Некоторые вопросы атомного права Республики Сербия в свете научно-технического сотрудничества с Россией

 
Код статьиS231243500029323-3-1
DOI10.61525/S231243500029323-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Аспирант АНО «Научно-исследовательский «Центр развития энергетического права и современной правовой науки имени В.А.Мусина»
Аффилиация: АНО «Научно-исследовательский «Центр развития энергетического права и современной правовой науки имени В.А.Мусина»
Адрес: Российская Федерация,
Название журналаПравовой энергетический форум
ВыпускВыпуск № 4
Страницы98-103
Аннотация

Благодаря участию в Договоре о нераспространении ядерного оружия, Конвенции по ядерной безопасности, Венской конвенции, существующей ядерной инфраструктуре и опыту эксплуатации ядерного объекта Сербия является желанным партнером для совместной реализации проектов в сфере мирного использования атомной энергии. Следует приветствовать развитие сотрудничества между Россией и Сербией в этой сфере, однако необходимо отметить, что наличие закона, устанавливающего запрет на реализацию проектов по генерации электроэнергии с использованием ядерной энергии, существенно ограничивает не только сотрудничество по сооружению существующих типов АЭС, но также и возможности Сербии в создании и эксплуатации перспективных видов АЭС, включая АЭС малой мощности. С учетом развития рынка и увеличения потребности в углеродно-нейтральной энергии может быть сделан вывод о том, что наличие такого ограничения не может быть долгосрочным решением.

Ключевые словаатомное право, ядерная безопасность, строительство атомных электростанций
Получено20.09.2023
Дата публикации24.01.2024
Кол-во символов17288
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Использование атомной энергии в мирных целях представляет собой одно из наиболее ярких достижений технического прогресса. Речь идет не только о генерации электрической энергии со сниженными углеродными выбросами, но и о применениях в наиболее современных областях медицины, сельского хозяйства, космических исследований и др.[1]. Нельзя отрицать, однако, что деятельность по использованию атомной энергии неизбежно несет в себе риски и опасности, а аварии на ядерных объектах могут принести огромный вред жизни, здоровью людей и благополучию окружающей среды, сравнимый с самыми тяжелыми катастрофами на общепромышленных объектах.
2 Не ново замечание о том, что последствия аварий на ядерных объектах имеют трансграничный характер, затрагивая не только ту страну, в которой осуществляется эксплуатация ядерной установки, но и ее ближних и дальних соседей. Это неизбежно приводит к необходимости международного сотрудничества в сфере использования атомной энергии.
3 При этом выгоды от международного сотрудничества не сводятся к устранению последствий аварий, а включают в себя также расширение возможностей и преумножение тех благ, которые предоставляют научные исследования и практическое применение атомной энергетики. Следует учитывать, что в каждой стране, использующей или планирующей использовать атомную энергию, существует национальное регулирование этой сферы.
4 Тем важнее рассмотреть особенности национального регулирования стран, активно участвующих в международном научном и экономическом обмене в сфере использования атомной энергии в мирных целях, особенно тех, которые выступают партнерами Российской Федерации в осуществлении соответствующих проектов. Одной из таких стран является Республика Сербия.
5 Сербию многие называют «перекрестком» Европы. Международные шоссе и железные дороги, идущие вдоль речных долин страны, являются кратчайшими путями между Западной и Центральной Европой, с одной стороны и Азией и Африкой, с другой стороны [2].
6 Эта страна, представляющая собой центральную республику прекратившейся в 1992 году Союзной Федеративной Республики Югославии (СФРЮ), остается важным партнером для бывших югославских республик и занимает значимые позиции на рынках стран Западных Балкан и Юго-Восточной Европы. Немалая часть торгового оборота Сербии приходится и на страны Европы – главным образом, Германию и Италию [3].
7 Крупнейшим внешнеторговым партнером СФРЮ был СССР [4]. В 1990 году объем экспорта СФРЮ в СССР составлял 21,9% совокупного экспорта [5], что ставило его на первое место среди торговых партнеров. И сейчас Россия остается важнейшим внешнеторговым партнером Сербии с долей 15,24% в импорте и пятым по счету в экспорте с удельным весом 5,01% [6].
8 Среди двусторонних межправительственных соглашений в сфере мирного использования ядерной энергии и применения ядерной технологии таких соглашений, прежде всего, следует отметить Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии о научно-техническом сотрудничестве от 23.03.2011 [7]. Правда, в указанном соглашении среди приоритетных направлений сотрудничества ядерная тематика прямо не упоминается, а косвенно выводится из таких направлений как биотехнологии и биомедицина, нанотехнологии и наноматериалы, энергетика и энергосбережение.

всего просмотров: 45

Оценка читателей: голосов 0

1. Romanova V.V. The Decarbonization Process, Nuclear Energetics Potential and the Challenges of Legal Regulation. CYIL 2021. Vol. 12. Czech Yearbook of Public and Private International Law. P. 337–344.

2. Romanova V.V. On the current trends of international treaties in the field of nuclear law with the participation of Russian Federation. CYIL 2020. Vol. 11. Czech Yearbook of Public and Private International Law. P. 370–376.

3. Romanova V.V. Legal regulation of Nuclear Medicine and Modern Goals of the Development of Energy Law Order. CYIL 2019. Vol. 10. Czech Yearbook of Public and Private International Law. P. 313–320.

4. Славянские страны. XXI век / авт.-сост. В.С. Коробейников. М.: Изд. дом “Граница”, 2004. С. 89.

5. URL: http://www.nspm.rs/ekonomska-politika/aktuelniproblemi-ekonomske-i-energetske-saradnje-srbije-irusije.html

6. URL: http://www.nspm.rs/ekonomska-politika/aktuelni-problemi-ekonomske-i-energetske-saradnjesrbije-i-rusije.html

7. Попович Н.Н., Яшко О.О. Внешнеторговые отношения и перспективы экономического сотрудничества Российской Федерации и Республики Сербии: пер. с серб. М.: Экономика, 2014. С. 177.

8. Попович Н.Н., Яшко О.О. Внешнеторговые отношения и перспективы экономического сотрудничества Российской Федерации и Республики Сербии: пер. с серб. М.: Экономика, 2014. С. 178.

9. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page‑3/44894?_storageviewer_WAR_storageviewerportlet_advancedSearch=false&_storageviewer_WAR_storageviewerportlet_keywords=%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B8%D1%8F&_storageviewer_WAR_storageviewerportlet_fromPage=search&_storageviewer_WAR_storageviewerportlet_andOperator=1

10. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page‑1/53800?_storageviewer_WAR_storageviewerportlet_advancedSearch=false&_storageviewer_WAR_storageviewerportlet_keywords=%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B8%D1%8F&_storageviewer_WAR_storageviewerportlet_fromPage=search&_storageviewer_WAR_storageviewerportlet_andOperator=1

11. URL: https://rosatom.ru/journalist/news/rossiya-iserbiya-podpisali-soglasheniya-o-sooruzhenii-tsentrayadernykh-tekhnologiy-v-serbii/

12. Быстрова Д. В русле высоких технологий // Вестник атомпрома. 2022. № 3. С. 23–27.

13. URL: https://www.vin.bg.ac.rs/o-institutu/istorija-instituta

14. URL: https://www.vin.bg.ac.rs/istrazivanja/projekti

15. URL: https://serbia.mid.ru/Файлы%20для%20заполнения%20контента/Контент%20файлы%20сайта%20Посольство%20в%20Сербии%20 (ei)/docs/2009_reaktor.pdf

16. URL: https://www.atomic-energy.ru/news/2015/05/06/16892

17. URL: https://www.paragraf.rs/propisi/ustav_republike_srbije.html

18. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/npt.shtml

19. Закон о потврђивању додатног протокола између Републике Србије и Међународне агенције за атомску енергију уз споразум између Социјалистичке Федеративне Републике Југославије и Међународне Агенције за атомску енергију о примени гарантија у вези са уговором о неширењу нуклеарног оружја. “Службени гласник Републике Србије — Међународни уговори” 10/2018.

20. Службени гласник РС–Међународни уговори 19/15.

21. Zakon o radiacionoj i nuklearnoj sigurnosti i bezbednosti (“Sl. glasnik RS”, br. 95/2018 i 10/2019).

22. Zakon o zabrani izgradnje nuklearnih elektrana u Saveznoj Republici Jugoslaviji (“Sl. list SRJ”, br. 12/95 i “Sl. glasnik RS”, br. 85/2005).

23. URL: https://www.srbatom.gov.rs/srbatomm/

24. Odluka o osnivanju Agencije za zaštitu od jonizujućih zračenja i nuklearnu sigurnost Srbije: 76/2009-23, 113/2013-45, 62/2018-10 (pravno-informacioni-sistem.rs).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх