Школьные учебники и учебные программы в Японии в первое десятилетие после окончания оккупации

 
Код статьиS241328880021196-9-1
DOI10.18254/S241328880021196-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Московский городской педагогический университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаNauka.me
ВыпускНомер 2
Страницы47-56
Аннотация

 

После окончания Второй мировой войны в Японии были проведены масштабные преобразования, целью которых американский Штаб оккупационных войск поставил демократизацию страны. Реформы системы образования заключались в ее децентрализации и повышения доступности получения образования. Впрочем, ряд введенных новшеств не устраивал политиков-консерваторов, которые активно продвигали инициативы по пересмотру законов периода оккупации в первое десятилетие после ее окончания. Предлогом для них стала неэффективность, по мнению традиционалистов, деятельности ряда новых органов, созданных для реализации задач реформ. Одному из важных направлений консервативных преобразований - реформам содержания и утверждения школьных учебников - и посвящена настоящая статья. В работе будут рассмотрены оформление монополии министерства образования на утверждение школьных учебников в контексте усиления централизации системы образования, будет поднят вопрос о формировании государственной цензуры содержания учебных пособий и будут описаны ее последствия.

 

 

Ключевые словаистория образования, Япония, реформы, учебники, учебная программа
Источник финансированияВыражаю благодарность своему научному руководителю Гришачеву Сергею Викторовичу, кандидату исторических наук, доценту НИУ ВШЭ, за ценные рекомендации по содержанию исследования и помощь в редактировании статьи.
Получено02.11.2022
Дата публикации05.11.2022
Кол-во символов27659
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. В ходе преобразований периода оккупации Японии (1945 – 1951 гг.) Штаб оккупационных войск особое внимание уделял реформам системы образования. Их главными достижениями стали ее децентрализация и повышение доступности получения образования любого уровня для граждан всех категорий. Однако не всех устраивали результаты проведенных реформ. В 1950-х гг. консерваторы предпринимали попытки пересмотреть законы, изданные в период оккупации. Они стремились к установлению более централизированного контроля, полагая, что такая система больше подойдет к японским реалиям. Помимо этого, в 1950-х гг. обсуждалась идея о необходимости возвращения в школу воспитания в духе дискредитированных в период оккупации традиционных моральных ценностей, таких как верность родине и сыновняя почтительность. Консерваторы же считали, что сами по себе идеи патриотизма и сыновней почтительности не несут в себе милитаристского подтекста. Леволиберальные силы, напротив, выступали категорически против любых инициатив, связанных с внедрением традиционной морали в образовательный процесс, полагая, что это приведет к возврату, хотя бы и частичному, довоенного милитаристского духа.
2 Именно результаты преобразований периода оккупации и консервативные контрреформы после ее окончания заложили основы современной системы образования Японии. Воспитание нового поколения граждан, в свою очередь, значительно повлияло на все сферы жизни общества, потому изучение истории образования и просвещения крайне важно. Для наиболее полной реконструкции процесса преобразования системы просвещения 1950-х гг. необходимо подробнее изучить один из наиболее важных его аспектов – реформы учебных пособий. Его освещению и посвящена настоящая работа.
3

Утверждение учебных пособий. В первую очередь рассмотрим вопросы утверждения школьных учебников. В Законе о школьном образовании (Гакко: кё:ику хо:, 学校教育法) 1947 года говорилось о том, что учебные пособия должны проходить проверку и утверждаться «надзорным органом»1. Этим органом должны были стать местные советы по вопросам образования, выбор членов которых, по настоятельным требованиям отдела гражданской информации и образования при Штабе оккупационных войск, должен был проводиться путем народного голосования. Однако консерваторы считали, что децентрализованное утверждение учебников создает множество экономических, технических и педагогических проблем2. Поэтому в 1953 году были приняты поправки к Закону о школьном образовании, в соответствии с которым в статьях об утверждении учебников начальной и средней школы «надзорный орган» заменялся «министерством образования»3. В результате утверждение учебных пособий стало исключительным правом министерства образования. Однако министерство образования не было готово к новой нагрузке. Существовавшие комиссии не успевали как следует проверить огромное количество учебников, в связи с чем пособия выходили с ошибками и опечатками4. Кроме того, правящая Либерально-Демократическая партия встретилась с еще одной проблемой – преобладанием леволиберальных сил в местных советах по вопросам образования. В задачи этих органов входила реализация образовательной политики на префектурном и муниципальном уровнях. Дело в том, что на избирательную кампанию в эти советы требовались финансовые средства. Большинство граждан не могло себе позволить такие вложения, однако леволиберальное Объединение учителей Японии (Нихон кё:сёкуин кумиай, 日本教職員組合) оказывало финансовую поддержку своим кандидатам. В результате деятельность местных советов по вопросам образования, в которых количество членов Объединения учителей преобладало, нередко принимала, по мнению власти, пропагандистский характер. В частности, нередко предпринимались попытки утвердить в качестве учебных пособий литературу левого толка5. Подобное не осталось без внимания консерваторов. В 1955 году была опубликована брошюра под заголовком «Прискорбные проблемы учебников» (Урэубэки кё:касё но мондай, 憂うべき教科書の問題). Брошюра критиковала ряд школьных учебников по причинам: поддержки Объединения учителей и его деятельности; высказываний о бедности японских трудящихся и поощрения движений рабочих; восхваления СССР и КНР; коммунистической пропаганды. Похожие атаки проводились и после6.

1. Гакко: кё:ику хо: сё:ва нидзю:ни нэн сан гацу нидзю:кю:нити хо:рицу дай нидзю:року го: (Закон о школьном образовании от 29 марта 1947 года № 26) [Электронный ресурс] // Монбусё:. URL: >>>> (дата обращения: 27.06.2022)

2. Кайго Т., Нака А., Амаги И. [и др.]. Гакусэй хякунэнси (Сто лет системы образования) [Электронный ресурс] // Токио: Монбусё:, Кабусикигайся Тэйкоку тихо: гё:сэй гаккай, 1981. URL: >>>> (дата обращения: 27.06.2022)

3. Гакко: кё:ику хо: но итибу о кайсэйсуру хо:рицу: сё:ва нидзю:хати нэн хати гацу го нити (Акт о внесении поправок в Закон о школьном образовании от 5 августа 1953 года № 167) [Электронный ресурс] // Кокурицу ко:бунсёкан дидзитару а:каибу. URL: >>>> (дата обращения: 27.06.2022)

4. Кайго Т. Гакусэй хякунэнси.

5. Duke B. C. Japan's militant teachers: A history of the left-wing teachers' movement. // Honolulu: University of Hawaii Press, 2019. P. 131-133.

6. Nozaki Y. War memory, nationalism and education in postwar Japan: The Japanese history textbook controversy and Ienaga Saburo's court challenges // London: Routledge, 2008. Pp. 18-19.

всего просмотров: 256

Оценка читателей: голосов 0

1. Панов, А. Н. История внешней политики Японии 1868-2018 гг. / А. Н. Панов, К. О. Саркисов, Д. В. Стрельцов; под редакцией А. Н. Панова. – Москва : Изд-во Международные отношения, 2019. – 456 с. – (История внешней политики зарубежных стран). – ISBN 978-5-7133-1626-6. – Текст : непосредственный.

2. Duke, B. C. Japan's militant teachers: A history of the left-wing teachers' movement. / B. C. Duke. – Honolulu : University of Hawaii Press, 2019. – 250 p. – ISBN 978-0-82480-237-0. –Текст : непосредственный.

3. Nozaki, Y. War memory, nationalism and education in postwar Japan: The Japanese history textbook controversy and Ienaga Saburo's court challenges / Y. Nozaki. – London : Routledge, 2008. – 224 p. ISBN 978-1-13419-590-9. – Текст : непосредственный.

4. Кайго Т. Гакусэй хякунэнси (Сто лет системы образования) // Т. Кайго, А. Нака, И. Амаги [и др.]. – Текст : электронный // Токио: Монбусё:, Кабусикигайся Тэйкоку тихо: гё:сэй гаккай. – 1981. – URL: https://www.mext.go.jp/b_menu/hakusho/html/others/detail/1317552.htm (дата обращения: 27.06.2022).

5. Тоёидзуми, С. До:току кё:ику но рэкиситэки ко:сацу (2): «до:току но дзикан» но токусэцу кара «токубэцу но кё:ка до:току» но сэйрицу э (Историческое исследование истории морального воспитания (2): от установления «классных часов для морального воспитания» до создания «морального воспитания как особого предмета») / С. Тоёидзуми. – Текст : электронный // Кё:ику гакубу киё. – 2016. – Т. 50. – С. 243-254. – URL: https://cir.nii.ac.jp/crid/1050282676658736000 (дата обращения: 27.06.2022).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх