Критерии теплосетевых организаций: проблемы правоспособности

 
Код статьиS231243500030169-3-1
DOI10.61525/S231243500030169-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Кандидат юридических наук
Аффилиация:
Адрес: Российская Федерация, Казань
Название журналаПравовой энергетический форум
ВыпускВыпуск №1
Страницы28-34
Аннотация

Более года назад вступили в силу изменения в законодательство в сфере теплоснабжения, предусматривающие установление критериев для приобретения статуса теплосетевой организации. Нововведения были призваны навести порядок на рынке тепловой энергии для сохранения на нем компетентных профессиональных игроков. Предусматривалось лишение предприятий, не обладающих необходимыми материальными, трудовыми и техническими ресурсами для надлежащего содержания и ремонта тепловых сетей статуса теплосетевой организации и консолидации сетевых активов у гарантирующего поставщика тепла – единой теплоснабжающей организации. Уже сейчас можно подвести промежуточные итоги реформы и констатировать, что ожидания законодателя оправдались не в полной мере. Раскрывая исторические особенности развития теплоэнергетики в дореформенный период, в настоящей статье рассматриваются факторы, которые сначала привели к появлению на рынке теплоснабжения множества теплосетевых организаций, а потом побудили законодателя предпринять меры для оптимизации числа регулируемых организаций. Для моделирования возможных последствий правового регулирования, автор обращается к смежной для теплоснабжения электроэнергетической отрасли, где за несколько лет до проведенной реформы теплосетевых компаний, законодатель уже вводил критерии территориальных сетевых организаций. Однако в связи с правовой позицией Конституционного Суда РФ, усилия законодателя не получили полной реализации. Для решения существующей проблемы автор предлагает перейти от количественных к качественным критериям при оценки соответствия организации статусу теплосетевой компании, которые позволят обеспечить надежность теплоснабжения, а не будут использованы в качестве формального основания для лишения добросовестных предприятий статуса профессионального участника рынка тепловой энергии.

Ключевые словаэнергетическое право, единая теплоснабжающая организация, теплоснабжающая организация, теплосетевая организация, критерии теплосетевых организаций
Получено20.11.2023
Дата публикации17.03.2024
Кол-во символов16948
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Деятельность хозяйствующих субъектов в сфере теплоснабжения строится на основе компетентности профессиональных участников рынка тепловой энергии – теплоснабжающих и теплосетевых организаций.
2 В качестве первого принципа организации отношений в сфере теплоснабжения в ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2010 г. №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) [1] вынесен принцип обеспечения надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.
3 Данный принцип, как следует из ст. 20 Закона о теплоснабжении, включает в себя, прежде всего, обязанность теплоснабжающих и теплосетевых предприятий обеспечить безаварийный режим работы объектов теплоснабжения, что невозможно без их надлежащей технической эксплуатации, проведения ремонтов и качественного обслуживания. Для выполнения этих требований необходимо обеспечить в организации наличие квалифицированного персонала, материально-технической базы и достаточного объема финансовых средств.
4 Между тем, реализация данного принципа в полной мере не всегда возможна, поскольку не все участвующие в технологической цепочке снабжения тепловыми энергоресурсами объекты теплоснабжения получают необходимое содержание, обеспечивающее их бесперебойную работу.
5 Это обусловлено несколько факторами.
6 На переходном этапе от государственного монополизма в экономике, в том числе и в сфере энергетики, в условиях отсутствия законодательного регулирования рыночных отношений в теплоснабжении (период с 1991 по 2010 гг.), с появлением института частной собственности возникла проблема «лоскутного одеяла» в инженерных сетях – наличие множества частных собственников сетей на определенной территории, которая требовала учитывать их интересы [2].
7 Этому в немой степени способствовало отсутствие в законодательстве механизмов по понуждению теплоснабжающих организаций к выполнению строительства сетей до объектов потребителей. В данный период подключение потребителей осуществлялось без заключения договора технологического присоединения на основании выдаваемых потребителю технических условий, которые содержали требования о прокладке трубопроводов самим потребителем [3]. В результате появилось огромное количество тепловых сетей находящихся на балансе потребителей вне зон эксплуатационной ответственности энергоснабжающих организаций.
8 Для решения возникшей проблемы законодателю пришлось изменить правила игры и установить, что «последнюю милю» (сети до объекта потребителя) при подключении строит теплоснабжающая организация за счет заявителя [4]. Одновременно в соответствие с этой концепцией были приведены иные нормы законодательства, исключающие появление сетевых объектов на балансе потребителей. Так, в п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. №491 [5] было предусмотрено, что внешней границей сетей теплоснабжения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме является внешняя граница стены дома.

всего просмотров: 35

Оценка читателей: голосов 0

1. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. №190-ФЗ «О теплоснабжении» // СЗ РФ. 02.08.2010. №31. Ст. 4159.

2. Елисеев И. Последняя миля для застройщика: https://zakon.ru/blog/2018/07/25/poslednyaya_milya_dlya_zastrojschika#comment_471186.

3. Приказ Минэнерго СССР от 06 декабря 1981 г. №310 «Об утверждении Правил пользования электрической и тепловой энергией» https://online.consultant.ru/riv/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=41366&cacheid=08C771C30A35193B3DE03F384FE524A7&mode=splus&rnd=e0KLuw#aUQE14UgPmcHMpG7

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. №83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» // СЗ РФ. 20.02.2006. №8. Ст. 920.

5. Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. №491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» // СЗ РФ. 21.08.2006. №34. Ст. 3680.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. №307 «О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 23.04.2012. №17. Ст. 1981.

7. Парламентская газета. Кабмину предложили установить критерии добросовестной теплосетевой// https://www.pnp.ru/economics/pravitelstvu-predlozhili-ustanovit-kriterii-dobrosovestnoy-teplosetevoy-organizacii.html

8. Федеральный закон от 01 апреля 2020 №84-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 4 Федерального закона «О теплоснабжении» и Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» // СЗ РФ. 06.04.2020. №14 (часть I). Ст. 2014.

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2021 г. №203 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 06.12.2021. №49 (часть I). Ст. 8222.

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 08 августа 2012 г. №808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 20.08.2012. №34. Ст. 4734.

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. №184 «Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям» // СЗ РФ. 09.03.2015. №10. Ст. 1541.

12. Число ТСО к 2017 г сократится в 2 раза с 4,5 тыс на текущий момент: http://www.bigpowernews.ru/news/document54294.phtml

13. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 2019 г. №19-П «По делу о проверке конституционности пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг в связи с жалобой акционерного общества «Верхневолгоэлектромонтаж-НН» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2019. №4.

14. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2019 №1857 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам компенсации расходов на приобретение электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии собственникам или иным законным владельцам объектов электросетевого хозяйства, понесенных ими в связи с обеспечением перетока электрической энергии в энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии» // СЗ РФ. 06.01.2020. №1 (часть I). Ст. 52.

15. Пасынков О.Д. Положение владельцев небольших участков тепловых сетей после вступления в силу критериев теплосетевых организаций // Право и общество. 2022. №3 (8). С. 43-45.

16. Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 октября 2023 г. по делу №А65-1227/2023//https://ras.arbitr.ru/

17. Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 июля 2023 г. по делу №А76-36172/2021//. https://ras.arbitr.ru/

18. Письмо Минстроя России от 07 февраля 2022 г. №4342-АЕ/04 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://kt.tmbreg.ru/files/news/2022/minstroy_2022-02-07_4342-ae-04.pdf.

19. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 мая 2023 г. №844 «О внесении изменения в пункт 56(2) Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации» // СЗ РФ. 05.06.2023. №23 (часть I). Ст. 4158.

20. Гредасова Е.Е. Перспективы развития предпринимательской деятельности теплосетевых организаций в связи с установлением критериев // Инновации. Наука. Образование. 2022. №50. С. 873-877.

21. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) с учетом поправок, внесенных Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. №1-ФКЗ // Российская газета. 04.07.2020.

22. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ // СЗ РФ. 05.12.1994. №32. Ст. 3301.

23. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2021 г. №2115 «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче тепловой энергии, теплоносителя, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 06.12.2021. №49 (часть II). Ст. 8301.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх