Тенденции правового регулирования корпоративного управления в сфере ТЭК

 
Код статьиS231243500030171-6-1
DOI10.61525/S231243500030171-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Юрист практики корпоративного мониторинга и комплаенса ООО «Газпромнефть Экспертные решения»
Аффилиация: ООО «Газпромнефть Экспертные решения»
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаПравовой энергетический форум
ВыпускВыпуск №1
Страницы44-50
Аннотация

Корпоративное управление – основа деятельности компаний. От эффективности построения системы корпоративной структуры во многом зависят результаты деятельности организаций. При этом успешность руководства зависит не только от полного следования «букве» закона, но и от понимания современных направлений и тенденций в условиях меняющейся действительности. В работе рассмотрены актуальные тренды в области корпоративного управления на примере структур крупных холдингов в области ТЭК, а также предложены пути оптимизации для успешного развития стратегической части деятельности страны в ближайшей перспективе. Условия ограничительных мер и санкций дают компаниям ощущения уязвимости, поэтому общая тенденция в законодательстве строится на построении системы эффективных мер по дополнительной защите прав и интересов крупных игроков на рынке. Однако при глубоком анализе введенных послаблений можно увидеть, что не каждая из них имеет положительный эффект. Именно поэтому в исследовании делается упор на современные проблемы и способы их решения. Автором предложены меры по усовершенствованию систем корпоративного управления, включая возможность использования искусственного интеллекта, пути модернизации области раскрытия информации с учетом современной действительности.

Ключевые словакорпоративное право, санкции, искусственный интеллект, система корпоративного управления в топливно-энергетическом комплексе
Получено20.11.2023
Дата публикации17.03.2024
Кол-во символов21809
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Значительная часть экономики Российской Федерации зависит от успешности и эффективности работы энергетической отрасли. Компании в сфере топливно-энергетического комплекса аккумулируют ресурсы и контролируют развитие области ТЭК за счет непосредственного участия в добыче, переработке, транспортировке, распределении топлива и энергии в ее различных формах. Провозгласив в Конституции ресурсы основой жизни и деятельности человека, государство не могло передать указанный сектор в руки частным организациям, так как важно реализовать свою социальную и экономическую функции, а также контролировать стратегически важные области экономики. Из этого закономерно следует, что существует объективная невозможность обеспечения достаточной конкуренции на рынке ТЭК при сравнении с другими секторами экономики. Такая особенность подразумевает специфику субъектов, а также сочетание как частно-правовых, так и публично-правовых методов для регулирования и обеспечения баланса всех участников вышеназванных общественных отношений [1].
2 Перед тем как поговорить о корпоративном управлении и способах оптимизации, необходимо определить его актуальные тренды в современных российских реалиях [2]. Первое, что стоит выделить – дозированное раскрытие информации компаниями. Рассматривая стратегически важные компании и других игроков на рынке ТЭК, мы видим, что компании существенно сократили количество опубликованной информации о внутренних органах управления, о существующих локальных нормативных актах и результатах своей деятельности. Постепенно исчезают разделы не только с сайтов крупных компаний о внутренних сведениях, но и на сайте центра раскрытия корпоративной информации «Интерфакс» существенно редеют страницы публикаций. Представляется, что это закономерный процесс в связи с ситуацией бесконечных санкций и нестабильной экономики, однако стоит упомянуть, что такие тенденции могут потенциально затрагивать права третьих лиц и давать компаниям ощущение бесконтрольности. Ранее общим правилом, установленным ст. 92 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – «Закон об АО») и п. 6.2 Кодекса корпоративного управления, изложенного в Письме Банка России от 10.04.2014 № 06-52/2463 была обязанность публичных компаний по раскрытию установленной в законе информации о своей компании и осуществляемой деятельности. Сейчас же во избежание наложения ограничительных мер и санкций, отечественным эмитентам на федеральном уровне предоставляется право осуществлять раскрытие информации в ограниченном составе или отказаться от ее раскрытия. Стоит отметить тенденцию, что перечень информации, разрешенной к ограниченному опубликованию, существенно расширяется каждый раз при очередном продлении таких мер послабления. Так, с 5 июля 2023 г. в Постановлении Правительства РФ от 04.07.2023 № 1102 устанавливается обновленный список случаев, когда компании имеют право частично «игнорировать» требования Закона об АО и Федерального закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ в области раскрытия и (или) предоставления сведений. Послабления установлены для ситуаций, когда буквальное и абсолютное следование закону со стороны эмитента может привести к существенному затруднению его деятельности за счет внешних санкций или иных возможных мер ограничительного характера. В ближайшей перспективе разрешено не опубликовывать данные о товарах военного, двойного назначения, а также сведения о сделках, совершаемых в целях приобретения и (или) реализации такого имущества. Также, если в отношении эмитента уже действуют ограничительные меры, то предоставляется право оставить не раскрытыми сведения о лицах из списка кандидатур для выборов в органы управления эмитента.

всего просмотров: 29

Оценка читателей: голосов 0

1. Лисицын-Светланов А.Г. Энергетическое право: задачи дальнейшего развития отрасли. Сборник материалов международной научно-практической конференции. М.Изд-во «Юрист». 2013.

2. Актуальные задачи энергетического права.Монография под ред.д.ю.н.В.В.Романовой. М.: ООО «Интеграция: Образование и Наука».2022. с.10-29.

3. PwC (2020). Sizing the Prize. What’s the Real Value of AI for Your Business and How Can You Capitalise? // https://www.pwc.com/gx/en/issues/analytics/assets/pwc-ai-analysis-sizing-the-prize-report.pdf

4. МТС назначила основателя VisionLabs Ханина вице-президентом по искусственному интеллекту // https://www.kommersant.ru/doc/4545169?ysclid=lg3mh88tvp364995403

5. Лаптев В.А. Цифровая трансформация инструментов управления современными корпорациями: состояние и пути развития / В.А. Лаптев, С.Ю. Чуча, Д.Р. Фейзрахманова // Правоприменение. 2022. Т. 6. N 1. С. 229 - 244.

6. Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р «Об утверждении Энергетической стратегии России на период до 2030 года» // CЗ РФ. 2009. № 48. Ст. 5836

7. Правовое регулирование в сфере энергетики: учебник // Салиева Р.Н., Салиев И.Р., Попов А.А., Фаткудинов З.М., Чижиков Ю.Н. Казань: Изд-во АН РТ. 2015. 246 с.

8. Романова В.В. Энергетическое право. Учебник для подготовки кадров высшей квалификации. М.: ООО «Издательская группа «Юрист». 2021. С.30-58; Романова В.В., Филь С.С. О тенденции развития локальных актов компаний газовой отрасли как источников энергетического права.// Правовой энергетический форум. 2014. № 1. С. 25-29

9. Федеральный закон от 05.02.2007 № 13-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использованиям атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 7, ст. 834.

10. Сергеев А.А. Источники российского права: вопросы классификации и некоторые тенденции развития // Российский юридический журнал. 2017. № 5. С. 9 - 17.

11. Письмо Банка России от 10.04.2014 № 06-52/2463 «О Кодексе корпоративного управления» // Вестник Банка России. № 40. 2014.

12. Романова В.В.Энергетическое право. Учебник для подготовки кадров высшей квалификации. М.: Издательская группа «Юрист». 2021. С.30-58.

13. Ломакин Д.В. Корпоративные правоотношения: общая теория и практика ее применения в хозяйственных обществах. М.: Статут, 2008. 511 с.

14. Центр раскрытия информации (Интерфакс) [Электронный ресурс] // https://www.e-disclosure.ru/

15. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СЗ РФ. – 2002 г. - № 1 (ч. 1). - ст. 1..

16. Романова В.В. Проблемы и задачи правового обеспечения корпоративного управления компаний с государственным участием в сфере энергетики.//Правовой энергетический форум. 2020. № 1. С.8-15.

17. Указ Президента РФ от 04.08.2004 № 1009 «Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» // СЗ РФ. 2004. № 32. ст. 3313

18. Акимов Н.А. Правовое обеспечение корпоративного управления в компаниях с государственным участием в сфере энергетики. канд. юрид. наук. - Москва, 2020. -: https://disser.spbu.ru/files/2020/disser_akimov.pdf

Система Orphus

Загрузка...
Вверх