимание международных отношений у коренных народов отличается от межгосударственных подходов, особенно когда речь идет о том, как коренные народы реализуют себя в соответствии со своими священными обязательствами и взаимозависимостью с миром природы. Идея о возрождении коренных народов влечет за собой восстановление и возрождение отношений с землями, культурами и сообществами, и продвигает позитивное, альтернативное видение международного сообщества, которое бросает вызов доминирующей межгосударственной модели. Концепция государственного суверенитета подпитывала современные стратегии государственного строительства и почти без исключения приводила либо к уничтожению коренных народов, либо к их порабощению через навязывание культуры, языка и институтов управления и контроля за образом жизни коренного населения10. Такие исторические предпосылки вынуждают коренные народы: 1) вступать в конфронтацию с государственными властями ради защиты собственных прав ; 2) рассматривать развитые государства как результат колонизации, и, следовательно, истребления и притеснения коренных народов ; 3) представлять на всеобщее обозрение новую мировоззренческую модель мирового порядка, существующего за пределами глобального государственного управления. Подобная позиция позволила поднять в ХХ в. вопрос о самоопределении коренных народов, что привело к созданию международно-правовых норм для реализации этого права, в частности Декларации ООН о правах коренных народов11. Учитывая, что во всем мире насчитывается около 5000 коренных народов, есть много способов утвердить самоопределяющуюся власть. Многие альтернативы, исходящие от коренных народов, даже отвергают саму идею о том, что должен существовать надежный набор всеобъемлющих принципов, регулирующих отношения между народами, утверждая, что мы должны терпимо относиться к множеству подходов к продвижению мира между народами и к окружающей среде, которая нас питает. С этой точки зрения нельзя путать принцип самоопределения коренных народов с усилиями отдельных регионов (Квебек, Шотландия, Каталония) создать независимые государства. Таким образом, по мнению западных экспертов, исследование проблематики положения коренного населения имеет характер противопоставления между западной государственной системы МО и взглядами аборигенных народов, поскольку западные государства игнорируют систему ценностей и знаний коренных народов и тем самым в политико-нормативной сфере государства становятся наследниками колониализма. Российские исследователи также постепенно начинают обращать внимание на вопросы положения коренных народов через призму североамериканского опыта12. Отечественные ученые традиционно рассматривают коренные народы США и Канады скорее как внутриполитический актор, изучение которого относится больше к страноведению или регионоведению, нежели к международным отношениям. Однако часть исследователей, такие, как например, Р. Гарипов13, в XXI в. начали на примере индейцев анализировать проблему защиты прав коренных народов в международном праве, в частности международных документов, принятых в ООН. Такой подход объясняется тем, что исследование положения роли коренных народов в международно-правовой сфере может способствовать более глубокому пониманию проблематики суверенитета в современном мире. Кроме того, приходится с глубоким сожалением констатировать, что судьба этнических меньшинств, находящихся на территории суверенных государств, зачастую становится разменной монетой в геополитическом противостоянии крупных политических игроков.

3. Барихин, А. Б. Большая юридическая энциклопедия : более 30 000 терминов и определений / А. Б. Бахирин. – Москва :  Книжный мир, 2010. – 959 с. – Текст : непосредственный.  

4. Indigenous definition. – Текст : электронный //  Merriam-Webster : [офиц. сайт]. – URL:https://www.merriam-webster.com/dictionary/indigenous#other-words  (дата обращения: 15.03.2022).

5. Чернухина, Л. С. Формы участия коренных народов Северной Америки в отправлении правосудия / Л. С. Чернухина. – Текст : электронный // Журнал российского права. – 2014. – №7 (211). С. 104-116. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formy-uchastiya-korennyh-narodov-severnoy-ameriki-v-otpravlenii-pravosudiya  

6. Тишков, В. А. Народы и религии мира / В. А. Тишков. – Москва : Большая российская энциклопедия, 1998. – 926 с. – Текст : непосредственный. 

7.  A Progressive Facade: Comparing the U.S. and Canada’s Treatment of Indigenous Peoples. – Текст : электронный // Harvard Political Review : [офиц. сайт]. – URL: https://harvardpolitics.com/a-progressive-facade-comparing-the-u-s-and-canadas-treatment-of-indigenous-peoples/ (дата обращения 20.03.2022).

8.  Чернухина, Л. С. Формы участия коренных народов Северной Америки в отправлении правосудия / Л. С. Чернухина. – Текст : электронный // Журнал российского права. – 2014. – №7 (211). С. 104-116. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formy-uchastiya-korennyh-narodov-severnoy-ameriki-v-otpravlenii-pravosudiya  

9.Indigenous Perspectives on International Relations Theory. – Текст : электронный // E-International Relations : [офиц. сайт]. – URL: https://www.e-ir.info/2018/01/23/indigenous-perspectives-on-international-relations-theory/  (дата обращения:13.12.2022).
10. Ibid

11. Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов. – Текст : электронный // Организация объединенных наций : [офиц. сайт]. – URL:https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/indigenous_rights.shtml (дата обращения : 

12. Победаш, Д. И. Индейцы Соединенных штатов как акторы международных отношений / Д. И. Победаш. – Текст : электронный // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. – 2014. – №3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/indeytsy-soedinennyh-shtatov-kak-aktory-mezhdunarodnyh-otnosheniy 

13. Гарипов, Р. Ш. Понятие «коренной народ» и их статус в международном и внутригосударственном праве / Р. Ш. Гарипов. – Текст : непосредственный // Международное право и международные организации. – 2013. – № 3. – С. 408-420. – DOI:10.7256/2226-6305.2013.3.5362. 

всего просмотров: 71

Оценка читателей: голосов 0

1. Барихин, А. Б. Большая юридическая энциклопедия : более 30 000 терминов и определений / А. Б. Бахирин. – Москва : Книжный мир, 2010. – 959 с. – Текст : непосредственный.

2. Гарипов, Р. Ш. Понятие «коренной народ» и их статус в международном и внутригосударственном праве / Р. Ш. Гарипов. – Текст : непосредственный // Международное право и международные организации. – 2013. – № 3. – С. 408-420. – DOI:10.7256/2226-6305.2013.3.5362.

3. Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов. – Текст : электронный // Организация объединенных наций : [офиц. сайт]. – URL:https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/indigenous_rights.shtml (дата обращения : 16.03.2022).

4. Левит, Л. В. Приполярный совет инуитов как институт гражданского общества в арктических государствах и орган по защите прав и интересов аборигенного населения / Л. В. Левит. – Текст : электронный // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. – 2014. – №11. – С. 58-62. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pripolyarnyy-sovet-inuitov-kak-institut-grazhdanskogo-obschestva-v-arkticheskih-gosudarstvah-i-organ-po-zaschite-prav-i-interesov (дата обращения: 13.12.2022).

5. Максимова, Д. Д. Коренные народы Канады: эволюция отношений с государством / Д. Д. Максимова, В. И. Соколов. – Текст : непосредственный // США и Канада : экономика, политика, культура. – 2010. – №12. – С. 55-71.

6. Международный день коренных народов мира. – Текст : электронный // Организация объединенных наций : [офиц. сайт]. – URL: https://www.un.org/ru/observances/indigenous-day (дата обращения: 22.03.2022).

7. Победаш, Д. И. Индейцы Соединенных штатов как акторы международных отношений / Д. И. Победаш. – Текст : электронный // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. – 2014. – №3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/indeytsy-soedinennyh-shtatov-kak-aktory-mezhdunarodnyh-otnosheniy (дата обращения: 13.12.2022).

8. Тишков, В. А. Народы и религии мира / В. А. Тишков. – Москва : Большая российская энциклопедия, 1998. – 926 с. – Текст : непосредственный.

9. Чернухина, Л. С. Формы участия коренных народов Северной Америки в отправлении правосудия / Л. С. Чернухина. – Текст : электронный // Журнал российского права. – 2014. – №7 (211). С. 104-116. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formy-uchastiya-korennyh-narodov-severnoy-ameriki-v-otpravlenii-pravosudiya (дата обращения: 27.03.2023).

10. ‘Land Back’ is more than a slogan for a resurgent Indigenous movement. – Текст : электронный // The Globe and Mail : [офиц. сайт]. – URL: https://www.theglobeandmail.com/opinion/article-land-back-is-more-than-a-slogan-for-a-resurgent-indigenous-movement/ (дата обращения: 30.01.2022).

11. A Progressive Facade: Comparing the U.S. and Canada’s Treatment of Indigenous Peoples. – Текст : электронный // Harvard Political Review : [офиц. сайт]. – URL: https://harvardpolitics.com/a-progressive-facade-comparing-the-u-s-and-canadas-treatment-of-indigenous-peoples/ (дата обращения 20.03.2022).

12. COP27: Indigenous climate expert gives speech at COP27 leaders’ summit. – Текст : электронный // NDN collective : [офиц. сайт]. – URL: https://ndncollective.org/cop27-indigenous-climate-expert-gives-speech-at-leaders-summit/ (дата обращения 13.12.2022).

13. Indigenous definition. – Текст : электронный // Merriam-Webster : [офиц. сайт]. – URL:https://www.merriam-webster.com/dictionary/indigenous#other-words (дата обращения: 15.03.2022).

14. Indigenous Perspectives on International Relations Theory. – Текст : электронный // E-International Relations : [офиц. сайт]. – URL: https://www.e-ir.info/2018/01/23/indigenous-perspectives-on-international-relations-theory/ (дата обращения:13.12.2022).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх