Влияние послевоенных японских представлений о мужественности на распространение феномена социального затворничества

 
Код статьиS241328880023870-1-1
DOI10.18254/S241328880023870-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Государственный академический университет гуманитарных наук (ГАУГН)
Адрес: Москва, Российская Федерация
Название журналаNauka.me
ВыпускНомер 4
Страницы18-24
Аннотация

Термин хикикомори получил значительное распространение в японо- и англоязычной литературе уже несколько десятилетий назад, однако до сих пор данная тема остаётся малоисследованной в рамках российского японоведения. В данной статье дан краткий обзор проблемы, а также рассмотрено, как социальные ожидания эпохи японского «экономического чуда» повлияли на рост численности мужчин-хикикомори в конце XX века.

Ключевые словаЯпония, социальные проблемы, хикикомори, потерянное десятилетие, демография, гендерные роли
Получено28.12.2022
Дата публикации31.12.2022
Кол-во символов10261
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 На сегодняшний день в Японии насчитывается не менее 1.15 млн.1 человек, принадлежащих к так называемым хикикомори (яп. 社会的引きこもり сякайтэки хикикомори«социальная изоляция»). Этим словом обозначают современный японский социокультурный феномен, характеризующийся добровольным отказом человека от социальных контактов, отсутствием у него интереса и какой-либо мотивации посещать учёбу или работу, а также пребывание в самоизоляции на протяжении шести месяцев и более. Как правило, социальная изоляция для хикикомори первична и не является симптомом того или иного сопутствующего ментального заболевания. Иными словами, у этих людей отсутствуют какие-либо психические расстройства, которые могли бы послужить причиной перехода к самоизоляции. 1. На основании результатов опросов Кабинета министров Японии 2016, 2019 г. — Tajan N. Mental Health and Social Withdrawal in Contemporary Japan. Beyond the Hikikomori Spectrum. // NY: Routledge, 2021. p. 95–112
2 Японское общество, несмотря на существенные структурные изменения, происходившие в стране ещё с начала эпохи Мэйдзи (1868 г.), в своей основе по сей день остаётся достаточно традиционным. В связи с этим японскую культуру принято причислять к культурам с преобладанием черт коллективизма и противопоставлять её, таким образом, индивидуалистическим культурам Северной Америки, а также Западной и Северной Европы2. Для коллективистских культур характерна ориентация на общие цели и интересы, а каждый индивидуум оценивается относительно степени соответствия правилам и нормам того или иного сообщества (университетской группы, рабочего коллектива и т.п.). Члены коллективистского общества выбирают пути решения конфликтов, которые не разрушали бы взаимоотношения с другими членами сообщества, предпочитая проявлять собственную вежливость и скромность. В Японии, в частности, такая модель поведения является социально одобряемой и оттого зачастую единственно верной. Тот, кто проявляет даже слабые отклонения от установленной модели, подвергается жёсткой критике и неприятию со стороны других членов сообщества. 2. Kim R. Hikikomori: The Japanese Phenomenon of Social Withdrawal through the Examination of Cultural Influence, Societal Expectation, and Attachment Theory, 2019. С. 18
3 Принадлежность японского общества к коллективистскому типу оказывает значительное влияние на деловую культуру этой страны3. Говоря о потребности человека в самореализации, которая стоит на вершине иерархической модели потребностей человека по Маслоу, важно обратить внимание, что именно подразумевается под “самореализацией” в конкретной культуре. Для японского общества справедливо рассматривать самореализацию через формирование сотрудником хорошего мнения коллег и начальства о своей работе, важность ощущения поддержки и одобрения со стороны окружающих4. В связи с этим неудивительно, что большинство хикикомори-индивидуумов стыдятся того, что не смогли занять “социально одобряемое” место в том или ином сообществе (будь то учебная группа или рабочий коллектив), и ощущают, что обществу они не нужны. Именно с этим чувством собственной “ненужности”, вероятно, связана концепция “порочного круга” (англ. vicious circle), предложенная в книге японского психолога, “пионера” изучения проблемы социального затворничества в Японии, Сайто: Тамаки, «Сякайтэки хикикомори: бесконечная юность» (яп. 社会的引きこもり— 終わらない思春期 сякайтэки хикикомориоваранай сисюнки). Согласно этой концепции, сами хикикомори воспринимают изоляцию как «поведение проигравшего», что лишь усугубляет их чувство ненависти к себе и ведёт к более глубокому погружению в состояние социального затворничества5. Рассмотрим схематическое изображение системы “порочных кругов” хикикомори, приведённое в книге Сайто: (рис. 1)6. 3. Пушных В.А., Ерёменко М.С. Межкультурный менеджмент. // Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. С. 59

4. Там же — С. 62

5. Saitō T. (1998). Hikikomori: Adolescence without End. // Translated by Jeffrey Angles. Minnesota University Press, 2013. p. 86

6. Там же — p. 88

всего просмотров: 212

Оценка читателей: голосов 0

1. Молодяков В. Э., Молодякова Э. В., Маркарьян С. Б. История Японии. XX век. – М.: ИВ РАН; Крафт+, 2007. – 528 с.

2. Пушных В.А., Ерёменко М.С. Межкультурный менеджмент. // Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. – 180 с.

3. Kim R. Hikikomory: The Japanese Phenomenon of Social Withdrawal through the Examination of Cultural Influence, Societal Expectation, and Attachment Theory. // Rosa K. Kim Thesis. Plan II Honors Program. The University of Texas at Austin, 2019. – 78 p.

4. Ono H. Lifetime Employment in Japan: Concepts and Measurements. // Stockholm School of Economics, 2005. – 59 p.

5. Rahardjo, William, "Changing Ideals in the Hegemonic Salaryman: A Study of Post-War Japanese Masculinity in Relation to Hikikomori, Freeters, and Women in the Workforce". Senior Theses, Trinity College, Hartford, CT 2013. Trinity College Digital Repository, https://digitalrepository.trincoll.edu/theses/311

6. Saitō T. (1998). Hikikomori: Adolescence without End. // Translated by Jeffrey Angles. Minnesota University Press, 2013. – 193 p.

7. Tajan N. Mental Health and Social Withdrawal in Contemporary Japan. Beyond the Hikikomori Spectrum. // NY: Routledge, 2021. – 247 p.

8. Tajan N., Hamasaki Yukiko, Pionnié-Dax N. Hikikomory: The Japanese Cabines Office’s 2016 Survey of Acute Social Withdrawal. // The Asia-Pacific Journal | Japan Focus. / vol. 15, issue 5, n. 1, 2017 Mar

Система Orphus

Загрузка...
Вверх